Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Из Рима в Рим
/ Колонки / Из Рима в Рим < Вы здесь
Фестиваль Русский и Римский долгострой
Дата публикации:  22 Декабря 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С конца ноября римские автобусы разукрасились рекламой с логотипом Russkij Festival Russo, снабженным разноцветными церковными маковками. Первый такой автобус я увидел, стоя на автобусной остановке на площади Bocca della Verita ("Уста истины"). С истиной у меня трудности, я ничего не понял. Дошло, что 3 декабря открывается что-то, связанное с Россией.

Потом узнал больше. Это очередное важное событие, устроенное по поводу большого проекта "Италия и Россия сквозь века". В программе - то, чем Россия может гордиться и без стыда показывать, не озабочиваясь своим "облико морале", в Риме, давно поплевывающем на все.

И правда - хорошо.

А почему бы быть плохо? Приехали Валерий Гергиев и Юрий Темирканов, под их управлением в исполнении оркестра Мариинки и Академии святой Цецилии звучали Чайковский и Римский-Корсаков, Глинка и Бородин. Это было превосходно - их музыка. Александр Торадзе великолепно играл Рахманинова. Почему не было Спивакова и Башмета? Наверно, очень занятые люди. Приедут после.

В постановке Генрика Барановского Государственный новосибирский театр оперы и балета представил публике оперу "Жизнь с идиотом" Альфреда Шнитке на текст Виктора Ерофеева - очень интересно и современно. И не в декорациях Ильи Кабакова, русского художника #1, а в новых, Давида Боровского, натурального профессионала-сценографа.

Лев Додин и его Академический Малый театр драмы - Театр Европы привезли "Московский хор", а Петр Фоменко показал спектакль "Война и мир". Правильно - Фоменко и Додин по праву столпы отечественного театра.

Но кроме живых театральных классиков Рим посетили и более экспериментальные труппы - театр АХЕ и балетные коллективы Ольги Поны и Татьяны Багановой. Так что напрасно российскую театральную жизнь упрекают в окаменелой застылости.

Также дала концерт отвечающая со стороны России за World Music Саинхо Намчилак. Под аккомпанемент "ТРИ-О" (Сергей Летов, Александр Александров и Юрий Парфенов) прозвучала программа "Первое дыхание свободы после перестройки". Почему первое - не очень понятно, но не последнее же, будем надеяться? Тоже было здорово.

Провели встречи с читателями Дмитрий Александрович Пригов, Владислав Отрощенко, Владимир Войнович, Рубен Гальего, Людмила Улицкая и даже Саша Соколов, обычно сторонящийся публичных мероприятий. Могут спросить, почему не было Пелевина, Сорокина или Толстой? Так надо иногда тасовать колоду, а писательская делегация в Риме оказалась вполне представительной.

Показана была кинопрограмма "Секретная история русского кинематографа". В ней - запретные и полузапретные в СССР фильмы "Строгий юноша" Абрама Роома (1936), "Поезд идет на восток" Юлия Райзмана (1948), "Стеклянная гармоника" Андрея Хржановского (1968), "Двое" Михаила Богина (1966) и "Тема" Глеба Панфилова (1979).

Наконец, благодаря поддержке Московского комитета по культуре Дом фотографии привез две выставки - изумительные фото цирка Александра Родченко 1940-х годов и проект Игоря Мухина "Поколение Next" про современную российскую молодежь. Тоже очень хорошо - на Западе Родченко до сих пор лучше знают по ранним живописным и фотографическим работам, поздний, сознательно полупридушенный период творчества великого художника известен хуже; а Игорь Мухин по праву признан одним из лучших современных российских фотографов. Кроме того, из ЦГАЛИ привезли выставку рисунков Сергея Эйзенштейна "Музыка тела". Хорошие, естественно, рисунки, не хуже фильмов. Но все же не столь суггестивные, как лестница из "Потемкина" и фальшивая хроника взятия Зимнего из "Октября".

Но и это не все. Разве может русский фестиваль обойтись без балета на льду? Нет. Поэтому Московский цирк на льду привез спектакль "Алеко".

А без блинов и самоваров как? Никак. На фестивале "Russkij Russo" желающие могли пить "чай из лучших Русских чайных садов" (что бы это ни значило) и заедать его Blinis dolci e salati "Царскими", "Грибок" и "Боярскими", расстегаями "Московскими", "Ruletiki", "Pyshki", "Pampushki" и всевозможными Pirozhki.

