Русский Журнал / Колонки / Не в фокусе
www.russ.ru/columns/nofocus/20040729.html

Реальное училище абсурда
Сергей Ромашко

Дата публикации:  29 Июля 2004

В Европе абсурдистское искусство давно стало вещью совершенно привычной. В Париже школьников классами водят на пьесы Ионеско (видел своими глазами). Абсурдистские стихи классиков авангарда вошли в учебные книги по родной речи. У нас же школьников по-прежнему кормят наследием реалистического искусства. Я этому всегда огорчался, а теперь вот подумал: может, это и правильно? Ведь абсурда у нас и в реальной жизни всегда хватало, пусть хоть в искусстве будет пристанище реализму.

В советское время мы были уверены, что во всем виновата она, проклятая, - та самая власть. Но вот ее уже нет, а с абсурдом что-то легче не становится. Правда, сам переход, этой властью подготовленный, с самого начала был полон абсурда. Знаменитое кооперативное движение было какой-то фантасмагорией, потому что в принципе было устроено так, что если следовать установленным законам и правилам, то абсолютно ничего не может получиться. У нас, конечно, все получалось, но для этого нужна была знаменитая наша смекалка, объяснению в законах логического мышления не поддающаяся. Тогда же появились коммерческие (а какие должны быть еще?) магазины и коммерческие (наверное, есть еще благотворительные?) банки. Кстати, аббревиатуру АКБ (то есть акционерный коммерческий банк) можно встретить еще и сейчас. С коммерцией у нас вообще сложно. Вот появилось некоммерческое партнерство участников рынка ипотеки. Надо понимать так, что они будут там собираться и кактусы выращивать или крестиком вышивать.

Если коммерческие магазины, слава богу, нас покинули, то вот закрытые и открытые акционерные общества благополучно существуют и по сей день. Попробуйте дословно перевести эти замечательные словосочетания на какой-нибудь европейский язык и предложите их соответствующему западному человеку на обозрение. Он будет немало озадачен. Потому что открытое акционерное общество - это излишество (риторическая фигура, именуемая плеоназмом, или - в российской интерпретации - "масло масляное"), ведь акция - вещь, пускаемая в свободное обращение на рынке (поэтому и существует та самая игра на бирже, где курс все время колеблется). Но это еще полбеды, а вот полная беда - закрытое акционерное общество, потому что, если следовать понятию акции (см. выше), то акционерное общество может быть или открытым, или это не акционерное общество. То есть русские акции, как и многое другое, - это что-то особенное, общим правилам не подчиняющееся и другим непонятное. Ну да и бог с ними, не для них же сделано.

Могут сказать: это все вещи старые, еще из переходного периода. Верно. Хотите новенького? Сколько угодно. Вот, скажем, желание увеличить число платных студентов в государственных вузах. Как временный маневр, когда у государства катастрофически не хватало денег, появление платных студентов среди бесплатных можно было понять (вроде указа Ельцина, разрешавшего мелкую торговлю без всяких ограничений в тот момент, когда многим вообще было не на что жить). Теперь же надо идти по пути нормализации, а не развивать такие временно вынужденные решения, превращая их в норму. Поскольку образование может быть либо платным, либо бесплатным (разумеется, бесплатным лишь условно, но речь сейчас не об этом). Образовательное учреждение либо берет со студентов деньги, либо нет: всякая попытка скрестить то и другое будет напоминать гибрид змеи и ежа. У каждого варианта есть свои проблемы, но решать их надо именно согласно законам жанра, а не иначе. То есть, например, чтобы дать возможность людям небогатым обучаться в платных заведениях, надо чтобы кто-нибудь за них заплатил. Или дал кредит на приемлемых условиях. А не просто разрешить какому-то количеству людей учиться бесплатно, тогда как другие платят. И наоборот. Иначе получается, как у одного провинциального остряка из давних времен. Я когда-то, еще студентом, участвовал в социологическом опросе, проходившем в Рязанской области. Один из респондентов в ответ на анкетный вопрос: "Женаты?" - произнес неожиданное: "Немножко". Когда я несколько растерянно переспросил: "Это как?" - он пояснил: "Ну, по девкам гуляю". Подобная гулянка (или частичная женитьба) может очень дорого обойтись нашей высшей школе.

Из любого набора новостей можно выудить достойный пример абсурдизма. Вот сообщается, что правительство готовит в ходе программы приватизации продажу госпакета акций (эти-то акции настоящие!) ЛУКОЙЛа и предполагает получить за него хорошие деньги. Чудесная идея. И главное, верная, потому что если продавать что-нибудь, то желательно за хорошие деньги. Только вот не совсем понятно, кто же это будет в ближайшее время платить хорошие деньги за акции российской нефтяной компании, глядя на затянувшуюся показательную порку ЮКОСа, из-за чего и весь фондовый рынок постоянно проседает, а более или менее основательные люди (вернее - хозяйственные субъекты) разбегаются с него кто куда.

Как всегда, не оставляет в беде по части абсурда и наше армейское ведомство. Следуя старому принципу "копать от забора до обеда", оно тоже предлагает немного жениться. Строит професиональную армию, только не совсем. То есть тот, кто хочет, будет служить за деньги, а кто не хочет, будет служить даром. Просто соломоново решение. Даже какая-то своеобразная логика в этом есть. Какая-то неэквлидова (или нелейбницева, если хотите). В самом деле, если человек не хочет, за что же ему деньги платить? Но больше всего меня сегодня порадовал один из начальников армейского снабжения, заявивший, что отказываться от портянок нашей армии не стоит. Дескать, кто знает, что такое кирзовые сапоги на портянках, тот ценит. Знаем, пробовали. Ощущение специфическое. Своя логика и в этом есть: те самые кирзовые сапоги (метко прозванные говнодавами) действительно только с портянками и комплектуются. Только вот куда генерал наш в них направляться собирается?..