Русский Журнал / Колонки / Не в фокусе
www.russ.ru/columns/nofocus/20040909.html

Игра без правил
Сергей Ромашко

Дата публикации:  10 Сентября 2004

Думаю, мне будет позволительно нарушить мною же самим установленные правила. Можно, конечно, когда твой дом горит, отвернуться и делать вид, что любуешься красками заката. Но как-то глупо. Впрочем, вот биржа наша, например, ничего такого не заметила и даже продолжила в эти дни небольшой наметившийся рост. Тренд нормальный. По крайней мере, ясно: их интересует, чтобы акции никто не трогал. На остальное, в общем-то, наплевать. Правда, когда на наш социально ответственный бизнес наконец рявкнули, он подсобрался и за закрытыми дверями о чем-то там посовещался, пообещав помочь деньгами. Прямо как "Союз меча и орала".

От этих дней осталась страшная внутренняя усталость. Именно усталость, а не облегчение. Какой-то идиот назвал пятничные события "операцией по освобождению заложников", это же надо до такого докатиться! Если бы была операция, можно было бы вздохнуть. Вместо этого - бардак уже по обе стороны. Так сказать, террористы достойны доставшихся им спецслужб. Конвергенция.

Усталость от кошмарного потока информационного мусора, которым нас окатили. В ответе за это, конечно, государственные структуры, "придавившие" СМИ: если уж подчиняешь себе систему, то отвечаешь за нее. То есть обеспечивай ее хоть какой информацией. Одно утешение: президент сказал, что хочет восстановить ход событий, чтобы понять, что же произошло. То есть и ему нормальной информации не давали. Нет слов. Но и СМИ, и все, кто готов что-нибудь сказать, в долгу не остались: несли околесицу в народ что было сил. Себя не помня. Между прочим, западные каналы опять были и раньше, и подробнее, и с лучшей картинкой. Остается множество вопросов, которые никто не задает, и ответа на них, соответственно, тоже нет. Я, разумеется, не о "где были" или "как допустили" и прочей чепухе. А вот хотелось бы узнать наконец, были ли среди террористов то ли арабы с неграми, то ли казахи с корейцами. Органы некоторых стран уже сделали на этот счет заявления (если наши СМИ опять не наврали), и правильно. Вообще-то это не принципиально, но поскольку упоминания об иностранцах то и дело всплывают, хотелось бы все же знать: есть они или нет. Это как с женщинами-снайперами, которых в Чечне лет десять ловили. Кругом какие-то снежные человеки.

Вообще-то меня время от времени занимают совсем другие вопросы, интереса к которым я не замечаю, а ведь они могут указать на важные вещи. Вот, например, эти самые шахидки (все-таки русский язык могуч - быстро образовал женскую форму). На Ближнем Востоке, если я не ошибаюсь, в этой роли обычно выступают именно шахиды, то есть мужчины. В нашей стране женщины. Прямо "А зори здесь тихие". Роль женщин в экстремистских движениях известна давно, но все же было бы важно понять, почему в нашем случае она именно такая.

Главная же беда в том, что, скажем, жители Северного Кавказа для центра России - чужие. То есть никто не помнит, что они наши граждане (между прочим, в этом существенное отличие от израильской ситуации, где живущие на собственно палестинских территориях палестинцы - все-таки и формально чужие). У нас нет никакой концепции или политики интеграции. Интеграции, потому что ассимилировать других мы, как показал исторический опыт, все равно не в состоянии. Но даже если кто-то и захочет интегрироваться, не очень понятно, куда направляться. Кругом какие-то потешные образования. Потешный парламент с потешными партиями (замолчавшими - и слава богу, - о чем уже писал Павловский), потешные биржи, потешная милиция, потешные губернаторы и что там еще. Поэтому интегрируются не в потешные структуры, а в то, что ощущают как реальность. Приобретают, например, недвижимость. А потешные стреляют себе репами и морковками. В Беслане это стало особенно ясно, когда потешные армейские силы оказались зажаты между террористами и вооруженным местным ополчением и не знали, что делать. Спасибо, террористы помогли выпутаться. Но обнажился чрезвычайно опасный вакуум власти.

Если при Петре потешные все же служили тренировочными базами реальной армии, то наши потешные структуры, сколько ни упражняются, ничего не производят, кроме фантомов и глупостей. Бездарная дипломатия совершенно беспомощна - и это в такой момент (а как же еще, если эта область издавна у нас - отхожее место для кого попало). Вот сейчас всякие думы собираются ужесточать законы о миграции. Попутного ветра в одно место, когда власти Москвы ошибаются в количестве живущих в столице на миллион с лишним, когда российский паспорт и российское гражданство можно купить по дешевке где угодно, а границы у нас (о чем очень заботились прогрессивные политики 90-х), как известно, стеклянные. Ужесточайте себе на здоровье. Вот зима настанет - таджики из Москвы домой потянуться. До весны.

Промолчав те самые дни, штатные и нештатные актеры заговорили. Лучше бы они этого не делали. В обществе нет адекватных слов для обсуждения происходящего. Это беда. Проснулись организаторы, когда в Россию полетела гуманитарная помощь из-за рубежа, а римляне вышли на демонстрацию раньше москвичей. Может быть, кто-нибудь не понимал, что в Беслане не хватит медицинских сил для того, чтобы справиться с таким количеством тяжелых случаев? Почему второй самолет с пострадавшими прилетел в Москву только через несколько дней, тогда же там оказались специалисты, отбирающие людей для отправки в Москву?

Таких вопросов столько, что нет сил. Да и вообще я обещал вопросов по возможности не задавать. Но это те, что возникают при прямом взгляде на происходящее. Есть еще боковое зрение. И тогда замечаешь, что уже и западные каналы начинают показывать горы наших истерзанных трупов, бесконечные похоронные процессии, кровь и боль. Вспоминается, как 11 сентября это старательно обходили - были только до жути красивые (да, этот так!) кадры рушащихся башен. Почему СМИ повсюду играют против правил? Нет ответа. Вот в Беслане идут похоронные процессии. С крестами (как-то промелькнуло, что в Беслане в основном мусульмане; вообще-то наши журналисты и политики до таких изысков, как конфессиональные различия, обычно не унижаются). И вдруг мысль: а где же наши священники? Почему они сейчас не там? Почему не идут с каждой такой семьей? Это было бы нужнее всех суетливых телодвижений, от которых только раздражение. Нет ответа.

Нам якобы объявили войну. Дело хуже. Просто в той свалке, которая сейчас началась на мировой арене, нас пинают, кому не лень. До объяснений не снисходят. Много чести. В этом президент прав: слабых бьют, и бьют без всяких объявлений.