Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Из Рима в Рим
/ Колонки / Понедельник < Вы здесь
Мясо, всякая плоть, живое существо
Дата публикации:  15 Ноября 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Кирке на день рождения

Тема

Информационные агентства продолжают сообщать всякие важные вещи.

Например, в субботу 13 ноября прогрессивное человечество отметило 199-летие сосиски. Как сообщают агентства, "13 ноября 1805 года венский мясник Иоганн Ланер придумал колбасу, а точнее сказать - сосиску, тогда он назвал ее "франкфуртер", что означает "венская". (Странный этот австрийский язык!)

Ланер даже удостоился за свое изобретение памятника, воздвигнутого в баварском городе Гассельдорфе. Постамент памятника украшает доска с изложением истории сосиски.

Бронзовый немец правой рукой протягивает человечеству вилку со своим изобретением; изображение столь реалистично, сообщают агентства, что можно даже увидеть горчицу, покрывающую франкфуртер. Памятника изобретателю горчицы, кстати, до сих пор нету.

Но не все так альтруистичны, как херр Ланер.

Пишут, что в Краснодаре недавно был разоблачен заграничный шпион. Иностранец под видом гостя пытался разведать тайну производства искусственных колбасных оболочек. С этой целью он намеревался проникнуть на предприятие "Фуд-Пак" и подкупить сотрудников этого ОО ПКФ. Но был задержан милицией во время шпионской деятельности и депортирован на родину, в Луганск.

Источники
http://www.newsprom.ru/news/110027869107780.shtml
http://www.yuga.ru/news/42641/index.html

Вариации

Говорят, что слово "колбаса" может происходить от славянского пройдохи-колобка, от тюркского герундия *külbasa (что-то связанное с приготовлением мяса) или вовсе от древнего еврейского kolbāsār - "мясо, всякая плоть, живое существо".

Говорят, что мифологизация колбасы в России началась еще в позапрошлом веке. Кроме презрительного прозвища немцев, указывающего на западное происхождение колбасы, Даль приводит выражение "на колбасах штаны проел" (так дразнили приказных) и мудрую присказку: "Коли б у колбасы крылья, то б лучшей птицы не было!" Кстати, размышления над онтологическим статусом колбасы не случайны. Будучи объектом вторично-культурным, она не встраивается в обычные коды, прилагаемые к животной пище: ни перьев на ней, ни щетины. Оболочка, правда, есть, но об оболочке чуть ниже. Западные соседи прочитывают колбасу, впрочем, несколько иначе: "Найкраща риба - ковбаса". В полном варианте последней поговорки ("Найкраща риба - це м'ясо, а найкраще м'ясо - ковбаса") выявляется абсолютный статус продукта, окончательно утвердившийся в семидесятые годы прошлого столетия. Колбаса - царица "Книги о вкусной и здоровой пище", героиня анекдотов, фетиш позднесоциалистического общества, украшение любого стола, жемчужина салата "оливье". Кот Матроскин объясняет дяде Федору, что бутерброд надо держать колбасой вниз, и зрители понимают намек с полуслова. Птица-колбаса на мощных крыльях перепончатых парит над страной где-то чуть ниже станции "Союз". Самая главная колбаса называется "сервелат", ее делают в секретных колбасных цехах доктора наук в белых халатах, в нее не кладут ни грамма туалетной бумаги, ее едят на заседаниях Политбюро. Она тверда, как баллистическая ракета в шахте под Смоленском, длинна, как поезда, идущие по Байкало-Амурской магистрали, и сладка, как отчетный доклад на съезде КПСС. Выше этой колбасы только икра. Но икра - это уже блаженство запредельное, на уровне поездки в Югославию.

Говорят, что советскую власть погубила колбаса, вернее - ее отсутствие. В семидесятые годы вытесняемая из реальности колбаса стала заменяться своими наглядными социальными субститутами: сосисочными гирляндами выстроились очереди за колбасой, поползли по стране "колбасные поезда", доставляющие заветный продукт из мест, где колбасу продают, в места, где ее производят. В ОВИРах и на таможнях тоже выстроились очереди - это была так называемая колбасная эмиграция. В этом определении и вообще в интеллигентской мифологии поздних семидесятых колбаса стала означать примат материально-телесного над интеллектуально-духовным:

Пахнет, Боже, сосновой смолою,
Ближним боем да раной гнилой,
Колбасой, колбасой, колбасою,
Колбасой - все равно колбасой!

(Тимур Кибиров)

Но только ли в презренной бездуховности развитого социализма дело? Не находили ли мы в колбасе каких-то скрытых символических смыслов, делавших ее столь притягательной?

