Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь
/ Колонки / Не в фокусе < Вы здесь
Совет Полишинеля
Дата публикации:  25 Марта 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Если репутация политологических советов и аналитических заключений в СМИ подвергается сомнению не в первый раз, то расхожие экономические мудрости чаще всего представляются вполне резонными, особенно если произносятся на фоне каких-нибудь графиков или тому подобных украшений. Тем не менее, их логика, похоже, далеко не всегда определяется той точностью, на которую они претендуют.

Как там курсовое соотношение евро и доллара? Вы, разумеется, уже слышали, что сильный евро вредно действует на европейскую экономику, подрывая европейский экспорт, тогда как слабый доллар полезен для американских производителей, потому что им легче продавать свои товары? Теперь попробуйте вспомнить, какой такой американский товар с надписью made in USA Вам удавалось приобрести в последнее время. Разве что "самый большой в мире вирус" - очередную операционную систему Windows (это, конечно, если на Вашем компьютере стоит легальное ПО) - или очередной голливудский блокбастер (если Вам не надоело их смотреть). Но в этом случае ценовые колебания не имеют принципиального значения, поскольку механизмы распространения этого товара не соответствуют классическим рыночным параметрам (недаром Евросоюз только что наложил на "Майкрософт" рекордный штраф за нарушение антимонопольного законодательства).

Один из самых американских товаров - джинсы Levi's - окончательно перестали производить в США. Когда некоторое время президент Буш попытался призывать покупать товары отечественных производителей, произошел легкий конфуз: на транспортном терминале, куда он прибыл, чтобы сняться на фоне этих самых товаров, оказались упаковки только с товарами, произведенными в Китае. В самое последнее время из США стали "уплывать" не только рабочие места для относительно низкоквалифицированных работников; крупные компании выводят в страны с более дешевыми специалистами (в частности, в Индию и Китай) подразделения по информационным технологиям, аналитические службы и т.п. На все это слабый доллар не оказывает ровно никакого влияния.

Рабочие места "уплывают" и из Европы. То, что остается, также не сильно зависит от колебания курсов валют. Трудновато представить себе человека, собиравшегося купить себе Мерседес или БМВ, но в последний момент передумавшего и купившего какого-нибудь "корейца", потому что тот дешевле. То же касается, скажем, покупателей французского коньяка или французских галантерейных товаров, итальянского дизайна и других собственно европейских товаров. Здесь покупательский выбор определяет не столько цена, сколько необходимость для определенных категорий потребителей соответствовать определенным стандартам. Так что нет ничего удивительного в том, что экспортная выручка немецких предприятий за прошлый год существенно подросла, а на этот год, если основные экономические показатели существенно не изменятся, Германия получит, скорее всего, рекордный плюс во внешнеторговом балансе.

Если продолжать о тех же рабочих местах и рабочих руках: неоднократно звучало, что немецкие рабочие стоят слишком дорого и это подрывает немецкую экономику. Однако исследования показывают, что гораздо более серьезное негативное воздействие на немецкую экономику (которая и в самом деле уже не первый год находится не в лучшем состоянии) оказывает совсем не высокая стоимость рабочей силы, связанная с "негибкостью" рынка труда, а чрезвычайно низкая отдача от капиталовложений в немецкую экономику. То есть предприниматели, привыкшие в определенный момент к дешевым деньгам, утратили интерес к эффективности капиталовложений.

Примеры такого рода можно продолжать, и найти их нетрудно в самых разных странах. Смысл их можно обобщить следующим образом: распространяемые по различным общественным каналам экономические соображения далеко не всегда хорошо согласуются с реальностью. Однако нередко служат при этом основанием или по крайней мере предлогом для принятия различных политических решений. И именно это обстоятельство не позволяет оставить вопрос на попечении специалистов - если переиначить известное изречение, можно сказать: экономика - слишком серьезное дело, чтобы доверить его экономистам.

В общем-то, ничего удивительного в происходящем нет. Информация и основанные на ней выводы давно стали столь важной - а потому и чрезвычайно ценной (в том числе и в непосредственном стоимостном выражении) составляющей экономической практики, чтобы вываливать их на всеобщее обозрение было неразумно. Это все равно как если бы кто-нибудь сообщил по телевидению: идите скорее на такую-то площадь, там сейчас лежат мешки с деньгами, можно брать сколько хочешь. Никто этого делать не будет. Но и оставлять народ без информации тоже нельзя.

Есть два безобидных для состоятельных людей выхода из этой щекотливой ситуации. Первый состоит в том, чтобы прикармливать публику какой-нибудь относительно безобидной тюрей из прописных истин, которые хотя в целом и можно считать верными, но они не всегда оказываются прямо приложимы к реальной ситуации. То есть это про снижение издержек (в которые, правда, попадают налоги, зарплата работников и социальные отчисления, но никак не попадают прибавки к и без того немалым заработкам топ-менеджеров), про уже упоминавшиеся курсы валют и прочее в этом роде.

Второй путь - насыщение потока экономической информации множеством данных, которые при всем своем изобилии мало что дают для понимания действительных факторов экономических процессов. Вам, например, могут предложить диаграммы изменения индекса курсов акций за день, неделю или месяц, сообщить, что какой-то биржевой показатель достиг своего максимума с начала месяца и т.п., как будто экономика и в самом деле развивается по неделям и месяцам. Все это только усиливает и без того сильные спекулятивные настроения в экономике, где многие участники, подобно игрокам в рулетку, и так уже не видят ничего кроме клеточек, на которые делаются ставки.

Трудно сказать, что можно сделать в такой ситуации. Превращение информации (в сыром или обработанном, прошедшем анализ виде) в важнейший товар не дает особых надежд на то, что общество будет получать адекватные данные о состоянии дел в экономике и о подлинных альтернативах ее развития, а не жвачку из несвежих учебников или информационный мусор, толку от которых крайне мало.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Ромашко, Не тревожить Бога по пустякам: /18.03/
"Роковое" стечение греет душу: здесь проскальзывает и значимость собственной жизни, и безвинность. Получается, что мы не раздолбаи, а преследуемые роком - это уже серьезно и почти почетно.
Сергей Ромашко, "Вишневый сад" по-французски /11.03/
Если и есть в Европе что-то похожее на российскую "интеллигенцию", так это французские "интеллектуалы". И если интеллигенцию уже похоронили, то интеллектуалов еще не совсем.
Сергей Ромашко, Великолепная семерка отдыхает /04.03/
Ковбойский архетип американского сознания по-прежнему крепок, несмотря на наступление эры информационных технологий. Зло должно быть персонифицировано, и тогда решение оказывается простым и ясным: убрать гада.
Сергей Ромашко, Вот тихий ангел пролетел /26.02/
Приближается пятилетие косовской кампании стран НАТО. Правда, желающих отметить эту дату пока не видно. Да и само название - Косово - не слишком часто появляется на страницах европейских газет или в сообщениях электронных СМИ.
предыдущая в начало следующая
Сергей Ромашко
Сергей
РОМАШКО
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Не в фокусе' на Subscribe.ru