А как без матрешек? Конечно, без матрешек нельзя. Для итальянских bambini были устроены развлекательно-познавательные мероприятия "Matrioska e... immaginazione!".

Вот только ученых медведей с балалайками не было...

Зато были сеансы одновременной игры в шахматы. Не знаю, читали ли итальянские организаторы этого фестиваля про Остапа Бендера, наверно, нет. Иначе от шахмат, пожалуй, воздержались бы. Потому что благодаря сеансам одновременной игры происходящее на фестивале (а все было замечательно) неизбежно приобретало абсурдно-комический характер.

С другой стороны - почему мероприятие, посвященное достижениям русской культуры, непременно должно быть подчеркнуто серьезным? Особенно если оно происходит в месте с весьма курьезной и истинно римской историей.

"Auditorium. Parco della musica", одно из лучших в Италии (и в Европе) концертных зданий, открылся два года назад. Но перипетии, связанные с его постройкой, длились больше полувека. Нет, куда дольше!

В 312 году император Константин увидел накануне битвы с Максенцием за Мильвийский мост на севере Рима сон: в небе крест и надпись In hoc signo vinces ("Сим победиши"). Как известно, победил, а потом христианство стало официальной религией Рима. Много-много лет спустя, в 1930-е годы, Муссолини, мечтая о возрождении имперской славы и соревнуясь с императором Юлианом Отступником, решил возвести в этой местности колоссальный комплекс, центром которого должен был стать Форум его имени, а вокруг предполагалось построить разные спортивные и культурные сооружения. Foro Mussolini толком построить не успели (на его обширной площади подростки сейчас катаются на роликах). Зато до сих пор стоит обелиск с надписью Mussolini Dux, которую почему-то не уничтожили. И имеется тех времен Мраморный стадион, выстроенный из туфа. Потом, уже в 1960-е, на другом берегу Тибра Луиджи Нерви построил к Олимпиаде 1960 года Дворец спорта и Олимпийскую деревню, сейчас крайне обветшавшие.

Но округа оставалась заброшенной.

При этом в Риме, одной из величайших музыкальных столиц мира, не было ни одного концертного зала, соответствующего современным требованиям. А прославленная музыкальная Академия святой Цецилии вынуждена была давать концерты, кочуя из одной церкви в другую, из одного театра в пятый.

И в 1950-е было решено: Рим должен иметь подобающий ему храм музыки. Стали искать подходящее место. Но - особенности политической жизни Италии. Если левые хотели построить концертный зал, скажем, на севере города, правые настаивали на том, чтобы он разместился на юге. А если вдруг левые (прекрасно понимая, что делают) соглашались на южном варианте, то правые, естественно, требовали строить на севере. Учитывая скорость смен правительств в Италии и многообразие ее партийного спектра, споры длились больше тридцати лет.

В начале 1980-х каким-то образом пришли к консенсусу и решили строить на севере, в конце Виале Фламиния, не доезжая судьбоносного Мильвийского моста. Объявили открытый международный конкурс, длился он долго. Через несколько лет был выбран проект знаменитого итальянского архитектора Ренцо Пиано, одного из авторов парижского Центра Помпиду. Пиано предложил все подсобные помещения закопать в землю, построить подземный городок, а на поверхность вынести три округлых черепахообразных объема концертных залов.

Правда, непонятно, почему ни конкурсная комиссия, ни архитекторы-соискатели, работая над проектами, не удосужились провести геологическую разведку участка.

Когда приступили к нулевой фазе строительства, выяснилось, что под землю закапываться нельзя. Там - подземная речка, а туфовая основа пропитана водой.

Пиано пришлось существенно перерабатывать проект. Черепахи концертных залов остались, но теперь они не ползали по поверхности земли, а оказались поднятыми на подиум.

Переделка проекта заняла еще несколько лет. Однако когда начали копать котлован, то тут же наткнулись на черепки и мраморные фрагменты. Копнули глубже - еще интереснее. К котловану сбежались археологи и, к своему восторгу, но к глубочайшему унынию архитектора и инвесторов, выяснили, что перед ними - редчайшая находка. В нижнем слое - архаическая ферма, построенная еще в VI в. до н.э., выше - обширная вилла, многократно перестраивавшаяся и беспрерывно существовавшая до III в. н.э., да еще имеется святилище неизвестного речного бога, способное пролить новый свет на верования древних римлян.

