Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь
/ Колонки / Не в фокусе < Вы здесь
Сколько денег надо для счастья?
Дата публикации:  3 Мая 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Не очень люблю разговоры о совпадениях. Тем более в нашей стране, где всякая пустая мистика и разного рода "не случайно" обречены на успех. Но все-таки некоторые совпадения выглядят хотя бы достаточно курьезно для того, чтобы напомнить о вполне серьезных вещах.

В самом начале месяца закончилась международная конференция по Афганистану. Кто обратил на нее внимание? Да почти никто. Трудно сказать, есть ли такая страна. Я имею в виду - в медиальном пространстве, где некоторые страны есть, а некоторые только появляются на время, как пролетающие кометы. Афганистан в настоящий момент в апогее, блуждает где-то в темных глубинах медиального космоса: не до него. Отбомбились и улетели. Гарнизон оставлен, в случае чего свистнет. Есть ли страна Афганистан в других отношениях - вопрос чрезвычайно сложный, оставим его для будущих поколений. По крайней мере, с точки зрения международного права такая страна существует. И существует не то чтобы очень хорошо, почему и конференцию пришлось созывать.

Конференция вышла не хуже любой другой. Представители десятков стран (правда, международные неправительственные организации не пригласили - вести себя не умеют и вечно настроение портят) выразили озабоченность. Все говорили правильные речи о построении нового Афганистана, которое пока, правда, идет с трудом. В конце Хамид Карзай поблагодарил мировое сообщество за внимание и поддержку, пообещал, что его страна приложит все силы, чтобы оправдать ожидания, и уже в скором будущем постарается самостоятельно стоять на ногах (менее обязанные сообществу пакистанцы заметили, правда, что надо бы международных войск поболее).

Как Афганистан сможет изменить свое положение к лучшему, совсем не ясно. Намеченные на июнь парламентские и президентские выборы отложены на сентябрь, спрашивается: а что за эти месяцы изменится? Может быть, удастся наладить хоть одну отрасль хозяйства кроме выращивания опиумного мака и производства героина? Может быть, удастся разоружить множество местных вооруженных формирований, осуществляющих реальную власть в регионах и не подчиняющихся никому, в том числе и кабульскому правительству? Может быть, удастся изменить странный сплав традиционных социальных структур, блокирующий общественное развитие? Может быть, на худой конец, получится ликвидировать якобы уже давно ликвидированный талибан, контролирующий, по последним данным, около одной пятой территории страны? Как-то не очень в это верится. Зато есть очень ясные признаки совсем другого. Вот, скажем, генеральный секретарь НАТО заявил, что его организация не может гарантировать безопасность на всей территории Афганистана. Интересно, а кто тогда может? И еще простой и ясный факт из жизни страны: только за последний год и только зарегистрированных самосожжений женщин там было 180. Это не высокая политика. Это просто когда люди больше так не могут.

Спрашивается: при чем тут совпадения? А вот при чем: конференция проходила в Берлине. И выдвинула для восстановления Афганистана концепцию, кратко охарактеризованную как "Disarmament, Demobilization and Reintegration", сокращенно DDR. Хотя тема отнюдь не юмористическая, но совсем не заметить совпадения немцы все же не могли. Потому что именно этими тремя буквами еще совсем недавно в их языке обозначалась Германская Демократическая Республика. А вспомнить о ней в те же дни пришлось.

Дело в том, что правительство Германии было вынуждено признать то, что в принципе и так всем известно: почти полтора десятилетия реконструкции Восточной Германии не дали ожидавшегося результата. Пресса заговорила о "провале", о "вызывающем крайнюю озабоченность положении". В самом деле, по всем параметрам дела обстоят крайне неудовлетворительно. Сколько-нибудь значимый экономический рост отсутствует. Безработица не опускается ниже 20%. Молодые люди по-прежнему бегут на Запад, в восточных землях остаются одни нищие старики-пенсионеры. Накапливающееся в обществе недовольство прорывается в бессмысленных актах вандализма и агрессии против первого, кто попадется под руку (чаще всего - "чужих", эмигрантов).

