Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Московские странности
/ Колонки / Столпник < Вы здесь
Из-под крана
Дата публикации:  29 Марта 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Известно, что неинформативных текстов не бывает - случаются читатели, лишенные любознательности. Кто о чем, а я все о том же жилищно-коммунальном хозяйстве.

Стало интересно, что по этому поводу несут в массы нынешние политические партии.

По обыденным сюжетам (казалось бы, для избирателей наиболее интересным) составители партийных программ проявляют странную сдержанность, легко соскальзывая в полный вздор.

По массе начнем с "Единой России":

  • "Мы планируем установить жесткий предел, выше которого тарифы не смогут расти".
  • "Контроль над работой "естественных монополий" (будь то в области энергетики, ЖКХ или железнодорожного транспорта), осуществляемый в интересах всего населения страны, остается ключевой позицией, которую политическая партия "Единая Россия" будет отстаивать везде и всегда".

Каким образом "Единая Россия" хочет установить жесткий предел роста тарифов? Пусть рушится небо, была бы утверждена справедливость? Что имеется в виду: предельная величина цены, скажем, на газ? В рублях, или в долларах, или в евро? Или речь о предельной доле доходов семьи, направляемых на оплату ЖКХ? Доходов официальных или лучше говорить о предельной доле расходов семьи?

Что имеется в виду под контролем и как, какими силами предполагается осуществлять партийный контроль над обоснованностью затрат на ремонт водопровода?

Все эти вопросы лишены смысла, поскольку партия всерьез к этой проблеме не относится.

У "Родины" и коммунистов нет ничего - мелочи жизни им не интересны. Главное - власть!

  • "В сфере жилищно-коммунального хозяйства: сохранить субсидии государства населению с низкими доходами. На такие дотации сейчас имеют право семьи, доля оплаты услуг ЖКХ в доходах которых составляет 22% и более. Мы предлагаем снизить этот показатель до18%".

Программа Партии пенсионеров, в целом тяготеющая к конкретности, в данном случае демонстрирует странную робость: вопрос о размере адресных дотаций имеет принципиальное значение, но он по крайней мере требует специального экспертного обсуждения с участием самих адресатов помощи, тщательного исследования и расчета - снижение порога до 18% (почему не до 15 или 10%?) никак не мотивировано, и нет намека на способ определения такого порога.

  • "Допуск малого и среднего бизнеса; конкурсы на управление монопольным сектором; временное снижение тарифов для лиц, установивших счетчики, и товариществ жильцов, самостоятельно выбирающих подрядчиков; аудит тарифов монополистов; введение типовых договоров на оказание услуг ЖКХ; сохранение за бюджетом расходов на капремонт".

Есть некая странность в том, что "Яблоко", от которого С.С.Митрохин годами работал с экспертами над проблемами жилищной политики и ЖКХ, теперь, когда он стал замом Явлинского, ограничилось перечислением банальных лозунгов. В деле ЖКХ, как и в любом реальном деле, дьявол кроется в деталях: как осуществить аудит, имея в виду не только финансовый (по предъявляемым отчетам), но и технический анализ операций? Откуда именно взять гигантские суммы бюджета на капитальный ремонт и о каком именно бюджете идет речь - федеральном, региональном, местном? Как создать условия для вызревания дееспособных ТСЖ - товариществ собственников жилья?

Понятно, что столь обобщенный документ, как партийная программа, не должен быть разменен на тысячи деталей, но курс на такую работу вроде бы должен быть обозначен.

  • "Формирование эффективно работающей системы предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, удовлетворительных по качеству и цене".
  • "Перевести ЖКХ на рыночные принципы функционирования".
  • "Сформировать предпосылки развития немуниципальных форм управления в многоквартирном жилищном фонде".
  • "Превратить управление и обслуживание жилищного фонда в рынок для частного бизнеса, минимизировав присутствие и административное воздействие муниципальных властей на этот рынок".
  • "Создать условия для привлечения частных инвестиций в сферу коммунальных услуг, в первую очередь по тепло- и водоснабжению".
  • "Прекратить дотирование монополий, дотировать бедных".

