Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Московские странности
/ Колонки / Не в фокусе < Вы здесь
На бронзовой кобыле далеко не ускакать
Дата публикации:  2 Сентября 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Как всегда, вскользь сказанное говорит больше, чем слова, на которых сосредоточено внимание. Во время обсуждения проблем образования накануне учебного года промелькнула замечательная фраза "государственные структуры, бизнес и гражданское общество". Вот оно. Строили, строили, осваивали присланные с Запада гранты и построили. По уже известной модели "культура и жизнь". То есть есть эта самая жизнь, а где-то сбоку еще болтается культура, если уж слишком скучно станет и развлечения в бане осточертеют. Тут кстати и неполиткорректный анекдот времен застоя: "Слушай, мальчик, дэлом надо заниматься, понимаешь, дэлом". Теперь все на своих местах. Когда госструктуры и бизнес накушаются, разрешат войти и гражданскому обществу - подобрать объедки и прибрать помещение.

Как-то казалось, что гражданское общество - прежде всего, потому что структуры это не все, а гражданское общество (если оно, конечно, есть) охватывает всех. Поэтому в странах, где такое общество не сбоку, даже маршал будет гордо говорить о себе: "я солдат", имея в виду, что как гражданин он и в самом деле выполняет ту же задачу, что и его подчиненные. У нас же маршалов по-прежнему громоздят на бронзовых коней. Правда, от фальшивости всего этого мероприятия и коняга получается какая-то фальшивая, больше смахивающая на прохиндеистую собаку, приготовившуюся на рысях стянуть какую-то халяву.

Гражданское общество и "гражданское общество" тем и отличаются, что в критической ситуации первое реагирует на давление адекватно, выбирая наиболее приемлемое в данной ситуации для общества в целом действие, а второе превращается в скопище маршальских коняг, готовых тащить что придется в свою сторону. Сравнение России и Франции последних дней ясно это показывает. Очевиден и результат: иракские террористы не знают, что делать, и французские заложники до сих пор живы. Но для этого надо помнить о ценности человеческой жизни всегда и по отношению ко всем, а не только тогда, когда это касается тебя.

Полная дезориентация нашего общества проявляется в самых разных событиях. Кто придумал открыть учебный год уроком, посвященным войне? Был бы суеверным, сказал бы: захотели войны - так вот она вам. Но поскольку я не суеверен, речь будет о другом: о неспособности сформулировать для общества человеческие ориентиры.

К концу существования Советского Союза стало совершенно очевидно, что власти ничего не могут предложить своим гражданам, кроме великой победы, которой уже тогда было немало лет. Но все же сохранялась послевоенная ситуация, на которую можно было сослаться как на результат победы. Потом возникла надежда на новые общественные ориентиры, и о деяниях прошлого стали говорить меньше. Но общество всеобщего благоденствия в России в очередной раз не случилось. А поскольку обычные человеческие цели (чтобы наши граждане просто могли жить достойной жизнью) наших политиков как-то не привлекают, то появилось требование какой-то фантомной "национальной идеи", а после бессмысленных потуг ее место вновь заняла изрядно потрепанная великая победа. По-настоящему она не исчезала никуда, всегда была палочкой-выручалочкой в критический момент. Например, когда только начали праздновать пасху, некоторые телеканалы, у которых тогда еще не было запаса благочестивых передач, в растерянности забили эфир фильмами про войну - годится, мол, на все случаи жизни. Не годится. Потому что от результатов победы - и надо это наконец осознать - не осталось почти ничего. Потому что мир перекроили, и значимость второй отечественной войны в этом смысле столь же ограничивается областью символичного, сколь и войны первой, 1812 года. То есть гордиться можно, но ориентиром общественной жизни она быть уже не может. Успевшие ускользнуть от террористов осетинские школьники как один говорили: "Мы сначала думали, что это шутка". Ничего себе шуточки. Но это реальности нашего сознания. Общественными уроками тут не обойдешься.

Кстати, слова школьников прозвучали без обработки только при первом включении. Потом все "шутки" старательно вырезали. Вообще особое значение сейчас имеют спонтанные реакции, потому что потом включаются разного рода механизмы, из-за которых реакцию большинства можно предсказать заранее. Вот на телеопрос: "Как вы готовы бороться с терроризмом?" большинство (две трети, если не больше) ответило: "С оружием в руках". Это по-нашему. Желающих проявлять повышенную бдительность оказалось гораздо меньше (это тоже по-нашему), а готовых помогать деньгами почти не было (не благородно). Судя по количеству готовых взять в руки оружие, многие его в руках не держали и для боевых действий вряд ли годятся. А вот деньги, пожалуй, пригодились бы (а то террористы и вооружены, и оснащены лучше спецназа), но это ж придется свое отдавать... Так что воодушевляться такими зажигательными настроениями наших граждан, похоже, не стоит.

А все же есть простые вещи, которые кое-что да значат. Оказалось, что достаточно замаячить перед входом в метро милиционеру, и у террористов сдают нервы. А ведь жертв на "Рижской" могло бы быть гораздо больше. В первые минуты после взрыва говорили, что люди с машинами забирали раненых и везли в больницы, не дожидаясь скорой. Потом заговорили глобально. А такие недостойные мелочи важнее. И надо все-таки, чтобы камеры слежения были направлены куда надо, а не куда попало. Тогда, даст бог, и справимся.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Сергей Ромашко, Сговор у стены /26.08/
Нормальный российский человек воспринимает ситуацию свободной и достаточно жесткой конкуренции то ли как оскорбление, то ли как покушение на жизненные основы, но в любом случае, попадая в нее, делает все возможное, чтобы ее тут же и ликвидировать. "Сговор" нам всегда был милее.
Сергей Ромашко, Никсон и немножко нервно /19.08/
В семидесятые годы в большинстве западных стран прошла серьезная смена стандартов жизнедеятельности политиков. К возможным неприятностям стали готовиться лучше, и сравнение уотергейтского скандала с "моникагейтом" показывает, что политиков новой формации взять на "слабо" невозможно.
Сергей Ромашко, Олимпийская элегия /13.08/
Похоже, спортивный рынок перегрелся. Может быть, поэтому и наступающие Олимпийские игры не слишком уж привлекают зрителей: получается нормальная потребительская реакция.
Сергей Ромашко, Братских народов не бывает /05.08/
Названые братья всех степеней - от тех, что сидели в социалистическом лагере, до тех, что сливались в новую историческую общность, - показали русскому брату что следует и отделились.
Сергей Ромашко, Реальное училище абсурда /29.07/
Открытое акционерное общество - это плеоназм, ведь акция - вещь, пускаемая в свободное обращение на рынке. Но это еще полбеды, а вот полная беда - закрытое акционерное общество, потому что, если следовать понятию акции, то акционерное общество может быть или открытым, или это не акционерное общество.
предыдущая в начало следующая
Сергей Ромашко
Сергей
РОМАШКО
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Не в фокусе' на Subscribe.ru