Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Московские странности
/ Колонки / Не в фокусе < Вы здесь
У каждого свой сентябрь
Дата публикации:  17 Сентября 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Искушение представить историю как прямую линию то ли генеалогии (Авраам родил Исаака), то ли догматической советской теории (за первобытнообщинным строем следует рабовладельческий), то ли еще чего велико, и в результате получается некая генеральная линия: от Александра Македонского к Цезарю, от Цезаря через Нерона к Карлу Великому и проч. Чтобы ощутить чрезвычайную условность подобной линии, можно даже не задавать каверзный вопрос: а что происходило, скажем, в Китае (Индии, Эфиопии, на просторах евразийских степей) в тот момент, когда Нерон любовался горящим Римом. Даже на не столь глобальном пространстве можно увидеть, что реальное движение истории - процесс не однолинейный и не унифицированный. Но, с другой стороны, можно заметить и то, что события вроде бы далекие и разнородные оказываются определенным образом связанными.

Третью годовщину 11 сентября в США отметили с не меньшим накалом, чем предыдущие. Это понятно, если учесть развитие ситуации в Ираке и, прежде всего, - завершение предвыборной кампании. В эти же дни 15 лет назад Венгерская Народная Республика открыла свои границы с западными соседями, и через нее в ФРГ тут же хлынул поток беглецов из ГДР. Страна стала разбегаться, и участь ее была решена: стена рухнула и Германия объединилась. Результаты Второй мировой оказались стерты с карты Европы.

Кстати, сама Вторая мировая война была завершена именно в сентябре, а не в мае. Но мы не любим об этом вспоминать. Не наша была война на Тихом океане. Чужая. И атомные бомбардировки Японии стали сигналом перегруппировки сил: завершение Второй мировой плавно переходило в третью, холодную. Так что 2 сентября давно уже вычеркнуто из нашего памятного календаря. А тем более в этом году, когда в первые дни сентября нам вообще было не до памятных дат. У нас теперь будет свой сентябрь (а не только август).

А в Чили свое 11 сентября: очередная годовщина пиночетовского мятежа. В этом году на некруглую дату (31 год) уже мало кто обратил внимание, не то что в "круглом" прошлом году. Разве что те, кого этот мятеж затронул. В Сантьяго прошла очередная демонстрация, закончившаяся столкновениями с полицией. Сообщать в общем-то не о чем. У нас некоторое время назад была волна увлечения Пиночетом. Спорить с идолопоклонниками как-то не хотелось, потому что их экстаз отношения к реальности не имел почти никакого. Ведь надо было бы для начала разобраться в деятельности Альенде и ее результатах (настоящих, а не тех, что были вызваны целенаправленной работой атаковавших его спецслужб). А также в том, насколько и почему преуспела экономика Чили (длинный разговор, но успехи сильно преувеличены). И самое главное: Пиночет появился не из ниоткуда, а в результате серьезной, масштабной операции спецслужб. А за операцией стояли столь же серьезные интересы североамериканских монополий, которые никак не хотели терять контроль над стратегически важным сырьем - медью рудников в Атакаме. Но и это еще не все: тогда, в начале 70-х, на самом краю земли нелиберализм был готов на все, потому что понимал: очередное поражение может оказаться смертельным (не будем забывать, что война во Вьетнаме к этому времени была по сути проиграна, и те, кто готовил переворот в Чили, это прекрасно сознавали, хотя не говорили вслух). Чилийский прорыв стал началом наступления, под напором которого рухнула полтора десятилетия спустя и берлинская стена.

Как водится, ставшую ненужной собаку хозяева выставили на улицу. Вид затасканного по судам Пиночета вызывает смешанные чувства. С одной стороны, думается о том, что политики все же должны отвечать за то, что делают. С другой - быстро вспоминается, что дело не в Пиночете, что он всего-навсего собака, которой крикнули "фас!", она и вцепилась в того, на кого показали. Так что лупить надо бы не ее, а хозяина. И вообще при виде этой трясущейся гадкой старой развалины, которую выволакивают из автомобиля, чтобы доставить в суд, возникает мысль: это вокруг вот этого столько шума? А все же хочется разослать запись на DVD (чтобы можно было как следует рассмотреть на плазменной панели домашнего кинотеатра) этой трясущейся мерзости нашим неолибералам - может, кто-нибудь задумается. Хотя надежды мало.

Кстати, когда в стране и в самом деле запахло авторитаризмом, многие любители Пиночета что-то прикусили язык. Потому что маниловские мечтания - одно, а реальность, как правило, - другое. И вообще с Пиночетом вышло как-то не очень здорово. Тут у него заграничные тайные счета нашлись. Такой вот "тонкий макроэкономист" (совсем в нашем духе) оказался. А это в западном мире уже, извините, моветон. Замучить несколько тысяч человек (сколько точно - до сих пор не известно, и никто, кроме родственников погибших, об этом что-то не жалеет) - это так, мелочи, всякое в жизни бывает. Но вот нарушение финансовой дисциплины там не любят совершенно определенно. Так что в любом случае конец Пиночета ожидает совсем уж бесславный.

Да мало ли чего бывает в сентябре. Вот Георгию Гараняну исполнилось 70 лет. А когда-то он был еще довольно молодым музыкантом, и записи с его участием изредка попадали на гибкие голубые пластинки журнала "Кругозор", который вел странное полуподпольное существование, пока его не прихлопнули совсем. С джазом тогда, в шестидесятые, бороться уже перестали, но полностью так и не признали. Сколько лет человеку пришлось маяться, прежде чем он на старости лет получил наконец возможность заниматься тем, чем хотел. А все потому, что "сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст". Не помогло. Экономикой надо было заниматься. И другими практическими вещами. А может, джаз и правда развалил Советский Союз? Не знаю. Дался им этот джаз...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Сергей Ромашко, Игра без правил /10.09/
Какой-то идиот назвал пятничные события "операцией по освобождению заложников". Если бы была операция, можно было бы вздохнуть. Вместо этого - бардак уже по обе стороны. Так сказать, террористы достойны доставшихся им спецслужб. Конвергенция.
Сергей Ромашко, На бронзовой кобыле далеко не ускакать /02.09/
Особое значение сейчас имеют спонтанные реакции, потому что потом включаются разного рода механизмы, из-за которых реакцию большинства можно предсказать заранее.
Сергей Ромашко, Сговор у стены /26.08/
Нормальный российский человек воспринимает ситуацию свободной и достаточно жесткой конкуренции то ли как оскорбление, то ли как покушение на жизненные основы, но в любом случае, попадая в нее, делает все возможное, чтобы ее тут же и ликвидировать. "Сговор" нам всегда был милее.
Сергей Ромашко, Никсон и немножко нервно /19.08/
В семидесятые годы в большинстве западных стран прошла серьезная смена стандартов жизнедеятельности политиков. К возможным неприятностям стали готовиться лучше, и сравнение уотергейтского скандала с "моникагейтом" показывает, что политиков новой формации взять на "слабо" невозможно.
Сергей Ромашко, Олимпийская элегия /13.08/
Похоже, спортивный рынок перегрелся. Может быть, поэтому и наступающие Олимпийские игры не слишком уж привлекают зрителей: получается нормальная потребительская реакция.
предыдущая в начало следующая
Сергей Ромашко
Сергей
РОМАШКО
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Не в фокусе' на Subscribe.ru