Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь
/ Колонки / На марше < Вы здесь
И снова о всеобщей воинской обязанности
Дата публикации:  29 Апреля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Широкую российскую общественность перманентно пугают разного рода проектами отмены отсрочек от призыва в ВС. При этом, правда, в реальности количество отсрочек лишь увеличивается, призывают в российскую армию сейчас немногим более 10% контингента. В ситуации, когда альтернативная служба существует лишь на бумаге, почти 90% непризванных - это нечто абсолютно сюрреалистическое, не имеющее даже отдаленных аналогов в мировой практике. Реакцией на подобное положение, с точки зрения властей, может быть либо вышеупомянутая отмена отсрочек, либо переход к так называемой "профессиональной армии". Впрочем, есть еще один достаточно популярный вариант - не менять ничего. Что касается единственно возможного выхода из ситуации - создания новой армии, - то от нынешней власти ожидать этого как минимум наивно.

Результаты эксперимента в 76-й воздушно-десантной дивизии глубоко и безнадежно засекречены, однако нынешнее состояние нашей секретности таково, что тайны имеют свойство "утекать". Известно, что укомплектовать контрактниками всю дивизию так и не удалось, контрактным сделан лишь один полк (и это при том, что численность личного состава воздушно-десантной дивизии примерно в 1,5 раза меньше, чем танковой или мотострелковой!). Нормальных людей, как правило, не устраивают условия, а откровенных уголовников и люмпенов все же приходится отсеивать. Несмотря на это, состояние дисциплины в "профессиональном" полку упало катастрофически. В нашей несчастной "бессержантной" армии и с призывниками-то управляться нелегко, а уж со здоровыми мужиками, уже отслужившими срочную и к тому же знающими, что они могут в любой момент всех послать и вернуться на гражданку... И такая ситуация складывается в части, которую приказано сделать образцовой! Какая же откровенная банда получится из полностью "профессиональной" армии - даже страшно подумать. Кроме того, до наших "стратегов" в погонах и без оных внезапно дошло, что с "профессионалами" надо все-таки заниматься боевой подготовкой, иначе получается уж какой-то совсем запредельный абсурд (за что им деньги платить и в чем они тогда "профессионалы", если по-прежнему будут даже автомат видеть в основном на плакатах?). Более того, организация боевой подготовки должна быть совершенно не такой, как в призывной армии. То есть до того, как начался псковский эксперимент, новые планы боевой подготовки не то что не были разработаны, но даже не была осознана необходимость их разработки!

Поскольку почти вся наша "элита" исповедует принцип "если теория противоречит фактам - тем хуже для фактов", строительство "профессиональной армии" будет, безусловно, продолжено, невзирая на собственные ошибки, невзирая на опыт задыхающейся от нехватки людей армии США. Поскольку у нас даже на своих ошибках никто учиться не способен, то странно ожидать, что мы научимся на чужих.

С переходом на полностью контрактный принцип комплектования качество личного состава резко ухудшается, так происходит в любой стране при любом строе, при демократическом - в особенности. За редчайшим исключением служить идут социальные низы, несостоявшиеся люди, а вовсе не те, кто видит в службе свое призвание (такие идут в офицеры). В США предпринимаются колоссальные усилия для изменения ситуации, военнослужащим платят очень хорошие деньги (благо есть такая возможность), а также привлекают их разного рода льготами, в первую очередь - на получение высшего образования. Однако далеко не все страны имеют возможность платить рядовым столько, сколько американцы. Более того, поход за деньгами и льготами отнюдь не улучшил качество контингента. В связи с иракской войной в Америке началось дезертирство - феномен, казалось бы, немыслимый для армии, формируемой по принципу добровольности. Оказывается, значительная часть рядовых идет в вооруженные силы отнюдь не для того, чтобы защищать страну и демократию, и уж тем более не для того, чтобы умирать в бою. Они идут за деньгами и льготами. Наемник - он и есть наемник, и не надо придумывать красивое слово "профессионал". Профессионал - это офицер или младший командир. За деньги можно убивать, но за деньги нельзя умирать, это аксиома. И у нас будет то же самое, поскольку никак иначе быть не может.

На Александра Васильевича Суворова в России принято ритуально молиться, при этом его, конечно, практически никто не читал. Между тем, есть у великого русского полководца вот такая замечательная фраза: "Я не наемник, а русский". Сильное противопоставление. Наверное, никогда эта формула не была так актуальна, как сегодня.

Ни одна страна никогда не выигрывала оборонительную войну силами наемников. Если речь идет о защите независимости и территориальной целостности, любое государство в обязательном порядке переходит к всеобщей воинской обязанности. Только если до этого армия комплектовалась путем найма, призывники оказываются абсолютно неподготовленными в военном отношении. Кроме того, наемничество уродует психологию населения, защита Родины из святой обязанности превращается в предмет заработка. Именно это и есть настоящая "продажа Родины". Это ломка национальных военных традиций, а психология на войне имеет первостепенное значение.

