Русский Журнал / Колонки / Понедельник
www.russ.ru/columns/monday/20050617.html

Светская хроника
Роман Лейбов

Дата публикации:  20 Июня 2005

Всем лицам, упомянутым ниже

Тема

Как сообщили нам информационные агентства, журнал "Форбс" назвал россиянку Марию Шарапову длинноногой блондинкой.

Вдобавок к этому удивительному открытию, журналисты из "Форбс" (если верить источнику) утверждают, что в прошлом году заработок россиянки Марии Шараповой составил 18,2 млн долларов.

В связи с изложенными обстоятельствами журнал посчитал возможным включить россиянку Марию Шарапову в список ста самых влиятельных мировых знаменитостей. В этом списке Мария находится на 57-м месте, между бывшим президентом Клинтоном и длинноногой блондинкой Дрю Бэрримор.

Индекс высчитывается так. Знаменитости ранжируются по доходам, частоте упоминаний в интернете, прессе и на телевидении, затем из этих четырех показателей выводится средний. Клинтона, например, подвела первая графа: он заработал в три раза меньше россиянки Марии Шараповой. И то сказать: болтать - не ракеткой ворочать.

Больше граждан России в списке журнала "Форбс" нет.

А на первом месте в списке "Форбса" расположилась коротконогая брюнетка, американка Опра Уинфри.

Источники
http://www.newsinfo.ru/static/109877.html
http://www.forbes.com/lists/2005/53/Rank_1.html

Вариации

Списки знаменитостей наследуют сразу нескольким архаическим рядам культурных явлений.

Главный из них - языческие пантеоны, не столько реальные, сколько реконструированные (или сконструированные) в более позднее время. Голливудская светская хроника порой кажется неотличимой от олимпийской мифологии; каждый из персонажей действует в обозначенном поле возможностей: тот - бабник и скандалист, эта - стерва и красавица, а этот - педофил и псих; сюжетные же ходы целиком выводятся из амплуа персонажей, тасующихся в одном пространстве и времени.

Количество упоминаний новых мифологических героев в прессе, интернете и на телевидении, конечно, полностью соответствует таким показателям популярности олимпийцев, как количество храмов, посвященных богам, их изображений на керамике и в мраморе, географической широте распространения культов. Но сама иерархия, на Олимпе определявшаяся, как и было положено в старое время, правами генеалогическими, в новейшее время становится подвижной, подчиняясь новым факторам.

Светская хроника до XX века также предполагает внимание прежде всего к благородным особам, получившим право расположиться на страницах периодических изданий в силу происхождения. Собственно, устная анекдотическая история и состояла из таких хроник (как малая греческая мифология включала не космогонические и героические мифы, но легенды о бесконечных любовных приключениях основных фигурантов). Классический пример, приведенный Достоевским, - история под названием "Остроумный ответ кавалера де Рогана":

    "Известно, что у кавалера де Рогана весьма дурно изо рту пахло. Однажды, присутствуя при пробуждении принца де Конде, сей последний сказал ему: "Отстранитесь, кавалер де Роган, ибо от вас весьма дурно пахнет". На что сей кавалер немедленно ответствовал: "Это не от меня, всемилостивейший принц, а от вас, ибо вы только что встаете с постели".

Когда на смену монархиям в Европе приходит демократия, на сцену выходят новые герои. Просветители во Франции, невзирая на подлое происхождение, вдруг вторгаются в круг благородных персонажей. Избитый слугами кавалера де Рогана Вольтер, вместо того чтобы сохранить этот забавный анекдот в своем сердце и затем передавать свидетельство причастности к историческому лицу гипотетическому потомству, запирается в кабинете и учится стрелять и говорить по-английски, намереваясь убить кавалера де Рогана на дуэли, а затем эмигрировать в Британию. Дуэль не состоялась, Роган вызов принял, но донес на пылкого разночинца властям, а затем Вольтера за сатиру, направленную против Рогана, сперва заточили в Бастилию, а затем выслали, действительно, в Англию.

Знаменателен тут сдвиг, осуществленный Вольтером в сюжете. Аналогом этой истории был бы вариант мифологического рассказа об Арахне, в котором ткачиха, превращенная мстительной Афиной за ударный труд в паука, неожиданно искусала бы свою обидчицу, а затем основала бы собственный культ.

Отметим, что примерно в то же время Тредиаковский, отказавшийся писать стихи на шутовскую свадьбу самоедского короля Выменея, был избит А.Волынским и затем высечен его слугами. В Британию не уехал, и стихи написал как шелковый:

    Здравствуйте, женившись, дурак и дурка,
    Еще ж... - то та и фигурка!
    Теперь-то прямое время нам повеселиться,
    Теперь-то всячески поезжанам должно беситься.
    Квасник-дурак и Буженинова-б...
    Сошлись любовию, но любовь их гадка.
    Ну, мордва, ну, чуваши, ну, самоеды!
    Начните веселье, молодые деды!

