Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Из Рима в Рим
/ Колонки / Понедельник < Вы здесь
Праздник послушания
Дата публикации:  6 Декабря 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Андрею Мадисону

Тема

Начну с цитаты, не приукрашенной ничем.

"Стихи армавирской поэтессы внесены в литературную энциклопедию

Армавир уже давно знаком с творчеством поэтессы Надежды Демидовой, у которой осуществилась долгожданная мечта. В свет вышла книга, точнее, литературная энциклопедия - "Душа России", в которой интеллектуальные произведения поэтов, собранные в течении пятнадцати веков. В этой литературной антологии - напечатаны и стихотворения армавирской поэтессы.

Впервые в России и в мире в одной книге охвачена вниманием русская поэзия от былинных времен и до наших дней. Конкурс включения стихотворений в состав антологии рассматривали 48 членов комиссии. Среди них автор знаменитого "Мойдодыра" и других детских произведений - Сергей Михалков, отец знаменитого режиссера Никиты Михалкова.

Книга - эксклюзивная, ее тираж насчитывает всего лишь 550 экземпляров. Издание доступно только музеям и лучшим авторам, в Армавире эта книга есть лишь у Надежды Демидовой".

Источник: ТРК "Вита"

Странно, но об энциклопедии (она же - антология) "Душа России" мне почти никакой информации найти не удалось. Известно имя составителя - Владимир Ленцов; подозреваю в нем автора стихотворения "Бомж", опубликованного в 1998 году в газете "Завтра":

Запуганный, забрызганный
Машинами и шинами,
Презрительными взглядами
                                                гоним,
Бредет, куда - не ведая,
Судим домов вершинами,
Поземка верным псом
                                       трусит за ним.

Известно, что в книге представлены произведения двух тысяч авторов (как считали авторов былин, не сказано).

Есть еще другая антология "Душа России" - туда вошли стихи школьников Октябрьского района Новосибирска, а также учителей и директоров школ и учреждений дополнительного образования района. Кстати, хорошие стихи, не хуже, чем у В.Ленцова:

Он был
Жестокий банкир.
А она молодая душа.
Он совсем не смотрел,
Как она была хороша.
Он куда-то ходил,
Увеличивал в банке счет.
Будто сердце его
Не сердце, а лед.
Однажды проснулся
От жестокого сна.
Но уже полюбила
Другого она.
(Светлана Вальгер. Школа # 76, 8-й класс)

А то есть еще сборник для поклонников лесной женщины Анастасии. Но он называется "В луче Анастасии звучит душа России". Наверное, эти две книжки к делу отношения не имеют: все-таки в седьмом веке нашей эры ни Новосибирска, ни даже самой лесной женщины еще не было.

А главное: неужели папа Никиты Михалкова - тоже Корней Чуковский?

Источники
http://www.yuga.ru/news/42971/index.html
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=18690&cid=178&date=29.11.2004
http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/98/233/44sti.html
http://old.vn.ru/030830/0830-22-25.html
http://www.sotvorenie.org/price.html

Вариации

Нет, "Мойдодыра" Сергей Владимирович не сочинял, конечно, но свой след в отечественной культуре оставил.

Кстати о душе России. Задумывались ли вы над тем, что трижды за столетие слова национального гимна было поручено написать детскому поэту? Конечно, Михалков прославился не только детскими стихами (среди которых есть замечательные - например о плавающих в луже корабликах, управляемых кормчим-тараканом; любители политических аллюзий увидели их в поэме Чуковского и не разглядели в короткой балладе Михалкова; впрочем, их там тоже, конечно, нет). Знаменитая басня, бичующая общечеловеков или, как их тогда называли - безродных космополитов, окопавшихся под псевдонимами повсюду, завершающаяся гневным мотто: "Все наше хают и хулят, А сало русское едят!". Бичующие, наоборот, пьяниц, несунов, бракоделов и бюрократов выпуски "Фитиля". Смелые сатирические пьесы, тоже бичующие бракоделов, несунов, пьяниц и бюрократов. Государственная деятельность в ВС СССР (в котором С.В.Михалков представлял Чечено-Ингушетию), ВС РСФСР, СП РСФСР, Академии педагогических наук СССР. Все это тоже так или иначе отложилось в памяти народной.

