Русский Журнал / Колонки / Новый синкретизм
www.russ.ru/columns/sincretism/20040412_viz.html

Прерванная церемония
Михаил Визель

Дата публикации:  12 Апреля 2004

Этот выпуск "Нового синкретизма" получился внеплановым, коротким и грустным. Под утро субботы неожиданно для всех в возрасте 49 лет умер Николай Дмитриев - создатель Центра современного искусства "Дом", неутомимый заводила и пропагандист искусства, которое давно уже вышло за рамки "авангарда". Так же, как и значение самого Дмитриева давно вышло за рамки созданного им "Дома".

Свою первую газетную статью о музыке он опубликовал в 1984 году. И до сентября 1998 года был "одним из" - одним из энтузиастов и пропагандистов "новой музыки", может быть, самым целеустремленным: ездил с лекциями по стране и за рубежом, выступал по радио, работал на телевидении, организовывал концерты. В 1996 году, перед самой смертью Курехина, создал совместно с ним звукозаписывающую компанию "Длинные руки".

Первую свою - программную - акцию центр "Дом" провел в сентябре 1998 года. Уже по ней можно было ясно понять, чем и как "Дом" намерен заниматься: концерт назывался "празднованием 200-летия зачатия Пушкина", и был явно направлен в пику как официальному Дню города, так и официальному пушкинскому юбиляжу. Зрителям-участникам наливали водку в стопочки, вырезанные из огурцов, и провожали пожеланием не пропустить момент, постараться и через девять месяцев подарить русской культуре нового гения.

Сам Дмитриев старался в этом же направлении другими методами, но не только по случаю юбилея, а постоянно. Он был вдохновителем, организатором и неизменным ведущим всех "кросс-музыкальных" акций современного искусства последних пяти лет на разных площадках Москвы - от "супрематической масленицы" с черными квадратными блинами у себя в "Доме" до циклопических "Страстей по Матфею" в англиканской церкви, бенефиса Дживана Гаспаряна в Большом театре и совместного концерта "Аукцыона" и "Академии стариной музыки" в зале Чайковского. Он притаскивал к себе в "Дом" Терри Райли и Филипа Гласса, заставлял "клубную" публику слушать академический минимализм и академическую публику - клубных музыкантов. Причем у него получалось как-то так, что и те и другие находили это совершенно естественным и само собой разумеющимся.

Большинство мероприятий "Дома" были не столько концертами, сколько перформансами. Сам Дмитриев не любил слова "перформанс" и чаще называл себя "мастером церемоний". Не все его "церемонии" были равнозначны по уровню и безукоризненны, но при всей непохожести проводимых им мероприятий, фестивалей и концертов, все организуемые Дмитриевым программы объединял незашоренный, сдобренный юмором взгляд на процесс порождения смыслов (именуемый в просторечии "творчеством"), а главное - постоянное стремление "сдвинуть рамку", уничтожить границы между видами и жанрами. Точнее говоря - показать, насколько смехотворны и искусственны эти границы.

В последние годы в отношении к новой музыке произошел настоящий прорыв: концерты рокеров, авантджазменов и неофолклористов в "академических" залах, смешивание на сцене разных видов искусства вызывают не изумление своей дерзостью, а скорее недоумение - почему этого не было раньше? Закономерно, что наглядным воплощением этого прорыва стал именно Дмитриев: когда два года назад, во время концерта "Дживан Гаспарян и его друзья" на сцене Большого театра, помнящей, как говорится, Уланову и Шаляпина, вдруг появился Дмитриев и под золочеными ложами зазвучала его привычная дурашливо-непринужденная речь, это был настоящий тектонический сдвиг.

Николай Дмитриев каждый год проводил фестиваль памяти Сергея Курехина. Хочется надеяться, что теперь будет организован фестиваль памяти Дмитриева. Хотя, если собрать всех артистов, с которыми работал церемониймейстер "Дома", фестиваль окажется просто непрерывным.

Причиной смерти стал инсульт. Панихида в "Доме" намечена на среду (14 апреля) на 11 часов утра.