Русский Журнал / Колонки / Картинки
www.russ.ru/columns/pictures/20040430_kov.html

Бронзовое медиаискусство
Андрей Ковалев

Дата публикации:  30 Апреля 2004

Вчера из Кремля раздался ехидный оклик в сторону Зураба Церетели. Началось все с того, что ЗКЦ изваял очень похожего ВВП в кимоно и заявил о своем желании сделать подарок. Но всей видимости, мастер подковерных игр уже обращался в соотвествующие инстанции, да отлуп получил. Поэтому, представляя свой новый шедевр, ЗКЦ толковал журналистам о том, что другие великие художники - Вероккьо, Донателло, Микеланджело тоже "Работали по памяти, изучая натуру". Вот тут-то величайший скульптор современности и раскрыл ненароком тайны своей творческой мастерской. За бронзовым многопудьем, как оказалось, прятался большой медиальный художник, который оперирует только той реальностью, которая транслируется по каналам масс-медиа. Но, если открыватели стиля, американские попартисты все же были очень пассивны по отношению к информационным потокам, то художник XXI века Зураб Церетели уже сам манипулирует с медиареальностью. По приблизительным подсчетам, процентов восемьдесят его шедевров существует только в сознании журналистов, которые пересказывают очередной проект ЗКЦ. Если Йозеф Бойс настаивал на том, что создает социальную скульптуру, то Зураб Церетели, очевидно, создает скульптуру медиальную. Но в данном случае речь не идет от том самом пресловутом пятиметровом бронзовом босяке в кимоно, который так возбудил журналистскую общественность. Эта предельно нелепая бронзовая болванка есть только эскиз к монументальной медиальной инсталляции. Самое забавное, что процесс создания художественного объекта начался с маленькой иронической заметки в "Гардиан" от 20 апреля, откуда виртуальная инсталляция начала быстро прорастать в местные средства распространения высокого искусства. Но на подставу попались не только безвестные рерайтеры новостей, но и тонкий и проницательный Лев Рубинштейн, который также обсуждал только художественные качества бронзовой болванки, но никак не прореагировал на то, что и сам оказался соавтором медиальной скульптуры с символическим названием "Русская правда".

Но как известно, самые прогрессивные художники у нас издревле базируются в Кремле. Именно они и заявили: "Мы уверены, что нигде, кроме как во дворе собственного дома скульптора, это произведение выставлено не будет". Так что на этот раз нашла коса на камень - уже почти созданная медиальная скульптура была столь же медиально разрушена более талантливыми мастерами из кремлевских художественных мастерских. Только они и имеют право первой ночи на создание медиального монумента ВВП. И, что самое главное, владеют формальными и стилистическими приемами гораздо лучше ЗКЦ.

А Церетели оказался совсем не к месту со своей бронзой и прочими устаревшими технологиями. В данном случае ему как старому модернисту сильно мешает прискорбная наклонность к гипертрофированному авторскому жесту. "Источник", пожелавший остаться анонимным, прямо заявил - "Церетели, который активно борется за соблюдение своих авторских прав, должен бы знать, что, согласно ст. 138 Гражданского кодекса РФ, "использование средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, могут осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя".

Во-первых, политаналитикам следует запомнить, что на этот раз слив произошел через "Комсомолку". А во-вторых, признать, что анонимат в данном случае является самой тонкой деталью композиции, поскольку так реализуется пророчество Ролана Барта о Смерти Автора. Великая социальная скульптура будущего не будет иметь ни формы, ни автора.

Но следует понимать, что художник Церетели манипулирует не только и не столько с масс-медиа, сколько с финансовыми потоками, которые следует рассматривать как композиционно важные части его восхитительных монументов. На московской земле ему пока что с блеском удавался монументальный потлач - как известно, он обычно свои монументы "дарит". И получает взамен кредиты и недвижимость. При этом, по этике потлача, нарицательная стоимость подарков не обсуждается - "Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь". Но, похоже, что эпоха потлача уходит в прошлое - "источник" мягко указал , что "Кому как не ему, (т.е. Церетели - А.К.) известно, что президент России крайне негативно относится к этим вещам". В рамках нашей неовизантийской риторики можно предположить, что речь идет как раз об экономической части проблемы. Истинный конфуцианец должен работать только по прямому заказу Правителя. А потлач на языке конфуцианской экономики именуется коррупцией.