Но главное все-таки "Дядя Степа", как ни крути. Милиционер, великан, защитник слабых и гроза хулиганов.

В том, что гимн пишет детский писатель, есть если не сознательно высказанная, то тем более показательная, как психоаналитическая проговорка, случайная правда. Патернализм предполагает перенесение семейной метафоры на социальные отношения. В первом варианте текста гимна патерналистическая метафора была выражена прямо: "Нас вырастил Сталин на верность народу". В последнем остались жалкие ошметки: упоминание братских народов, слово "отечество". Разрушенная мужская метафора, где ключевым было существительное "Союз", не нашла адекватной замены в варианте с ключевым существительным женского рода. Историческая часть (очень важный для гимна рассказ о генеалогии новой нации) была элиминирована до упоминания "союза векового" и какой-то сомнительной "предками данной мудрости народной", вовсе неуместно заменяющей в рефрене партию Ленина. Это интеллектуальные произведения поэтов пятнадцати веков, что ли? Зато здесь появилась географическая фанфаронада, но она дана в каком-то вовсе карикатурном виде совершенно не обжитого пространства, где урбанистических примет нету вообще, человек не представлен, а единственная культурная реалия - аграрная - вопреки здравому смыслу уравнивается с реалией природной: "от южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля". Думаю, куплет писался не без оглядки на известное стихотворение Ф.И.Тютчева, поэтому и появляется тут упоминание любви Бога к этой безлюдной территории. Но, опять же, тютчевский Царь Небесный благословлял Россию в рабском виде, что мотивирует внешнюю скудость русской природы. У Михалкова и этот сюжет превращается в пародию.

Строго говоря, слова нынешнего гимна России - это симулякр в чистом виде, напоминание о "настоящих" словах второго, "брежневского" варианта, который, в свою очередь, воспринимался как воспоминание о "сталинском" (выкинутые слова, посвященные Отцу, как обычно, передавались изустно и были известны очень многим).

Впрочем, если для заказчиков гимна и можно предположить бессознательность обращения к детскому поэту, то сам поэт, несомненно, понимал единство своих ипостасей - гимнографической и педагогической. Тому свидетельство - повесть "Праздник непослушания", в свое время читанная мною в журнале "Пионер".

Действие повести начинается с истории о соблазнении Малыша, поставленного в угол за желание второй порции мороженого. Соблазнителем выступает, как и положено, Змей. Правда, он - змей бумажный, но приметы выдают его демоническую сущность: "У него были нарисованы круглые синие глаза с коричневыми ресницами, фиолетовый нос и оранжевый рот. Но главным его украшением был длиннющий хвост". Змей увлекает Малыша в некий условный город, где власти взрослых пришел конец. Разумеется, речь не идет о революции: просто взрослые, утомленные капризами и шалостями детишек, снялись с места и покинули город, предоставив детей их страстям. Дети, естественно, тут же ввергаются в пучину анархии: жрут сладкое, нарушают правила уличного движения, разрисовывают стены, курят и уже ко второму дню Праздника непослушания начинают хворать и вспоминать ушедших в поля и леса родителей. Благодаря доброте их сердец (а также посредничеству доброго лилипута Фантика) история благополучно, хотя и абсолютно предсказуемо, заканчивается. Фантик использует кстати подвернувшегося Змея в мирных целях: отправляет его на поиски родителей с покаянным письмом детей. Прочитав послание, завершающееся словами "Мамы! Папы! Нам без вас - Все равно, что вам без нас!", родители возвращаются, дают детям ремня и касторки, ставят их в угол, и жизнь налаживается.

Завершается повесть аллегорической картинкой:

"За окном, над крышами домов, свободно парил большой красивый Змей. Временами порывы ветра бросали его в сторону, и казалось, что он вот-вот потеряет устойчивость и беспомощно начнет падать. Но за ним зорко наблюдал мальчуган во дворе. Не давая Змею потерять равновесие, он то осторожно отпускал длинную нить, то снова наматывал ее на катушку. И никакие ветры не были страшны Бумажному Змею, потому что мальчик умело руководил его полетом..."

