Русский Журнал / Колонки / Всюду жизнь
www.russ.ru/columns/life/20050608.html

Гражданское общество-2
Олег Кашин

Дата публикации:  8 Июня 2005

На днях столкнулся с новой технологией - митинг Героев Советского Союза. Натурально, стоят человек пятьдесят с золотыми звездочками на пиджаках и кричат "Позор правительству!". Организаторы убили сразу несколько зайцев - во-первых, не надо объяснять, почему на митинге так мало народу, все понимают, что героев у нас кот наплакал и относятся к ним с повышенным сочувствием. Во-вторых, пресса гарантированно внимание уделит, потому что действительно - нетривиальный случай, герои митингуют (так и вышло, о героях написали во всех газетах и показали по всем телеканалам). Мысленно похвалил неизвестного пиарщика, придумавшего эту штуку, живо представил себе телетрансляцию "революции Героев" (это, понятное дело, была репетиция) и только потом стал вслушиваться в то, что герои говорят.

Оказалось - никакой революции и даже, может быть, никакого пиарщика. Все проще и пошлее. Главным Героем Советского Союза принято считать Валентина Ивановича Варенникова, который президентствует в геройской ассоциации со всеми вытекающими последствиями: общается с Путиным, дает консультации правительству насчет того, какие мысли и чаяния одолевают героев в сложных условиях текущего момента, и так далее. И есть герои помоложе, которые сами хотят быть центральными и полагают, что никакой Валентин Иванович Варенников им не нужен. У этих героев за главного - полковник-афганец Бурков. "Бурковские" и "варенниковские" герои постоянно ссорятся, по поводу и без повода; на сей раз они поссорились на почве поправок в закон о льготах - "варенниковские" пролоббировали свой проект в правительстве, "бурковские" - в "Единой России". Проекты практически одинаковы, но от того, какой проект примут, зависит, кого власть признает главным героем. Поэтому Варенников пишет Грызлову письма о том, что "гражданин Бурков" не имеет права выступать от имени героев, а Бурков устраивает митинги, на которых говорит, что права выступать не имеет как раз Варенников.

Бурков - заслуженный летчик, в Афганистане обе ноги потерял. Варенников - не менее заслуженный генерал, на параде Победы в сорок пятом году Знамя Победы нес. Такие заслуженные люди, а ведут себя, как "Идущие без Путина" какие-то. Неприлично. Но по-другому не могут.

Поймал себя на мысли, что теперь, встретив где-нибудь Героя Советского Союза, буду думать, за кого он - за "варенниковских" или за "бурковских". А он, может быть, ни за кого. Он, может быть, просто Герой.

А тем временем из Северной Осетии передают, что матери Беслана объявили голодовку в знак протеста против назначения Теймураза Мамсурова главой Северной Осетии. По логике организаторов голодовки, матери обладают достаточным моральным авторитетом, чтобы не допустить назначения Мамсурова. Но у самого Мамсурова, строго говоря, точно такой же моральный авторитет, как у голодающих матерей, - его дети тоже находились в захваченной школе, один ребенок выжил, другой стал инвалидом. Почему у матерей есть моральный авторитет, а у Мамсурова его нету, никто объяснить не может, и сдается мне, что никакого преимущества у матерей все-таки нет и они как-то не очень хорошо поступают, пытаясь конвертировать свое горе в политический ресурс.

Когда на прошлой неделе либералы, именующие себя гражданским обществом, плакали у Мещанского суда, протестуя против приговора Ходорковскому, а патриоты, точно так же именующие себя гражданским обществом, у Люблинского суда дарили цветы девушке, обвиняемой в убийстве, мне казалось, что это - признак существования в России двух гражданских обществ, тоталитарных по сути и, как следствие, совершенно нежизнеспособных. Сейчас, после митинга Героев Советского Союза и голодовки бесланских матерей, я думаю, что все еще хуже, чем можно было предположить, - гражданского общества вообще никакого нет, есть технологии, которые чем дальше, тем абсурднее и - ну, бесчеловечнее, что ли.

Между прочим, если вы хотите посмотреть на настоящее гражданское общество, приезжайте в Калининград. Там оно действительно есть. В июле будет юбилей города - 750 лет. Юбилей празднуют на федеральном уровне, существует комиссия по его организации во главе с Грефом, в общем все как у людей. А ведь два года назад правовое управление администрации президента отклонило подготовленный калининградским губернатором проект указа президента о праздновании юбилея. В направленном в Калининград ответе тогдашней начальницы правового управления президентской администрации Ларисы Брычевой было сказано, что для празднования 750-летия "отсутствуют исторические предпосылки", и вместо юбилея "несуществующего немецкого города" Кремль предложил калининградцам праздновать 60-летие советского Калининграда. А калининградцы, все - и чиновники, и политики, и простые люди, вплоть до ЖЖ-юзеров, - сказали Кремлю: а вот и нет, наш город - Кенигсберг, и мы будем праздновать его юбилей, хочет этого Кремль или нет. Люди не выходили на улицы, не устраивали референдумов - трудно сказать, в чем именно проявлялось сопротивление, просто всем было понятно: люди не станут праздновать 60-летие Калининграда, а 750-летие Кенигсберга - станут. И через два месяца после письма Брычевой президент Путин был вынужден заявить: будет вам юбилей, успокойтесь только.

Сейчас до юбилея осталось меньше месяца. Федеральные деньги на празднование не только выделены, но и освоены, Центробанк отчеканил юбилейную монетку из серии "Старинные города России", работает созданный московскими специалистами пресс-центр, призванный "сменить вектор мироощущения калининградцев в европейского на российский", - и гражданское общество никуда не делось. Теперь оно дружно возмущается и монеткой, и особенно вектором мироощущения. Все нормально. Единственное, что смущает, - непонятно, почему гражданское общество в России возникает и нормально функционирует только тогда, когда граждане объединяются на антироссийских позициях. В случае с Калининградом, мне кажется, ответ мы получим достаточно скоро.