Собственно в коррупционном искусстве и сделал свою начальную карьеру ЗКЦ. Идеологический заказ брежневских времен почти не вписывался в коррупционную экономику и контролировался сплоченными кланами столичных чиновников. А грузинский скульптор-монументалист Зураб Церетели выбрал маргинальную, но очень доходную область искусства рекреаций. И даже Госпремию получил за оформление пансионатов Пицунды красивыми блестящими мозаиками, лишенными какого-либо видимого идеологического наполнения. Но именно местах отдыха и рекреации свирепствовал потлач, он же откат. А откат, как известно, разрушил в конце концов конфуцианскую макроэкономику символического обмена, построенную соратниками Леонида Брежнева. Отметим также, что в те славные времена коммуникаторами между белым, серым и черным рынками позднего социализма выступали как раз вот такие обаятельные грузинские джентльмены, соединявшие в одном лице удивительную безвкусицу с неотразимой вальяжностью.

Но к девяностым их мастерство коммуникации стало уж не сильно нужно, белая и черная части экономики пришли в полное согласие. Из всей этой генерации великолепных грузинских мафиози выплыл только Зураб Церетели, который сам, кажется, никогда подобными операциями не занимался. Но в своей области действовал точно такими же методами. И когда к власти стали приходить крепкие хозяйственники, он прилепился к Юрию Лужкову. Самое интересное, что взаимное влечение Мэра и Художника не есть наша местная специфика. Международная экспансия Зураба Церетели неизменно начинается с установления контактов с мэрами. Недавно мэр Нью-Джерси всей душой поддержал затею поставить многотонную и многомиллионную бронзовую слезу в честь жертв 11 сентября. Мэры обычно разделяют эстетические взгляды нашего великого художника, по всей видимости, они также имеют наклонность к потлачу. Но главная наша специфика в том, что в городах Испании, США и других стран, кроме мэра имеется также и общественность, которая и ставит плотины на пути международной финансово-эстетической экспансии Зураба Церетели. У нас есть мэр, но нет общественности. А если населению что-то не нравиться, то оно обращается с письмами к царю-батюшке. И, увы, нет пока никаких оснований надеяться на то, что эта самая общественность, которая и решает, что желает видеть у себя перед глазами, вдруг появится, ежели вдруг ЗКЦ будет свергнут со своего пьедестала. Потому что Церетели - это не персонаж, а социальная функция.

Конечно, не нужно быть слишком большим аналитиком для того, чтобы понять все дело в том, что - "Лужковский придворный ваятель, видя, как мэрский поезд отправляется в депо, захотел пересесть в другой поезд, несущийся в прекрасную даль, но не получилось". Но дело, очевидно, обстоит вовсе не так просто. Здесь достаточно обратиться к неумолимому в своей вечной правоте Яндексу. Просматривая ответы на новостные сообщения на слово Церетели, просто обнаружить, что многократно перепеваемая история про церетелиевского Путина перемежается с гораздо более серьезной разборкой - инициативой Матвиенко о передаче памятников в частные руки. И какие-то недоброжелатели ЗКЦ вложили в умы новостных рерайтеров идею о том, что частное лицо, Зураб Церетели владеет в г.Москве колоссальной недвижимостью, причем как раз именно памятниками архитектуры. Особый упор делался на то, что замечательные усадьбы монументалист получал по номинальным ценам, очевидно, в качестве ответного подарка от московских властей за прекрасные скульптуры, также подаренные городу. Так что можно предположить, что старый мастер медиаискусства все же отыграл свое. Устроив очередную клоунаду, он заставил всех забыть о главном - то есть приватизированных музейных и архитектурных экспонатах.