Есть энергия непослушания, и есть энергия послушания. Первая создает новое, вторая поддерживает старое. Бессмысленно говорить о конструктивности и деструктивности какой-нибудь из этих сил. Конечно, педагогика и гимнография диктуют однозначное предпочтение энергии послушания, сохранения статус-кво (и в этой позиции нельзя не увидеть своей правды и поэзии). Хуже, когда энергия превращается в истерику послушания и овладевает массами. Потому что следствия Праздника послушания могут быть такими, что любое непослушание покажется платоновским Государством.

Смотрите: вот уже законодатели готовы проголосовать за любой закон, лишь бы в нем было слово "ограничение". Вот уже послушные граждане собираются в народные дружины. Вот уже С.Михалков подумывает, не вставить ли в рефрен вновь приобретающее очертания имени собственного слово "партия". Вот уже честные журналисты и мудрые политологи, люди непьющие вроде, публично сообщают, что обнаружили у себя под кроватью Змея.

Бумажного Змея с оранжевым ртом.

Опрос

Любите ли вы апельсины?

Да
Нет
Предпочитаю яблоки
Предпочитаю лимоны
Предпочитаю водку

Комментарии

Леонид Кондратенко

Трудно рассматривать энергию непослушания и энергию послушания в отрыве от контекста; вектор послушания цивилизации и непослушания варварству направлен в одну сторону, созидательная энергия строителей детского сада и строителей концлагеря - в разные. Ортега-и-Гассет в статье "Восстание масс" заметил: "Культуры нет, если эстетические споры не ставят целью оправдать искусство".

Видимо, не будет преувеличением аналогия - публицистики нет, если публицистические споры не ставят целью оправдать демократию.

"Человек постоянно прибегал к насилию. Оставим в стороне просто преступления. Но ведь нередко к насилию прибегают, исчерпав все средства в надежде образумить, отстоять то, что кажется справедливым. Печально, конечно, что жизнь раз за разом вынуждает человека к такому насилию, но бесспорно также, что оно - дань разуму и справедливости. Ведь и само это насилие не что иное, как ожесточенный разум. И сила действительно лишь его последний довод. Есть обыкновение произносить ultima ratio иронически - обыкновение довольно глупое, поскольку смысл этого выражения в заведомом подчинении силы разумным нормам. Цивилизация и есть опыт обуздания силы, сведение ее роли к ultima ratio. Слишком хорошо мы видим это теперь, когда "прямое действие" опрокидывает порядок вещей и утверждает силу как prima ratio, а в действительности - как единственный довод. Это она становится законом, который намерен упразднить остальные и впрямую диктовать свою волю. Это Charta Magnus одичания".

Происходящее на улицах Киева - не более чем попытка обуздать силу последним из возможных способов: гражданским неповиновением дикости. Происходящее на страницах многих российских СМИ - поддержка насилия.

"Грани, нормы, этикет, законы писаные и неписаные, право, справедливость! Откуда они, зачем такая усложненность? Все это сфокусировано в слове "цивилизация", корень которого - гражданин, то есть горожанин, - указывает на происхождение смысла. И смысл этого всего - сделать возможным город, сообщество, сосуществование. Поэтому, если вглядеться в перечисленные мной средства цивилизации, суть окажется одна. Все они в итоге предполагают глубокое и сознательное желание каждого считаться с остальными. Цивилизация - это прежде всего воля к сосуществованию. Дичают по мере того, как перестают считаться друг с другом".

Все эти давно известные и избитые истины облачились сегодня в оранжевые одежды, вызывая бурное возмущение профессиональных эстетов, про которых Гассет тоже не забыл упомянуть в статье:

"Нам еще предстоит убедиться, что плебейство и гнет массы даже в кругах традиционно элитарных - характерное свойство нашего времени. Так интеллектуальная жизнь, казалось бы взыскательная к мысли, становится триумфальной дорогой псевдоинтеллигентов, не мыслящих, немыслимых и ни в каком виде неприемлемых".

Говорить о конструктивности и деструктивности сил созидания и разрушения, на мой взгляд, совсем не бессмысленно, во всяком случае применительно к вечному конфликту "леса" с "городом".

