Русский Журнал / Колонки / Столпник
www.russ.ru/columns/stolpnik/20040914.html

Железные люди
Вячеслав Глазычев

Дата публикации:  14 Сентября 2004

Никто этого, разумеется, специально не задумывал, но так уж получается, что всякое большое несчастье вроде того, что обрушилось на нас в первые дни сентября, заглушает все вокруг. Большая беда настолько поглощает публичное внимание, что вещи, у которых, может быть, и был шанс привлечь чей-то интерес, проскакивают через информационное поле, как шальные пули: просвистели, и нет их.

А меж тем иные важны и затрагивают если не всех, то очень многих.

Казалось бы, к сентябрю перестановка шкафов в правительственных кабинетах уже должна была завершиться, но колеса государственного механизма вращаются еще медленнее, чем я дерзал помыслить. Вроде бы уже довольно давно индустриальным нашим хозяйством ведает единое Министерство промышленности и энергетики. Соответствующий указ точно был опубликован 25 мая. Однако же опубликован и приказ # 96 от 6 сентября, и это приказ по Министерству энергетики РФ, какового вроде бы нет в природе. Министерства в природе, может, и нет, но подписавший приказ А.Г.Реус, обозначенный как заместитель министра, точно есть, я такого господина знавал, и в этом несоответствии укрыт некий соблазн.

Содержание приказа, вернее, уже само поименование этого содержания, повергает в трепет недоумения, так что приходится прочесть вторично, чтобы удостовериться: нет, не сон. "Утвердить среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья (в рублях) для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд... для всех категорий граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений, в размерах согласно приложению".

То, что некий размер субсидий из федерального бюджета необходимо нормативно утвердить для выплаты в третьем и четвертом кварталах текущего года, сомнению подвергнуто быть не может. Но при чем здесь средняя рыночная стоимость?

Казалось бы, пару месяцев назад, во время обсуждения федеральных целевых программ в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ), было уяснено наконец, что оперировать средней температурой по больнице по меньшей мере непродуктивно. Не знаю, можно ли надеяться, что в МЭРТе эта нехитрая правда и впрямь принята на вооружение, но в буквальном смысле слова очевидно то, что она не воспринята в фантомно существующем Министерстве энергетики РФ.

Знать среднюю рыночную стоимость по регионам полезно для одного - для сравнения ситуации в субъектах федерации, да и то лишь в том случае, если сразу же соотносить эту среднюю стоимость с ценой потребительской корзины, средним официальным заработком, средним размером банковских вкладов населения, количеством зарегистрированных и перерегистрированных частных автомобилей, количеством подключенных мобильных телефонов и пр. и пр. Более ни для чего эта величина не годится.

Вроде бы ясно, что люди жаждут получить безвозмездную субсидию для того, чтобы приобрести жилье не по некоторой средней стоимости, а по конкретной продажной цене. Вроде бы понятно, что эта конкретная продажная цена разнится не только по стране в целом, но от места к месту и что один квадратный метр в Нефтеюганске дороже квартиры в Воркуте, где жилье потому так дешево на реальном рынке, что его все хотят продать, чтобы уехать "на материк", и почти никто не хочет приобретать. Ну и какой резон трудолюбиво исчислять среднее между Нефтеюганском и Воркутой? Между саклей в дагестанском ауле и квартирой в Махачкале?

Не требуется Сократовой мудрости, чтобы понять, что федеральная власть в состоянии выделить на безвозмездные субсидии некую величину, и ни рубля больше; что знание о положении на рынке жилья необходимо, чтобы вычислить количество субсидий, на которое можно поделить эту выделенную из бюджета величину. Не обсуждаю здесь резонность безвозмездных ссуд как инструмента решения части жилищных проблем, но если и принять эту резонность как факт, то перед федеральной властью возникает принципиальной важности развилка.

Можно - и никаких сверхъестественных усилий в эпоху компьютера для этого не требуется - собрать напрямую данные о средней стоимости квадратного метра в каждой конкретной муниципии, где люди хотят жить, выбросив из этого списка поселения, откуда бегут и будут бежать, да еще выделив в особую группу такие места, у которых есть шанс развития, и тогда в них надо приманивать людей сознательным увеличением субсидий.

Можно - но федеральная власть выбирает проверенный способ: взять статистические данные по регионам, запросить мнение региональных властей, ввести поправку на бог весть как исчисленный рост стоимости строительства и... утвердить приказом.

К приказу есть еще и приложение, способное свести с ума любого географа. Оказывается, в фантомном Минэнерго до сих пор в ходу собственное районирование страны, при котором в состав Северного района наряду с Коми или Архангельской областью попали Краснодарский и Ставропольский края; ряд республик Поволжья попал в Восточно-Сибирский район и пр.

Не верите? Посмотрите на www.mte.gov.ru/docs/24/1927.html.

За всей этой суетой можно легко пропустить самое главное: а собственно, за каким чертом приказ об утверждении средней рыночной стоимости жилья издан Министерством энергетики РФ? Надо полагать, речь идет о субсидиях для переселенцев в и из феодальных (владельческих, как говорилось до реформ 1861 года) городов ТЭК.

Полагаете, что эпоха безраздельного господства ведомственной логики канула в лету?

Ну уж нет. Если заглянуть по тому же базовому адресу, но на 32/1766.html, можно обнаружить несколько более ранний документ еще не фантомного Минэнерго под названием "Энергетическая стратегия России", а в нем - пункт 6 "Социальная политика в энергетике". Так вот, первым условием достижения множества благородных целей выступает обеспечение "роста среднедушевых доходов населения не менее, чем в 3,4-3,7 раза, в том числе для компенсации расходов на топливо и энергообеспечение в 2,3-2,4 раза" (выделено мной. - В.Г.).