Россия уже сейчас ведет войну за свою независимость и территориальную целостность. Более того, эта война в защиту свободы и демократии в стране и в мире. Чеченская война многократно оболгана, на нее навешен ярлык "коммерческая". Да, коммерции на этой войне более чем достаточно, что, конечно, омерзительно. Впрочем, ни одна война без таких вещей не обходится. Тем не менее в основе этой войны лежит абсолютно реальная агрессия против нашей страны тех сил, которые принято называть "международным терроризмом". По большому счету, от Великой Отечественной она отличается лишь масштабом. При этом совершенно не исключено, что впереди у нас война, которая не уступит Великой Отечественной и по масштабу, - с Китаем. Тут уж точно наемниками не обойдешься - ни с военной, ни с психологической точки зрения.

Кроме навешивания ярлыка "коммерческая" на чеченскую войну, в массовое сознание вбрасывается гораздо более опасный демобилизующий тезис: "А кого должна защищать сегодня российская армия - олигархов?" Никто при этом не может сказать, почему сегодняшние олигархи в меньшей степени заслуживают защиты, чем палачи-большевики. Видимо, защиты все же заслуживает страна сама по себе, независимо от сиюминутной ситуации.

Разумеется, если в армию идет лишь 10% призывного контингента, ни о каком подготовленном резерве не может быть и речи. Служить должны все, за исключением тех, кто не может этого делать по медицинским показаниям. Да и тут надо заметить, что колоссальное разнообразие воинских специальностей в современной армии подразумевает столь же большое разнообразие медицинских ограничений. При этом срок службы следует ограничить одним годом. Если весь этот срок уйдет на реальную боевую подготовку, а не на покраску одуванчиков, хорошие базовые навыки будут получены. Из прошедших обязательную годичную службу можно отбирать действительно профессионалов - сержантов и технических специалистов.

Отдельно хочется отметить, что при таких условиях призыв должен распространяться и на студентов. Если два года - недопустимо большой перерыв в учебном процессе, то один год - нормальный "академ", который за время учебы берут очень многие студенты, иногда не по разу. Заодно в вузы перестанут идти те, кому нужно "откосить", и больше ничего.

Однако применительно к нынешней армии все это не просто бессмысленно, но вредно. Годом учебы можно пожертвовать ради защиты Родины, к коей строительство чужих дач или в самом лучшем случае подготовка к войне позавчерашнего дня особого отношения не имеют.

Кроме того, защита Родины, особенно в демократическом обществе, требует гражданского сознания со стороны потенциальных защитников. Это в сегодняшних ВС практически исключено.

В советское время тотальная пропаганда сочеталась с отсутствием свободы везде - как в армии, так и на гражданке. Служба органично вписывалась в жизненный путь человека с институциональной и психологической точек зрения. В постсоветский период высокая степень социальной и экономической свободы в повседневной жизни стала представлять колоссальный контраст с фактическим рабством в ВС, которое не просто не исчезло, но даже усилилось из-за практически полной утраты контроля над внутриармейской ситуацией со стороны власти и общества (такой вот парадокс - в относительно демократической России контроль над Вооруженными силами стал слабее, чем в тоталитарном СССР). Раб не может быть гражданином, а свободный человек не может иметь желания добровольно идти в рабство. С другой стороны, как уже было сказано выше, наемник не может быть защитником Родины. Вот такая коллизия. Нынешняя власть ее решить не способна, поскольку потихоньку превращает в рабов всех граждан, чего уж говорить о военных. Строительство "профессиональной армии" нынешними методами изначально порочно. Создание новых ВС полностью исключено. Поэтому вполне вероятно, что студентов начнут призывать в нынешние, и, скорее всего, не на один год.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Храмчихин, Где деньги? /20.04/
Одна из основных установок сегодняшнего агитпропа состоит в том, что при Путине началось возрождение Российской армии. В чем конкретно оно состоит, понять достаточно сложно. Очевидно лишь то, что возрождается советский принцип полного отсутствия контроля над ВС со стороны общества.
Александр Храмчихин, Эти наивные американцы /14.04/
Последовавшие после падения режима Хусейна события подтвердили высказывавшиеся перед войной предположения о том, что американцы гораздо лучше готовы к войне, чем к миру.
Александр Храмчихин, К годовщине падения Багдада /09.04/
В марте 2003 г. США начали войну против Ирака с целью получения плацдарма на Ближнем Востоке, наличие которого позволило бы им контролировать весь регион. Cтрана была ослаблена в военном и экономическом плане, поэтому ее захват/освобождение не должен был представлять проблемы.
Александр Храмчихин, Враг у ворот /31.03/
Тот факт, что, потеряв противника, НАТО утратило и смысл своего существования, в значительной степени подтверждается фактом расширения блока на Восток. Создается сильное впечатление, что мощнейшая бюрократическая структура альянса перешла в режим самовыживания, поэтому расширение становится самоцелью.
Александр Храмчихин, Рука Пекина /25.03/
Политический кризис на Тайване наводит на мысль о не последней роли в нем материкового Китая, цель которого - добиться отстранения от власти "сепаратиста" Чень Шуйбяня или даже полностью дестабилизировать обстановку на острове и восстановить единство страны силой.
предыдущая в начало  
Александр Храмчихин
Александр
ХРАМЧИХИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'На марше' на Subscribe.ru