Один важный пункт в программе СПС давно уже взят правительством на вооружение - адресное дотирование необеспеченных семей; другой вопрос, что технология учета действительно нуждающихся семей не отработана, но именно об этом в программе нет ни слова. Что касается фразы о переводе ЖКХ на рыночные принципы функционирования, то, не сказав, как именно это можно и нужно делать, партия фактически лишь сотрясла воздух. Загадочные "немуниципальные формы управления" (скорее всего, имеются в виду те же ТСЖ) и их еще менее внятные "предпосылки" остаются тайной.

Разумеется, муниципальный контроль над жилищным фондом не вызывает восторга, но по меньшей мере наивно полагать, что некий частный бизнес по природе своей окажется более эффективным: представления бизнеса об эффективности и представления его клиентов о качестве услуг совершенно не обязательно совпадают. Главное, однако, в том, что проблемы ЖКХ принципиально различны для крупных, средних и малых городов, для поселков и деревень и, только отстроив разные программы для типов поселений, можно продвинуться к решению отчаянно трудной проблемы ЖКХ.

  • "Пересмотр принципов и сроков реформы жилищно-коммунального хозяйства".

Опять удивительная робость! Партия социальной справедливости явно хочет сказать: отложите реформу ЖКХ, пока все ее принципы не обсуждены и по ним не выработано общественное согласие. Но не решается это сделать - вдруг начальство обидится.

  • "Осуществление модернизации и качественного улучшения жилищно-коммунального хозяйства на основе предоставления государственных кредитов и бюджетных ассигнований. Обеспечение опережающего роста доходов населения по отношению к темпам роста тарифов на воду, свет, газ и тепло, адресная компенсация части расходов на оплату коммунальных услуг. Введение муниципального заказа на ряд жилищно-коммунальных услуг, введение государственных социальных стандартов их качества".

"Возрождение" есть партия мечтателей: опережающий рост - это откуда? Кто и как будет формировать муниципальный заказ?

  • "Нельзя допустить чрезмерного бремени оплаты коммунальных услуг гражданами, зарплаты которых далеки от уровня европейских и американских; в оплате коммунальных услуг должны участвовать в разумных пропорциях сами граждане, государство и богатые люди".

"Республиканская партия" тоже не обременила себя напряженными трудами, добавив к мечтаниям старый лозунг: делиться надо, господа! Осталось понять, что такое "разумные пропорции".

Ну-ну, место барабанщиков по кастрюлям уже занято давно. Если все эти ребята ("зеленые", "слоны", лимоновцы и пр. вообще в бытовые темы не играют) именно так хотят привлечь на свою сторону остаточный разум популяции, то им пора задуматься.

Прошлый раз мы убедились в том, что летом 1917 года левым партиям было что сказать.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Вячеслав Глазычев, Археология партийного строительства /21.03/
Утомленные обыватели на голый лозунг всеобщего счастья уже неподатливы и все чаще хотят понимать, что некая программа обещает здесь и сейчас и какую цену за эти обещания пришлось бы уплатить.
Вячеслав Глазычев, Выбор оптики /15.03/
Политики вчерашнего дня характерны тем, что они не хотят рассматривать поток жизни ни через увеличительное стекло, когда в деталях виден какой-нибудь городок или квартал, ни через перевернутый бинокль, когда становится виден процесс изменений в его грандиозности, и отпадают частности.
Вячеслав Глазычев, Весноватость /09.03/
За широкой спиной РПЦ, обласканной властью предержащей, клином выстраиваются амбициозные персонажи, ведущие подготовку создания новой политической силы.
Вячеслав Глазычев, Певец во стане русской бюрократии /28.02/
Для розыска независимых экспертов, понимающих всю подноготную систем ЖКХ, сегодня нужен Диогенов фонарь. Их на всю страну найдется до двух десятков. Есть "муниципальное управление" в программах РАГС - Российской академии госслужбы, но там такому не учат: некому учить.
Вячеслав Глазычев, Тремор /21.02/
Никто не хочет возиться с хламом - вот в чем все дело. Тронуть гадюшник и выдержать чудовищное сопротивление тяжко. Соответственно, всяк норовит откладывать инвентаризацию городских хозяйств для следующего поколения управленцев.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Глазычев
Вячеслав
ГЛАЗЫЧЕВ
glaz@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Столпник' на Subscribe.ru