И так далее и тому подобное. Хорошо еще, в Сибирь не отправился. Нравы при Анне Иоанновне были не французские; да и сам новобрачный Выменей был урожденный князь Михаил Голицын по прозвищу Квасник, ведущий свой род от сына великого князя литовского Гедимина - Наримунта, во крещении Глеба, князя новгородского, и внук известного западника и фаворита царевны Софьи Василия Васильевича Голицына. Воспитанный дедом-западником и посланный Петром учиться за границу, князь М.Голицын, конечно, в Европе немедленно женился на итальянке и принял католичество, но с опалой рода Голицыных при Анне был вытребован в Россию, разлучен с женой и обращен в придворного шута. Мораль: Россия - не Европа.

Так или иначе, но уже в XIX веке в списки знаменитостей ринулись люди худого происхождения. Наполеон и Ротшильд открывают новую страницу в истории светских хроник: теперь уже не происхождение, а личная предприимчивость и успешность всецело определяют попадание в герои. В XIX веке к Наполеонам и Ротшильдам постепенно присоединяются актрисы и просто приятные во всех отношениях дамы, ведущие нерегулярный образ жизни.

Есть еще один жанр, важный для нашей темы, - повествования о чудесных явлениях. Собственно, Голубиная Книга и параллельные ей тексты - прямые предтечи "книг рекордов". Позднее этот жанр будет представлен в афишках цирковых и балаганных зазывал, в газетных сенсациях: Самый Сильный Человек На Свете и Женщина-Обезьяна, которые до XX века были достоянием исключительно низовой культуры, становятся после "восстания масс" вполне респектабельными участниками светской хроники.

В эпоху глобализации аристократическое, интеллектуальное, артистическое, эротическое, физиологическое - все начинает конвертироваться в деньги, количество упоминаний на страницах таблоидов, в телепередачах и на веб-сайтах. Длина конечностей, цвет волос, любовные утехи в Овальном кабинете или спортивные успехи в Уимблдоне, тиражи книг, метражи производственных площадей, количество любовниц и/или судебных процессов, смертельные болезни, аристократическая кровь - все можно привести к общему знаменателю, взвесить и подсчитать.

Осталось только окончательно конвертировать списки знаменитостей в списки политические, предоставив журналу "Форбс" формировать состав мирового правительства. Где будут все - и длинноногие блондинки, и Самые Сильные Люди На Свете, и Женщины-Обезьяны...

Впрочем, если посмотреть, например, на депутатов иных парламентов, да и на некоторых представителей исполнительной власти, иногда кажется, будто это уже произошло.

Опрос

Кого из упомянутых в этой колонке бы вы хотели видеть следующим президентом России?

М.Шарапову
Б.Клинтона
Д.Бэрримор
О.Уинфри
Ф.Достоевского
Кавалера де Рогана
Вольтера
Арахну
Афину
В.Тредиаковского
Короля Выменея (М.Голицына)
А.Волынского
Анну Иоанновну
Гедимина
Наримунта
Царевну Софью
В.Голицына
Петра I
Наполеона
Ротшильда
Самого Сильного Человека На Свете
Женщину-Обезьяну

Комментарии

Иван А. Ильин

Интересно, что куда-то пропал инкубационный период в зарождении нового мирового фаворита.

Когда-то для этого требовались усилия многих поколений одной семьи, рода. Потом - стало хватать "личной предприимчивости" и одной-единственной жизни, и той уже, как правило, не всей.

В XXI же веке "герой" является сразу - нужного возраста и нужных регалий.

"Талантливый юноша", появившись, не вырастает до "талантливого мужчины". А требующийся таковой появляется с нуля, из ничего, без прожитого прошлого, именно что тридцатипятилетним. Естественно, и "корифей", "старый уважаемый авторитет" возникает сразу старым и почитаемым.

Илья Пригожин

С давних пор человечество волновал вопрос: "Если кит вдруг на слона налезет, кто кого сборет?" (кажется, это зафиксировано у Льва Кассиля). Здравомыслящие люди понимали всю нелепость такой формулировки - с тем же успехом можно спросить, у кого хобот длиннее. Кит, как известно, вообще рыба (см. П.П.Ершова и слушай Юлия Кима), так что со слоном его сравнивать никак нельзя. Теперь же ситуация изменилась, и средних дарований саксофонист может участвовать в одном хит-параде с выдающейся теннисисткой.

Ибо сказано: все животные равны.