Научная общественность категорически потребовала прекратить строительство. Но оно обдумывалось и обсуждалось столько времени, в него уже вбухали столько денег, что сделать это было нельзя. Начались долгие переговоры, в конце концов пришли к компромиссу: часть концертного комплекса станет археологическим музеем.

Ренцо Пиано, поначалу такого поворота не ожидавший, взялся снова переделывать проект, чтобы включить в здание зону археологического раскопа и выделить пространство для музейной экспозиции.

Это длилось еще несколько лет. Хотели открыть Аудиториум к 2000 году, открылся он двумя годами позже.

И сразу было решено: это самая плохая постройка Ренцо Пиано.

Плохая, хорошая - решит время. Пока ясно - очень большая, вполне в духе Римской империи, и очень полифункциональная. До здравого абсурда - наподобие античных форумов, где и богам молились, и торговлей занимались, и учились мудрости, и занимались ежедневной политикой, и закидывали друг друга дерьмом, и справляли триумфы, а через пару дней триумфаторов нередко убивали, а тела их сплавляли в Тибр по Большой клоаке.

Главная функция Аудиториума - музыкальная. Ее справляют три зала-черепахи, во внутренностях которых, по общему признанию, изумительная акустика. Самый большой - зал Santa Cecilia (2.750 мест). Второй - Sala Sinopoli (1.200). Третий - Sala Settecento (700 мест). Кроме этого, имеется масса квадратных метров репетиционных и прочих подсобных помещений.

Функционирует все это отлично. Под мудрым культурным руководством Мунг-Вон-Чунга постоянными гостями Аудиториума оказываются не только Гергиев и Темирканов, но и Владимир Ашкенази, Мстислав Ростропович, Вольфганг Заваллиш, Лотар Кенигс, Раду Лупу и прочие гранды классической музыки.

Однако Аудиториум - это не только три "черепахи". Есть еще театр под открытым небом Cavea на 3.000 мест (именно там и будет балет на льду, хотя каким образом - не очень понимаю. В этом декабре в Риме устойчивые 15 градусов тепла, но, наверно, Ренцо Пиано и это предусмотрел). Классику в "Кавее" играть неудобно, потому устраиваются концерты поп-музыки и прочие общедоступные мероприятия, объединенные лозунгом "Santa Cecilia is Wonderful!". А что бы ей не быть чудесной - столько сил и мыслей потрачено!

Но это не все. Аудиториум окружают висячие сады с редкими породами деревьев (они маскируют вынужденное вздутие, на которое взгромоздились черепахи). Имеется Note Book,один из самых больших в Италии книжных и музыкальных магазинов. Есть крайне модный ресторан ReD, оформленный самолично Пиано, а управляемый знаменитым поваром Анджело Трояни, а рядом - BАrt, не менее трендовое, очень cool кафе, дизайн которого также принадлежит Пиано.

И разумеется, под черепахами - гардеробы и сортиры, билетные кассы и конференц-залы, пресс-рум и игровые комнаты для детей, паркинги и сувенирные лавки, Музей старинных и редких музыкальных иструментов и множество офисных помещений для обслуживающего все это хозяйство персонала.

Не говоря о том, что есть Археологический музей. В нем - битые горшки и скульптура неведомого речного бога. А также изысканно оформленный раскоп.

Но пространства, с которым непонятно что делать, все равно осталось много. Сотни метров коридоров и непонятные залы-аппендиксы.

И было решено: Аудиториум - это не только и не просто музыка. Это - концепция резонанса. То есть все резонирует с музыкой, соответственно, в Аудиториуме можно показывать и выставки современного искусства, и цирковые представления.

Правильно - заяц тоже, барабаня по барабану, резонирует с музыкальной идеей, как ее понимают люди.

А если вернуться к фестивалю Russkij, так тоже все правильно.

Эйзенштейн, как известно, был очень музыкальный человек. И к монтажу относился не просто как к линейной системе склейки последовательности кадров, а как к вертикальному контрапункту. Про "Поколение Next" тоже безошибочно. Какую-то музыку оно слушает, кто радио "Шансон", кто Джона Кейджа. И Родченко интересовался музыкой и переживал, когда Шостаковича клеймили за сумбур в голове и в сердце.