"Высшая политическая воля к сосуществованию воплощена в демократии. Это первообраз "непрямого действия", доведший до предела стремление считаться с ближним. Либерализм - правовая основа, согласно которой Власть, какой бы всесильной она ни была, ограничивает себя и стремится, даже в ущерб себе, сохранить в государственном монолите пустоты для выживания тех, кто думает и чувствует наперекор ей, то есть наперекор силе, наперекор большинству. Либерализм, и сегодня стоит об этом помнить, - предел великодушия: это право, которое большинство уступает меньшинству, и это самый благородный клич, когда-либо прозвучавший на земле. Он возвестил о решимости мириться с врагом, и, мало того, врагом слабейшим. Трудно было ждать, что род человеческий решится на такой шаг, настолько красивый, настолько парадоксальный, настолько тонкий, настолько акробатический, настолько неестественный. И потому нечего удивляться, что вскоре упомянутый род ощутил противоположную решимость. Дело оказалось слишком непростым и нелегким, чтобы утвердиться на земле..."

Альма Патер

Страна без границ ("южные моря" гимна, как мы правильно понимаем, даже и не естественный предел) во многих отношениях и отчасти даже и без тормозов - оттого-то у нее и писатели без границ тоже. Один из них, Владимир Бондаренко, удержу не зная, как-то раз писал: "Владимира Ленцова все русские писатели знают не только как поэта, но и прежде всего как неутомимого издателя и пропагандиста современной русской литературы". Что исключает из числа русских писателей всякого, кто не слышал о таком поэте. С другой же стороны, с каждым годом все труднее "найти писателя, которого бы ни разу не издавал Ленцов". Еще бы - ведь до "Души России" была антология "Я помню чудное мгновенье", и полным ходом идет подготовка поэтической антологии о Великой Отечественной войне.

Но вот про 48 членов комиссии - это уж, по золотому слову Фагота, случай так называемого вранья, и "Мойдодыр" с Михалковыми для солидности и правдоподобия вставлены. Во-первых, если верить одному из всех русских писателей, на "Я помню чудное мгновенье" "пришлось собирать деньги с самих авторов, из-за чего книга вышла тиражом всего 500 экземпляров, то есть фактически заведомым раритетом", - чувствуете накатанность колеи? То есть уже не первый эксклюзив и раритет, доступный лучшим музеям, составляет всем русским писателям известный. Да и сам легендарный составитель не скрывал, как "принимаются подборки по 10-20 стихотворений о чем угодно, лишь бы автор был убежден, что это - лучшее из того, что им написано", и, по причине окружающей буржуазной действительности, затея изначально обрекалась на то, чтобы "осуществляться - увы! - в складчину".

Поскольку авторы Серебряного века, не говоря уже о сочинителях былин и кантов, от финансового участия в этом предприятии не могли не уклониться, присутствие армавирской поэтессы окуплено, должно быть, оплатой строк иных из двух тысяч авторов - говорю же, без границ. И временных тоже, судя по пятнадцати векам русской поэзии.

Так вот потому-то и нужны, во-первых, пограничные заставы. Во-вторых, люди в строгих костюмах, в галстуках, с привычной отмашкой руки. Да-да, "ограничение".

Без границ и тормозов.

Павел Рябиков

О! Я вам сейчас расскажу историю о послушании и непослушании. Вот я осенью периодически ловил рыбу в одном рыбхозе - в Подмосковье. Потому что сложно с рыбалкой на естественных водоемах, много браконьеров, и рыбы нет поэтому. А в рыбхозе можно действительно половить приличного размера карпов, но стоит это удовольствие девятьсот рублей. Устроена, в общем, платная рыбалка - шесть часов ловишь, за весь перелов свыше десяти килограмм - будь добр, плати за вес пойманной рыбы отдельно. Это в путевке так написано.

А на практике - лови весь день, и пойманную тобой рыбу никто не взвешивает, некоторые отдельные люди набивают за день килограмм по пятьдесят карпа. При этом еще и охрана ходит и поругивается добродушно, дескать: "Мы-то, ребята, ничего, но хоть рыбу-то прячьте, а то ведь придет начальство, и оно вам атата сделает".

А на берегу прудов столько народу, что просто места найти нельзя! И это притом что в других рыбхозах области тоже платная рыбалка, и цены ниже даже на нее, но нету никого на том же "Суперкарпе". Потому как плата за перелов реально взимается.