Альма Патер

Как раз тогда, когда пора бы было сформироваться литовской нации, оказалась она без родовой и, следственно, культурной элиты - к той поре давно и прочно полонизировавшейся по причинам, обсуждать кои здесь было бы неуместно. За дело пришлось браться интеллигентам в первом колене - из крестьян, прошедших обучение в императорских университетах, а то и в петербургской католической Духовной академии. Они-то ощущали, академично изъясняясь, неполноту социальной структуры литовской нации, состоявшей практически из крестьян. Отчего в газетах начала прошлого века из номера в номер печаталась хроника: в Митаве агрономом служит литовец Х, ветеринаром в Ошмянах - литовец Y. Дескать, вот среди нас уже и композиторы появились, инженеры. А о том, что Мицкевич, Сенкевич и Семирадский на поверку суть литовцы, - уже и в позапрошлом веке писалось в изданиях, печатаемых за российскими пределами, лежащими по Неману, при понятном попустительстве прусских властей. Утешительно и то, и другое звучало для формирующейся нации.

Рвение, с которым все какие ни на есть средства массовой информации тиражируют известия то про "Мисс Вселенную" русских корней, то про неведомую Шарапову (признаться, если б не первый попавшийся поисковик, так бы и не знал), наводят на соображения: то ли нация неполная по незрелости, то ли в утешении нуждается по той же причине.

Татьяна Хейн

Славные застеклянные люди выращивали свою славу прямо на глазах у очарованной публики. Колба для выращивания светилась изнутри веселыми огнями, обещавшими зрителям, расплющившим носы о ее бока, возможность чуда для любого из них.

Вот ведь оно, прямо тут, рукой подать. Люди внутри, еще вчера никакие и неинтересные, такие же, как и те, что снаружи. А видите же - теперь и дышат, и плачут, и нужду справляют всем на зависть и удивление.

Последние герои добывали славу на райских островах. Фабричные девочки и мальчики ковали ее под чутким профприсмотром.

Слава получалась свежей, горячей и пахла аппетитно и знакомо. Главное - она была доступной и яркой. Но, даже важнее главного, - она была на расстоянии вытянутой руки, в полушаге, прямо за ближайшим углом. Буквально одно маленькое чудо, и срастание с ней неизбежно.

Тысячи мальчиков и девочек встают в очереди за славой. Им хочется за стекло, на остров, к фабричному станку. Они не помнят имен первых аборигенов застеколья, но хотят туда, к ним, на пьедестал. Хоть тушкой, хоть чучелком, хоть женщиной-обезьяной.

    Я памятник себе воздвиг!
    Не наступите.

А дальше? А дальше - конвертировать.

borisl

Когда мне было лет восемь или девять, я столкнулся в лифте с Муслимом Магомаевым. Мы с мамой возвращались домой из гостей, зашли в лифт, уже закрывали за собой дверь, но тут кто-то из парадного громко попросил подождать, и в лифт втиснулось трое - мужчина и две женщины. Женщин я не помню, а мужчина был несомненно Магомаевым, спутать было нельзя. К тому же он был одет во фрак и рубашку с кружевным жабо. Это как если бы с тобой в лифт зашел Дед Мороз, только настоящий. Мама сдавленным голосом поздоровалась, и он в ответ кивнул и очень звучно откашлялся - как будто прямо сейчас запоет. Был он очень высок - под самый потолок лифта и даже красивей, чем по теливизору. Это было время вершины его славы. Все торжественные концерты - и на шахтеров, и на космонавтов, и на милицию, и на восьмое, и на седьмое, и на первое, и... - господи, сколько же у нас тогда было праздников в жизни, - все завершались его выступлением. И как он неподражаемо сдвигал брови и выпячивал верхнюю губу! "Я не нес тебе ни отчаянье, ни печаль, прикоснуться к тебе нечаянно, прикоснуться к тебе нечаянно - и прощай!" Те несколько секунд, пока лифт поднимал меня и Магомаева на четвертый этаж, где проживал один довольно известный в Москве зубной врач и спекулянт, были самыми яркими мгновениями моей жизни. Можно сказать, ее пиком. Все дальнейшее - уже вниз по склону, как сказано в одном кино. В школе мне, конечно, никто не поверил. Ни на следующий день, ни через неделю, ни через год. Поначалу, если я с кем-то знакомился, я всегда прежде всего рассказывал, как ехал в лифте с Магомаевым, но вместо любви и восхищения я видел в глазах нового знакомого или недоверие, или просто презрение. Мне не верил никто, потому что все понимали - так не бывает. Вскоре я перестал об этом рассказывать. Со временем я даже сам стал сомневаться, что это на самом деле со мной произошло. Но моя мама мне всегда подтверждала - да, это было. Может, дочери когда-нибудь расскажу... Но ведь она не знает, кто такой Магомаев...

Вот так и жизнь прошла...


Обсудить тему, вариации или комментарии
(Не откажите в любезности процитировать комментируемое место из колонки. Вы также можете ознакомиться с чужими комментариями.)