Русский Журнал
/ Колонки / Новый синкретизм www.russ.ru/columns/sincretism/20040412_viz.html |
Прерванная церемония Михаил Визель Дата публикации: 12 Апреля 2004 Этот выпуск "Нового синкретизма" получился внеплановым, коротким и грустным. Под утро субботы неожиданно для всех в возрасте 49 лет умер Николай Дмитриев - создатель Центра современного искусства "Дом", неутомимый заводила и пропагандист искусства, которое давно уже вышло за рамки "авангарда". Так же, как и значение самого Дмитриева давно вышло за рамки созданного им "Дома". Свою первую газетную статью о музыке он опубликовал в 1984 году. И до сентября 1998 года был "одним из" - одним из энтузиастов и пропагандистов "новой музыки", может быть, самым целеустремленным: ездил с лекциями по стране и за рубежом, выступал по радио, работал на телевидении, организовывал концерты. В 1996 году, перед самой смертью Курехина, создал совместно с ним звукозаписывающую компанию "Длинные руки". Первую свою - программную - акцию центр "Дом" провел в сентябре 1998 года. Уже по ней можно было ясно понять, чем и как "Дом" намерен заниматься: концерт назывался "празднованием 200-летия зачатия Пушкина", и был явно направлен в пику как официальному Дню города, так и официальному пушкинскому юбиляжу. Зрителям-участникам наливали водку в стопочки, вырезанные из огурцов, и провожали пожеланием не пропустить момент, постараться и через девять месяцев подарить русской культуре нового гения. Большинство мероприятий "Дома" были не столько концертами, сколько перформансами. Сам Дмитриев не любил слова "перформанс" и чаще называл себя "мастером церемоний". Не все его "церемонии" были равнозначны по уровню и безукоризненны, но при всей непохожести проводимых им мероприятий, фестивалей и концертов, все организуемые Дмитриевым программы объединял незашоренный, сдобренный юмором взгляд на процесс порождения смыслов (именуемый в просторечии "творчеством"), а главное - постоянное стремление "сдвинуть рамку", уничтожить границы между видами и жанрами. Точнее говоря - показать, насколько смехотворны и искусственны эти границы. В последние годы в отношении к новой музыке произошел настоящий прорыв: концерты рокеров, авантджазменов и неофолклористов в "академических" залах, смешивание на сцене разных видов искусства вызывают не изумление своей дерзостью, а скорее недоумение - почему этого не было раньше? Закономерно, что наглядным воплощением этого прорыва стал именно Дмитриев: когда два года назад, во время концерта "Дживан Гаспарян и его друзья" на сцене Большого театра, помнящей, как говорится, Уланову и Шаляпина, вдруг появился Дмитриев и под золочеными ложами зазвучала его привычная дурашливо-непринужденная речь, это был настоящий тектонический сдвиг. Николай Дмитриев каждый год проводил фестиваль памяти Сергея Курехина. Хочется надеяться, что теперь будет организован фестиваль памяти Дмитриева. Хотя, если собрать всех артистов, с которыми работал церемониймейстер "Дома", фестиваль окажется просто непрерывным. Причиной смерти стал инсульт. Панихида в "Доме" намечена на среду (14 апреля) на 11 часов утра. |