Говорят, что колбаса - фаллический символ, эмблема плодородия. Мне такая трактовка представляется сугубо поверхностной. Дело не только в форме, но и в содержании: колбаса являет собой торжество идеи предварительного пищеварения. С точки зрения семиотической колбаса - антоним еврейской фаршированной рыбы. Там культурное притворяется натуральным, изображая его внешний вид до приготовления. Здесь изображается не натуральное продукта, а натуральное едока - кишка, набитая мясом, представляет заранее то, что произойдет после употребления, экстериоризирует пищеварительные процессы. Одновременно пище придается внешнее сходство с окончательным продуктом пищеварения. То, что находится внутри колбасы, потеряло свою первоначальную связь с исходным мычащим или хрюкающим объектом, все перемолото, заранее пережевано, уложено в оболочку и перевязано веревочкой. Новая единая историческая общность людей - советский народ - имела все основания узнать в этом образе себя. Конечно, однородность была не абсолютной, особенно в колбасе копченой (может быть, поэтому она и пала первой?), но вкраплениями сала и костей, ломающих порой зубы, можно было и пренебречь. Что-то магическое видится мне в одновременности падения СССР и возвращения колбасы. Второй акт трагедии, начавшейся с исчезновения пищевого изделия и создания образа Высшего Сервелата. Как будто теперь из мистических сфер изгнана была идея Небесной Колбасы в виде кулинарного продукта на грешную Землю. Колобком покатилась она по прилавкам, соблазняя волков и лис строящегося на скорую руку капитализма.

Говорят, Бисмарк утверждал, что любителям политики и любителям колбасы не следует видеть, как эти вещи производятся.

А еще говорят, что если на Украине победит Янукович, то русские заводы бесплатно передадут украинским все свои секретные рецепты изготовления искусственных колбасных оболочек. И крыльев.

Опрос

Когда вы в последний раз стояли в очереди за колбасой?

Более десяти лет назад
В течение последних десяти лет
Не помню
Никогда

Комментарии

Денис Ахапкин

Я вот сразу вспоминаю доклад Игоря Ермаченко (кажется в Петрозаводске дело было, а может и нет), который занимался историей колбасы и рассказывал, как в годы борьбы с космополитизмом последовательно были переименованы и брауншвейгская, и венская, и все другие замечательные и разные колбасы. Но это Игоря история, я ее всю не помню.

Самая актуальная российско-украинская колбаса, разумеется, полтавская, нарезанная косо, как один поэт отмечал. Который потом про Полтаву еще и не такое Карлу XII написал.

У меня же лично самое яркое воспоминание, связанное с птицей-колбасой, вот какое. Однажды, когда мы с коллегой И.К., теперь столичным жителем, еще учились на филфаке, отправились мы с ним вместо лекций в Павловск пить портвейн. Купили портвейна, а на закуску, разумеется, хлеба и докторской колбасы. Колбасу нам в магазине нарезали - не так, как теперь машинками тоненько режут, а по-честному: четыреста граммов большим ножом на несколько ломтей. Погода была замечательной, прогулка - приятной, портвейн - худо-бедно, а нажористым. И докторская под него на воздухе шла просто дивно. И вот когда мы откупорили последнюю бутылку портвейна и положили на хлеб по последнему ломтю колбасы, я стал разливать. А надо сказать, пили мы из стаканов. Не потому что гнушались из горла, а просто я после одной поездки в Петергоф никогда с коллегой И.К. из горла пить не буду - уж больно у него глоток коварно разработан. И.К. держал в одной руке стакан, в другой свой бутерброд. Он вообще всегда умел устраиваться. А я держал стакан и бутылку, а бутерброд свой рядом положил на книжку, не помню уж какую. И вот пока я наливаю, слетает с дерева маленькая синичка, хватает с хлеба кусок колбасы, который раза в три ее больше, и, тяжело взмахивая крыльями, начинает набирать высоту. И взлетает-таки на ветви ели. Мне не до шуток было, а вот коллега И.К. долго потом смеялся и говорил, что картину мы представляли дивную - это было посильнее, чем в басне Крылова. Тем более что я некоторое время преследовал плутовку, не выпуская бутылки и стакана. А вот если б она сыр стащила, я бы и внимания не обратил.

Потому что колбаса - наше все. И ассоциируется со всем хорошим в нашей жизни.

Недаром в рекламе написано: "Прекрасна, как девичья ласка, завода [вычеркнуто] колбаска".

Колбасный гражданин Баварский

Был такой эвфемизм, был. И проник в легенды народные. Двоюродная сестренка рассказывала про страшного маньяка-насильника: он охотился на девочек, а жил в городе на помойке. "Зовет меня - Валя, Валя! Я голову поворачиваю, а он там штаны уже расстегнул, стоит, своей колбасой трясет".

Этот маньяк знаете что делал с непослушными девочками? Рубил их на мелкие-мелкие части, на колбасу.

И в анекдотах тот символ плодородия выступает во всей красе (можете вырезать цензурой. - К.Г.Б.):

"Один грузин объясняет другому, как работает аппарат по изготовлению колбасы:
- Бэрешь этот барашек и суешь в этот мащин и получается этот колбас, понял?
- Нэт, нэ понял.
- Слущай, пачэму нэ понял - бэрешь этот барашек, кладешь в этот мащин, палучается этот калбас, понял?
- Нэа, ничего нэ понял.
- Баран-мащин-колбас, баран-мащин-колбас, баран-мащин-колбас, понятно?
- Нэт, слущай, а бывает такой мащин, в который суешь колбас, и получается баран?
- Да, бывает, - это твой мама
"
.

А на советские народы вы напраслину говорите, на колбасу они не похожи. Это в Соединенных Североамериканских Штатах есть гомогенизирующая метафора, "плавильный котел". А у нас в прошлом веке советские народы выпускались в коробочке, в виде детского набора из пятнадцати республик. Каждая республика была представлена парой человечков в национальных костюмах, размером в полпальца. Были они друг на друга непохожи: у кого скулы, у кого глаза щелочкой, у кого коричневый мохнатый бычий тулуп. И была там, как сейчас помню, небесной красоты армянка - вся в голубом.

Иван А. Ильин

Я пугал своего, совсем не "электронного", но, тем не менее, друга, пользующегося компьютером, √ существовавшим в LJ развлечением (впоследствии оказавшимся негигиеничным) под названием, да, названием "Колбаса".

Сассера и прочего ЛовСана друг не боялся совершенно. А гастрономический ужас был реально страшен. На удивление. Вплоть до выяснения мер предохранения, чего с компьютерной дрянью, называющей себя по-другому, конечно, никогда не происходило. Не укладывается она в кишки, не продирает до них же, обычная дрянь. Ни мяса у нее, ни плоти.

Павел Рябиков

Колбаса! Где ты, колбаса, что ты такое, где найти тебя? Я еще помню времена, в которые простой советсткий обыватель вел себя, как суфийский мистик в начале своего религиозного пути: спрашивал каждого встречного и поперечного, где бы взять колбасы, колбасы ради пускался на самые дикие и отважные подвиги, ехал на оленях утром ранним в дальний гастроном, расположенный в самой северной точке ледовитоого морского пути, - и все ради желанного зеленовато-розового продукта в неряшливой целлофановой упаковке. За обретение колбасы алкающий ее салек был готов расстаться с мамой, папой, дядей Гагариным, а уж про родную государственность и говорить нечего - цена ей в ту пору была два килограмма докторской. Выходило, что а) колбасы нигде нету, б) да и та, что есть, - полная несъедобных нитратов гадость, в) что же такое настоящая, хорошая колбаса - непонятно, и где ее взять - тоже не ясно. Но надо стремиться, потому что когда колбасы будет везде вдоволь, вот тогда и наступит долгожданный коммунизм, все перестанут между собою ругаться и заживут наконец здорово и весело.

И вот оказалось, что найдены наконец источники колбасы - во всяком случае, в розничной торговле ее становилось все больше и больше, и не надо уж было вцепляться кривыми клыками в горло одутловатому дяде, которого здесь не стояло. Но - странное дело! Нисколько не радовал искомый продукт колбасных страдальцев; чем больше становилось вокруг колбасы, тем мрачнее делались их лица, и никуда не делись клыки, только теперь не царапины наносили ими друг другу упорные колбасоискатели, а глубокие полостные раны, из которых на евростандартизирующиеся плитки продуктовых магазинов толчками выплескивалась темная венозная кровь. Вверх летели перья, пух, сухие колбасные шкурки, и приходили мальчики и девочки с буквой "м" на шапочке, которую им кто-то вышил, и убирали, чтобы было снова чисто. И долгие годы трещала за ушами едоков не колбаса, которой стало везде ешь не хочу по самым бросовым ценам, а трещали уши этих самых едоков от крепкого кулачного удара да их же кадыки, которые они друг другу заколачивали в мозжечок. Иногда они вспоминали самих себя, жаждущих всего-то какой-то там колбасы, и плакали от умиления над своим собственным светлым утерянным образом, и шли петь хором про чебурашку и ничего на свете больше нету, ничего на свете больше нету, ничего на свете больше нету. Ну, те, кто остался в живых, конечно. А потом снова шли резать друг другу глотки - потому что мерещилась им вместо чужого горла колбаса, которой отрежь, и наступит полное и окончательное счастье - вот еще, вот совсем чуть-чуть не хватает. Но почему-то счастья как не было, так и нету, а вот колбаса - во всех ее видах и родах - все увеличивается в количествах и качествах, и вариации и виды ее воистину бесконечны.

Даже если колбаса имеет совсем не колбасные вид и форму, это уже не так важно. Четырехколесная она там или с кнопочками какая - все равно суть ее от этого не меняется, она остается колбасой. В конце концов, привести в соответствие форму, если суть уже соответствует, - это не такая уж сложная задача: вот я был, например, недавно на одном дне рождения, так там именинный торт был в виде колбасы! То есть натурально такой отрезаемый ломтиками, а визуальную роль кусочков жира играли вкрапления печенья. О пищевых продуктах вообще речи нет, любой из них можно сделать колбасой - рыбная колбаса, это что, нереально? Да небось даже и есть уже. Картофельная колбаса, яблочная. Хлебная колбаса. Нет такого продукта, который не смог бы стать колбасой! Но и товары несъедобные, они ведь тоже, будучи по своей сути колбасой, могут быть приведены в соответствие формы. Мобильному телефону - что, сложно сделать корпус в виде колбасы? Автомобилю - невозможно организовать колбасный тюнинг? А загородный поселок с коттеджами, стилизованными под колбасу, да еще где-нибудь по хорошему направлению? Да они улетят, причем со свистом и на стадии нулевого цикла! Так что пора уже колбасоискателям задать себе следующий суфийский вопрос: "Так, сначала я искал колбасу, хотел знать, что это такое и где ее берут. Теперь, после долгих поисков. я спрашиваю себя: а что не является колбасой? Я смотрю на каждый предмет мира и вижу в нем колбасу". Ну и заодно задуматься о том, не пора ли сменить объект поиска.

Но только, мне кажется, они все равно будут всю жизнь бежать за колбасой, не находить ее (или находить и тут же проникаться перелестями нового сорта и снова бежать за колбасой). Удар колбасным батоном, он все равно что укус вампира: если им кого ушибло, то этот человек сам через какое-то время становится колбасным батоном и, в свою очередь, сам долбит по головам. Так оно все и продолжается...

Дима Фон-Дер-Флаасс

Интересно, куда ехали "колбасные эмигранты"? И в Лондоне, и в Штатах, кроме двух очевидных проблем - сметаны (первые намеки на эту проблему появились еще на уроках английского, когда оказалось, что никто толком не знает, как сметану перевести) и соленых (не маринованных, а именно соленых) огурцов, - была третья: где найти вкусную колбасу. Я лично ее так и не нашел. И когда в фильме "На Дерибасовской хорошая погода" герой покупает палку вареной колбасы в спецраспределителе "только для русских", я ему завидую.

Впрочем, в Венгрии колбаса вкусная. И называется правильно: kolbasz.


Обсудить тему, вариации или комментарии
(Не откажите в любезности процитировать комментируемое место из колонки. Вы также можете ознакомиться с чужими комментариями.)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Роман Лейбов, Герой в коме /08.11/
В первом действии герой - могущественный царь и счастливый муж, а в последнем - ничтожный слепец, отцеубийца и кровосмеситель. Сегодня депутат сидит в одной фракции, а завтра, глядишь, в совсем другой.
Роман Лейбов, Три смерти. Или пять. Или семь /01.11/
Этци, Алешенька, Жак Деррида: опыт деконструкции жанра колонки.
Роман Лейбов, Опасность Луки /25.10/
Худо, когда вышивание кошельков, конспирология или пчелы захватывают деятеля целиком и сподвигают на не изъяснимые обычным способом чудачества в государственных делах.
Роман Лейбов, В стихах это было великолепно /18.10/
Правитель, конечно, всегда жених, а уж в стране с женским именем - подавно. Он вполне может сниться женщинам по ночам, шептать жаркие темные слова в сонное ухо с завитком волос. Но беда правителю, если страна на общем собрании начинает жаловаться.
Роман Лейбов, На две четверти /11.10/
Адекватным сегодняшнему дню было бы исполнение военными духовыми оркестрами песни "Зайка моя", только придется приналечь на ударные, потеснив духовые. Рекомендуется к исполнению во время выемок документов и оперативной работы с террористами и их пособниками в г. Москва.
предыдущая в начало следующая
Роман Лейбов
Роман
ЛЕЙБОВ
Личный секретарь М.И. Мухина
roman@admin.ut.ee

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Понедельник' на Subscribe.ru