Разумеется, положение в бывшей ГДР не в пример лучше положения в Афганистане. Но ведь и исходная ситуация была тоже достаточно разной. Как и географическое, экономическое и культурное соседство. Для восстановления Афганистана международная конференция выделила на ближайшие три года восемь с небольшим миллиардов долларов. Тут же раздались голоса: мало. Конечно, это не много, особенно если учесть, что в пересчете на душу населения в Боснии-Герцеговине и особенно в Косово международные вливания были в разы больше (правда, без особого эффекта). Но вот Восточная Германия за прошедшие после воссоединения страны годы получила помощь, оцениваемую в 1250 (!) миллиардов евро. Кстати, это еще раз показывает, как по-разному оценивается человеческое существование (как и смерть) в нашем мире - и это при всех заверениях о международных стандартах. Впрочем, нам для этого и ехать никуда не надо, надо только глянуть на то, что происходит вокруг. Но дело сейчас не в этом. А в том, что счастья-то все равно нет. Даже 1250 миллиардов очень хороших денежных единиц счастья гарантировать не могут (весьма ограниченному кругу лиц, и далеко не обязательно там, куда помощь направлялась, возможно, но тоже не наверняка).

Вот ведь в чем незадача. Очень трудно изменить, и изменить к лучшему, жизнь даже отдельного человека, а тем более целого общества. Нет на это готовых и тем более простых рецептов. В Германии все решительнее говорят, что одной из ошибок было стремление сделать в бывшей ГДР "все как на Западе". А ведь у восточных земель - своя история и свои традиции (да и сорок лет ГДР - не так уж мало, два поколения выросли, и это тоже бы надо учесть), свое положение в Европе, по соседству не с Францией или Нидерландами, а с Польшей и Чехией (на днях, между прочим, вступающими в ЕС, что проблем не убавит). Но если даже в рамках одной неэкзотической страны так непросто осчастливить людей, и это при наличии немалых денег, то что же говорить о тех странах, которые то прячутся за окутанными туманом далекими горными хребтами, то исчезают в непроглядном мраке ускользающего интереса СМИ?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Ромашко, Пусть Аргентина ни о ком не плачет /22.04/
Когда в свое время у нас начались горячие споры о том, какую бы нам модель выбрать, было смешно и неловко слушать переборы: Швеция - нет, Япония - нет, Швейцария... Наши братья не в Швейцарии (там наши братки), наши братья в странах вроде Аргентины.
Сергей Ромашко, "И от них населилась вся земля": /15.04/
В относительно недавнем времени мы стали свидетелями невиданных ранее в истории человечества процессов активного взаимодействия людей разных рас. Что это будет означать в дальнейшем, не знает никто.
Сергей Ромашко, Эффект попугая /08.04/
Вам приходилось слушать радио по ночам? Ночью можно послушать вполне приличную музыку. В это время, бессмысленное с точки зрения медийного бизнеса, работающие на радио могут поставить то, что им на самом деле нравится. У них далеко не худший вкус. Но чтобы убедиться в этом, надо отказаться от сна.
Сергей Ромашко, 90-е? 80-е? 70-е? /30.03/
Вообще же история России в двадцатом веке - большая неизвестная величина. Что представляло собой, скажем, советское общество рубежа 50-х и 60-х? Где на этот счет серьезные исследования, без идеологических штампов? Нет интереса.
Сергей Ромашко, Совет Полишинеля /25.03/
Распространяемые по различным общественным каналам экономические соображения далеко не всегда хорошо согласуются с реальностью. Однако нередко служат при этом основанием для принятия политических решений.
предыдущая в начало следующая
Сергей Ромашко
Сергей
РОМАШКО
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Не в фокусе' на Subscribe.ru