Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь
/ Колонки / На марше < Вы здесь
Учения под фонарем
Дата публикации:  17 Февраля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Стратегические ядерные силы на сегодняшний день остаются единственным фактором, позволяющим считать Россию великой державой, и единственным более или менее успешно функционирующим компонентом Вооруженных Сил. То, что эти силы остались в целом боеспособными, объясняется рядом факторов. Во-первых, это специфика стратегических сил, которые (особенно это относится к РВСН) являются достаточно компактными, малочисленными и требующими относительно небольших затрат на поддержание боеготовности. Во-вторых, российское руководство всегда понимало политическое, а не военное значение стратегических сил, поэтому уделяло им большее внимание, чем силам общего назначения. Периодом особого благоприятствования для "стратегов" были 1997-2001 годы, когда министром обороны являлся бывший командующий РВСН Игорь Сергеев. При этом со времен холодной войны известно, что даже ограниченное применение ядерного оружия в реальной войне практически невозможно. Соответствующее решение может быть принято только в том случае, если государство обречено на гибель и его руководство хочет унести с собой в могилу как минимум победоносного противника, как максимум - всю цивилизацию.

С военной точки зрения нынешние учения стратегических сил и "пристегнутый" к ним выход в море нескольких кораблей Северного флота являются "поисками под фонарем" (не там, где потеряли, а там, где светлее). Те компоненты ВС, которые сохранили боеготовность, демонстрируют этот самый факт сохранения боеготовности. Какой конкретно возможный конфликт моделируют учения - понять невозможно. Точнее, все понятно, военное руководство страны готовится к войне с США, а политическое ему в этом послушно подыгрывает. Это следует из знаменитых "Актуальных задач развития ВС РФ", обнародованных в октябре прошлого года. В Кремле и на Арбатской площади так и не поняли, что Америка никогда не будет воевать с нами. Если ей надо будет нас уничтожить - она сделает это без единого выстрела, как случилось с СССР (естественно, что с Россией это проделать гораздо проще, тем более что в последние четыре года мы сами активно идем в данном направлении). Более того, сегодня развал России абсолютно не выгоден американцам, поскольку это резко усилит их главных противников - Китай и то, что принято называть международным терроризмом (на самом деле это сложный, изменчивый конгломерат различных сил в исламском мире).

Если уж мы готовимся воевать с США, надо моделировать совсем другой конфликт и проводить совсем другие учения. Очевидно, что это могли бы быть учения типа "авиация против ПВО", где, с одной стороны, копируются "Буря в пустыне" и операция против Югославии, с другой - разрабатываются способы отражения массированного воздушного удара. В таких учениях задействуется стратегическая и фронтовая авиация, ЗРВ и РТВ. Нет сомнений, что результаты таких учений были бы плачевны даже в случае долгой подготовки к ним. Дело не столько в утрате навыков летным составом, особенно во фронтовой авиации, сколько в серьезном отставании наших ВВС от современных требований в техническом и тактическом плане.

Не менее интересно было бы повторить, хотя бы в масштабе 1:10, американскую операцию в Ираке 2003 года с созданием объединенных формирований, постоянным взаимодействием сухопутных войск и ВВС, широким применением ВТО, задействованием сил специального назначения, действиями крупных контингентов войск в значительном отрыве от тылов, войной в ночных условиях, высочайшим темпом наземного наступления. Результаты подобных учений у нас были бы просто катастрофическими; возможно, что в этом случае у нас несколько поубавилось бы количество желающих рассказывать об ошибках американцев и о том, как в последние годы укрепляются ВС РФ.

Наконец, если мы хотим готовиться к реальным, а не выдуманным конфликтам, следовало бы провести учения по переброске нескольких частей и соединений СВ, ВДВ и ВВС из европейской части страны в Забайкалье и на Дальний Восток с немедленным переходом к боевым действиям против условного противника. В Москве почему-то не замечают, что в военной доктрине Китая Россия - "безусловный враг", противник # 3 после США и Японии, причем со всеми этими странами, с китайской точки зрения, "имеется непосредственная угроза войны". Впрочем, и такие учения выявили бы абсолютную неготовность ВС РФ к отражению существующих внешних угроз. Кстати, учения стратегических сил имели бы реальный смысл в том случае, если в качестве противника рассматривался бы Китай, но, как уже говорилось, мы "воюем" с Америкой.

Впрочем, нынешние учения идеально отражают сущность путинского правления. Нынешний президент сам по себе и все его публичные действия являются исключительно пиаром. В целом схема действий Путина выдерживается безупречно: либеральная риторика для Запада, советско-консервативная - для внутреннего потребления, укрепление бюрократических структур и репрессивных органов, которые почему-то принято путать с укреплением государства, - для себя лично. Что касается реальных проблем страны, то они либо (и чаще всего) вообще не осознаются, либо масштабность задач и количество интересов, на которые надо "наступить" в ходе их решения, полностью парализуют волю Кремля. Если возникает выбор между интересами России и поддержанием рейтинга, в 100% случаях выбор делается в пользу рейтинга. Недаром же в ходе прошедшей думской и идущей сейчас президентской кампаний никакие содержательные проблемы не обсуждались и не обсуждаются вообще.

Ситуация в Вооруженных Силах является ярким отражением общей тенденции. Никогда в истории человечества не удавалось при коренной смене политического и экономического устройства государства сохранить армию, служившую прежнему режиму. Армия новой страны должна создаваться с нуля. Мучительная агония Советской Армии, которая неизбежно закончится смертью, объясняется не финансовым голодом, а ее несоответствием современным условиям (даже незначительное увеличение финансирования ВС в последние годы дало удивительный эффект: Минобороны не способно освоить дополнительные средства!). Однако подавляющая часть государственного руководства этого не понимает, а те, кто понимает, ошеломлены масштабом задачи. Поэтому задача решаться не будет, о чем ясно сказал министр обороны ("реформа завершена"). При этом в общественном мнении единственной альтернативой концепции Минобороны, направленной на консервацию агонии, представляется уродливая поделка СПС (если ее реализовать, ситуация в ВС станет еще хуже, чем при сохранении статус-кво).

Соответственно, сегодняшние учения стратегических сил идеально вписываются в схему пиаровского президентства. Берется не та часть ВС, которой предстоит воевать, а та, которая может продемонстрировать боеспособность. Путин собирается и дальше дружить с США, но спокойно играет в войну с ними, чтобы сделать приятное генералитету. Учения получают широчайшее освещение в СМИ, чем достигается замечательный предвыборный эффект. Насколько серьезно "наверху" воспринимают данное мероприятие, говорит тот факт, что в учениях задействуется единственный в ВМФ РФ авианосец "Адмирал Кузнецов", однако полеты палубной авиации с него не планируются. Авианосец, с которого не летают самолеты, может служить замечательным символом состояния не только ВС, но и страны в целом.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


  в начало следующая
Александр Храмчихин
Александр
ХРАМЧИХИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'На марше' на Subscribe.ru