И замечу еще, что рыбхозам продавать рыбу в магазины невыгодно, а выгодно устраивать платную рыбалку, и рыбак - это клиент, за которого рыбхозовцы борются друг с другом, не жалея сил и зубов. И я более чем уверен, что начальство-то с ататой не придет, потому что оно прекрасно понимает психологию своего клиента, рыболова-любителя: ради удовольствия тайком нарушить в свою пользу правила этот клиент готов даже приплатить лишнего (и на самом деле, стоимость перелова уже включена в стоимость путевки).

Да что говорить, когда соединяется кайф от рыбалки и от непослушания - сам я, что ли, там не ловил! - удовольствие учетверяется. Это такая очень древняя система управления - притом что правила очень строгие, их можно не соблюдать, и в реальные ожидания и планы закладывается поведение не по правилам, а фактическое.

Альтернатива - пруд четыре на десять, где ловля почасовая, за тем, не выпускаешь ли ты тайком пойманную рыбу, следят три охранника с электронными весами, в кустах еще пятеро радостно фикксируют перелов, а специальный адвокат каждый раз подает на тебя в суд, как только ты заводишь карпа в подсачник, - знамо дело, за причинение боли живому существу.

Подпрыгнул на месте - попытался взлететь, не оплатив перелов, - штраф сто долларов.

Давно я хочу развернуто написать о том, признаком чего на самом деле является неуклонное увеличение брендов private label на рынке потребительских товаров. Ну, это когда в супермаркетах Tesco продается один только сок под маркой Tesco. Это потому, что сходная среда обитания порождает одинаковые, наиболее адекватные этой среде формы - как вот у рыб и китов форма тела одинаковая. И если убрать одного большого папу, который смотрит сквозь пальцы на непослушание своих детей, то придет много маленьких папулек, и вот эти-то точно заставят даже домашнее задание делать в строго заданной позе и в туалет ходить по часам, а не когда хочется. Потому что кто же ему заработает на новую машину, папуле, как не его детки. А машина будет марки "Победа", как и доходный дом тоже будет "Победа" (ну или "Спорт"). А может быть, Tesco или "Перекресток" будет эта марка называться?

Давид Скуперфильд

Не только гимн, но и вся история двух последних столетий заранее пишется детскими писателями.

"Буква "Я" Бориса Заходера вышла больше полувека назад, и вот теперь ее время настало. Ссылка, между прочим, ведет на сайт украинских новостей.

У Заходера "Я" покрылась позором:

Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
"Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы "Ю"!"
Что ж, решил весь алфавит,
Если хочет, пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы вместе!
В том, чтоб все
От "А" до "Я"
Жили, как одна семья! -

вместе с ее проектом полного самоопределения... Кто-то что-то напутал, и уж наверное не Заходер. "Незнайку на Луне" тоже разыграли с испорченным финалом, и мы со страхом ждем следующих картин.


Обсудить тему, вариации или комментарии
(Не откажите в любезности процитировать комментируемое место из колонки. Вы также можете ознакомиться с чужими комментариями.)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Роман Лейбов, Изделие номер два /29.11/
Органы сдерживания и безопасности существуют в любом обществе, и вольтерьянцы зря против этого говорят. Главное - не копировать рабски опыт Запада.
Роман Лейбов, Вариант тотальных Ивановых /22.11/
Хрущевы встречаются гораздо чаще, чем Брежневы, а фамилия последнего генсека так кощунственно частотна, что победа Ельцина и распад СССР были предопределены заранее.
Роман Лейбов, Мясо, всякая плоть, живое существо /15.11/
Бисмарк утверждал, что любителям политики и любителям колбасы не следует видеть, как эти вещи производятся.
Роман Лейбов, Герой в коме /08.11/
В первом действии герой - могущественный царь и счастливый муж, а в последнем - ничтожный слепец, отцеубийца и кровосмеситель. Сегодня депутат сидит в одной фракции, а завтра, глядишь, в совсем другой.
Роман Лейбов, Три смерти. Или пять. Или семь /01.11/
Этци, Алешенька, Жак Деррида: опыт деконструкции жанра колонки.
предыдущая в начало следующая
Роман Лейбов
Роман
ЛЕЙБОВ
Личный секретарь М.И. Мухина
roman@admin.ut.ee

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Понедельник' на Subscribe.ru