А уж балет на льду - там, безусловно, музыка тоже есть. Стыжусь, балет "Алеко" не видел, но наверняка это какая-то отчасти цыганская музыка. Потом самое дело - есть блины и пирожки.

А матрешки - не музыка? Еще какая. Там одна тема скрыта в другой сложнее, чем у Брамса.

Что же касается шахмат... Согласимся, что это музыка молчания и кристаллические аккорды логических конструкций.

Короче говоря, все - музыка, что и требовалось доказать идеологам Аудиториума, для того чтобы оправдать странноватость этого заведения как с социальной, так и с архитектурной точки зрения. Проще говоря - чтобы привлечь туда по разным поводам как можно больше посетителей.

Легко заявить, что это надувательство и притягивание одного к другому за уши.

На самом же деле - все отлично, все очень по-римски. Аудиториум строили долго и глупо, получилось нечто несуразное и одновременно великолепное. Здесь возможно все.

Чем занимались римляне на протяжении веков? Полифункциональностью. То резали первых христиан на людных местах, то потом им там же молились. То воздвигали невероятного размаха монументы, то потом использовали их как каменоломни. Мраморные колонны (вещь дорогая, да и разломать ее, чтобы в печке превратить в строительную известь, трудно) таскали с места на место и пристраивали в новых сооружениях в качестве аварийных подпорок. Что не доломали и что не развалилось само собой от небрежения - облепили галлюцинозными фальшивыми фасадами в стиле барокко.

И получился Вечный Город. И мне он нравится до самозабвения.

Потому что строить надо обязательно долго и постоянно живя сегодняшним днем.

У Аудиториума долгая история и, полагаю, большое будущее. Из его коридоров, подсобок и выставочных залов выйдут недурные катакомбы, в висячих садах будет очень удобно растить капусту, а "черепахи" органически трансформируются, несмотря на то, что построены по современным технологиям, в очаровательные пиранезиевские руины.

И если лет через тысячу будут какие-то туристы, то они непременно отправятся на экскурсию в это дивное место. И будут любоваться на него под синим итальянским небом.

А в Москве куда они пойдут? Боюсь, никуда.

Во-первых, у нас климат другой. А во-вторых, посудите сами, что станет с "Кастрюлькой" на Красных холмах, ближайшим аналогом Аудиториума? Или представьте, как будет выглядеть через некоторое время построенный в рекордные сроки храм Христа Спасителя, тоже куда как полифункциональное место.

Выглядеть они будут ужасно. Как гнилые огрызки зубов Рима-3.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Никита Алексеев, О птичках, всяком дыхании и Большой Клоаке /15.12/
Конечно, животные - не люди, они в нашем понимании не мыслят. Может, и хорошо? Ведь страшно представить, до чего бы додумался паук-птицеед, обладай он тем же количеством корреспондирующих серых клеточек, что автор фразы "Cogito ergo sum".
Никита Алексеев, Шварценеггера в Ватикан! /08.12/
Париж не тонет. Он, наверно, всегда будет на поверхности, но - не буду каркать - грозит ему другое. Он может застыть в собственных перламутровых рефлексах, а потом поплыть, как дряхлое зеркало, пятнами отслаивающейся, сдуваемой ветром амальгамы, рассыпаться, развеяться.
Никита Алексеев, Клюква и благодарность за все. Даже за бульдога /02.12/
Главный и почти единственный смысл Дня благодарения - пожрать. Вкусно и обильно. И, что немаловажно, ему не сопутствует предрождественская подарочная истерия, то есть - по бюджету не наносится мощный удар.
Никита Алексеев, Теория православного заговора /25.11/
Можно ли представить, чтобы первейшей целью РПЦ было окрестить в православие африканцев, выморить их СПИДом, а затем завладеть их минеральными богатствами? Господи помилуй...
Никита Алексеев, О сломанной палке и о голом мужике с дубиной /18.11/
Выставка "От Джотто до Малевича" учит простой истине: в искусстве, к счастью, нет единых критериев. Кто лучше - Леонардо или Рублев? Алтарный крест или Геркулес с палицей? По-латински выражаясь, ad libitum, то есть "по желанию".
предыдущая в начало следующая
Никита Алексеев
Никита
АЛЕКСЕЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: