Русский Журнал / Колонки / Всюду жизнь
www.russ.ru/columns/life/20041201.html

Генеральная репетиция
Олег Кашин

Дата публикации:  1 Декабря 2004

Помните? "Ободренный приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о международном положении. Он несколько раз пытался пустить свой доклад по трамвайным рельсам, но с ужасом замечал, что не может этого сделать". Это я к тому, что мне очень хотелось рассказать сегодня о чем-то добром и хорошем, а получается сплошное международное положение, то есть сплошная Украина. Так что извините, будем говорить о ней.

В последнее время невнимательно слежу за творчеством Евгения Александровича Евтушенко, но уверен, что за минувшие две-три недели он написал несколько пронзительных стихотворений об оранжевой революции, как когда-то написал о Чехословакии, - мол, танки идут по правде, которая не газета. Уверен, Евтушенко откликнется на украинские события - во-первых, потому, что он всегда на все события откликается, а во-вторых - ситуация на Украине серьезно отличается от ситуации в Чехословакии 36 лет назад; имею в виду не то, что в Праге наши танки видели все, а в Киеве о нашем спецназе слышал только один мой старший сослуживец (это было бы банально), а то, что если тогда во всей необъятной стране нашлось семеро, что ли, отважных людей, которые с плакатом "За нашу и вашу свободу" или что-то в этом роде вышли на Красную площадь (остальные либо боялись выступать публично, либо не имели никакого мнения на этот счет), то теперь - наоборот: все говорят и пишут об Украине, да и законодательство, регулирующее проведение митингов и шествий, каким бы людоедским оно ни было, все-таки позволяет нам, российским гражданам, выходить на улицы и высказываться по волнующим нас темам. Тем более что действительно приятно "в трудную минуту быть с народом, все равно с каким", и вообще: "Если получится у вас, получится и у нас. А если у вас не получится, то получится у нас".

Словом, мне и впрямь было интересно, что выйдет из митинга российской общественности в поддержку Ющенко. Это было в воскресенье, у украинского, естественно, посольства (Леонтьевский переулок, бывшая улица Станиславского). Почему интересно? С одной стороны, в России и прежде всего в Москве много народу сочувствует собравшимся на майдане Незалежности, и многие считают, что если на Украине победят те, кто в оранжевом, то и в России скоро будет Настоящая Демократия (и наоборот). Из этого можно было сделать вывод, что поддержать киевскую революцию и, чем черт не шутит, провести генеральную репетицию революции в России явится приличных размеров толпа. С другой стороны, приличных размеров толпа в Москве, как показывает практика, собирается в трех случаях: если речь идет о демонстрации КПРФ 7 Ноября или 9 Мая (туда всегда много народу ходит), если ДЭЗы и районные управы в обязательном порядке сгоняют людей на митинг по заранее составленным спискам (так было в сентябре на Васильевском спуске, когда требовалось митинговать против терроризма) или если организатора митинга зовут Василий Якеменко. В остальных случаях собрать приличных размеров толпу нельзя. Иными словами, перед украинским посольством могло собраться много народу, а могло не собраться, и никто точного прогноза на сей счет не давал.

Теперь представьте: вы милицейский начальник. По вечерам вы смотрите телевизор и видите, что на Украине происходит что-то совершенно безумное, а ключевое слово в этом безумии - "Ющенко". И вам звонят из районной управы и говорят, что завтра на подведомственной вам территории будет митинг в поддержку Ющенко. Как вы на это отреагируете? Короче, с самого утра в воскресенье в Леонтьевском дежурила, кажется, вся милиция Центрального округа, включая автобус "ПАЗ" с ОМОНом. Таким образом, еще до начала митинга обстановку можно было охарактеризовать как напряженную.

К полудню начали собираться люди. Прелесть современных революций, по-моему, в том, что у их участников есть такие отличительные признаки, которых у обыкновенных людей нет. Поэтому когда видишь в противоположном конце переулка человека с оранжевой ленточкой на одежде, сразу понимаешь: вот он, революционер, за нашу и вашу свободу, "Ющенко - так!" и т.д. (наверное, в такой ситуации очень удобно работать снайпером - сразу видно, в кого стрелять, а в кого необязательно). И вот люди с оранжевыми лоскутками идут по переулку и собираются у посольства. У одного в руке пакет с мандаринами из "Елисеевского" (мандарины, как известно, тоже оранжевые). У другого усы специально свисают вниз, как у Тараса Бульбы с иллюстраций к Гоголю. У третьего к шапке скотчем (оранжевым, естественно) примотан портрет Ющенко. Потом подъехали "яблочники" с флагом и мегафоном. Потом - эспээсники в оранжевых майках с лозунгами вроде "Меняем Ющенко на Лещенко" и опять-таки с корзиной мандаринов (на каждом фломастером написано: "Так!"). Потом милиционеры озабоченно спрашивали у каждого, кто здесь старший, а когда старшего нашли, то не смогли объяснить, зачем искали, потому что заявка на митинг оформлена правильно. Потом люди начали скандировать "Кивалов - пидрахуй!", не зная (я спрашивал), кто такой Кивалов и как с украинского переводится "пидрахуй" (переводится "подсчитай", но звучит веселее). Даже появление редко митингующего Явлинского, который говорил по-украински "Не треба нас дурити", напоминая, что сам он родился во Львове, не придавало происходящему осмысленности. Было даже неловко перед хоть и украинскими, но все-таки дипломатами, которые наверняка смотрели на этот балаган из-за плотно задернутых штор посольства: мало того что на оранжевую революцию происходящее никак не тянуло, это-то нормально, но ведь не тянуло даже на кем только не воспетый пикет 1968-го на Красной площади. Я полтора года хожу на все московские митинги, но такого дурацкого еще не видел.

А затем появилась "Трудовая Россия". Анпилов привел к посольству своих вечных бабушек, которые начали отбирать у эспээсников агитационные мандарины и бросаться ими в людей с оранжевыми ленточками, крича при этом "Наша родина - СССР". Естественно, между анпиловцами и оранжевыми вклинилась милиция, разделившая переулок пополам и сдерживавшая обе стороны до тех пор, пока люди не разошлись сами (это произошло быстро, потому что было холодно). Наблюдать за действом со стороны было действительно забавно: хоть и в миниатюре, но городские сумасшедшие (а как их еще называть?) наглядно продемонстрировали интересующимся, что остается от оранжевых революций, если их не финансировать должным образом (акция в Леонтьевском была крайне малобюджетной). Глупость какая-то остается, а больше ничего.