Русский Журнал / Колонки / Столпник
www.russ.ru/columns/stolpnik/20050519.html

Микс
Вячеслав Глазычев

Дата публикации:  19 Мая 2005

"Вы плоды единого древа и листья единой ветви"
Бахай-Улла

"Перспективные решения экономических проблем
являются духовными по своей сути"
Из учений Бахаи

- Мне рассказывали, что тут недалеко самое большое в мире болото. А мне всегда казалось, что болото - это основной символ абсолютного творческого начала. Так что неудивительно, что здесь столько университетов.

- У одной из героинь нашего справочника "Новый век Томска. Кто есть Кто" есть мечта создать музей этого самого большого в мире болота - Васюганского. Причем музей действующий - прямо на болоте...

Этот восхитительный диалог - из обширного интервью, которое бывший московский мехматовец, а ныне психолог и разработчик собственных систем гимнастики и массажа по имени Авессалом Подводный (это не псевдоним) дал редакции журнала "Следующий шаг", что начал выходить в Томске с конца прошлого года. Листаешь глянцевые страницы "Следующего шага" и веришь колонке молодого главного редактора:

В "Пикнике на обочине" Стругацких Сталкер бросал гайки на несколько шагов вперед и так понимал, как пройти опасную зону. Вопрос о следующем шаге - ключевой вопрос сегодняшнего дня. ЗАВТРА НАСТУПАЕТ НЕ ДЛЯ ВСЕХ. Мы живем в эпоху жесткого гуманитарного дефицита. Нам остро недостает реального знания причин счастья и несчастья, успеха и неуспеха в судьбе современного человека.

Всякий раз, когда чтение желтой прессы и завывание записных плакальщиков по России на телеэкране вызывает приступ дурноты, непременно подворачивается что-нибудь симпатичное. Все, кто сохранил интерес к отечеству, какое дано нам в ощущениях, знают, что Томск - весьма любопытное место. Место, явленное людьми на краю крупнейшего в мире болота. Листаешь толстенный том "Томск. Кто есть Кто" и видишь: активная часть Томска, отнюдь не всегда от большого богатства, вложила-таки немалые средства для того, чтобы явить миру свое отражение в зеркале. Это не желтые страницы. Это неспешное, без скороговорки самоутверждение зарождающегося городского сообщества.

Американский историк Джеред Даймонд в книге "Guns, Germs and Steel: the Fates of Human Societies", вышедшей уже восемь лет назад, задался вопросом: а, собственно, почему проигрывали культуры, по факту проигравшие состязание с историей?

Многим ли известно о религии под названием Бахаи? О религии, которая уступает единственно христианству по географическому охвату и которая за время от своего основания в 1844 году в Иране разрастается неспешно, но уверенно. Бахаи не секта, а полноценное вероучение, основой которого является убежденность в том, что основатели крупнейших религий мира, включая Кришну, Будду, Заратустру, Авраама с Моисеем, Иисуса Христа и Магомета, были божественными Учителями, посланными единым Богом, чтобы научать заповедям и законам человечество сообразно разным стадиям его развития. Естественно, к базисному списку новая религия добавила имена еще двух учителей: Баб (Врата), Сиид Али Мухаммад, мученически погибший в Персии в 1850 году, и Бахаи-Уллах (Слава Господа), Мирза Хусейн аль-Нури, сосланный османами в Аккру. Суть бахаизма проста: человечество уже в состоянии признать единобожие вместе с единством человеческой семьи; мужчины и женщины равны, равны все расы и все народы; наука и религия пребывают в гармонии; крайности бедности и крайности богатства подлежат устранению. Образование должно быть всеобщим и универсальным, и нужно выбрать дополнительный всеобщий для взаимопонимания в мире язык. Работа совместно с другими есть служение. Брак священен. Алкоголь и наркотики исключены.

Бахаи лояльны к политическому строю любой страны, могут занимать административные посты и участвовать в голосовании, но не могут входить в партии и выдвигаться на выборные должности. У них нет священства, а советы, руководящие общинами, которые собираются вместе раз в месяц, избираются по схеме мягкого рейтингования, без выдвижения кандидатов и без агитации. С календарем у бахаев сложно: 19 месяцев по 19 дней в каждом.

Бахаи утверждают, что в мире их пять миллионов.

Институт дизайна Южной Африки в прошлом году присудил высшую специальную награду Криспину Пембертон-Пиготу - канадцу по происхождению, южноафриканцу с тридцатилетним стажем, бахаи по вероисповеданию - за модель портативной печи Vesto. Остроумная конструкция обеспечила соединение безопасности с учетверенной эффективностью сжигания дерева или сухого навоза. Печь ценой 675 рублей по текущему курсу (продана первая тысяча, и изобретатель надеется снизить цену по мере роста спроса) не дымит и кипятит воду за десять минут на щепках и сучьях лучше, чем на древесном угле, которым пользуется большинство жителей африканских городов, что позволит сберечь столь ценное там дерево.

Ну, и причем здесь крупнейшее в мире болото?

Очень при чем: в 1852 году князь Долгорукий, российский посол в Тегеране, выступил с осуждением первых верующих и предлагал убежище Баха-Улле, заключенному под стражу. Первая в мире община бахаи за пределами Ирана появилась в начале 1880-х годов на территории Российской империи, в Ашхабаде. Российский суд в 1889 году признал независимый характер вероучения бахаи и выступил в его защиту. Первый в мире храм бахаи был построен в Ашхабаде к 1918 году (разрушен землетрясением 1948 года и вскоре окончательно снесен властями). Русский был первым европейским языком, на который перевели священные писания бахаи ("Китаб-и-Агдас", перев. А.Туманский, 1899, С.-Петербург).

Святыня бахаи в Иране стерта с лица земли, по поводу чего Генеральная Ассамблея ООН 20 декабря 2004 года приняла резолюцию с осуждением, внесенную Канадой (семнадцатую по счету с 1985 года).

В Аккре, рядом с Хайфой, только что отреставрирована крепость крестоносцев, в которой Баха-Улла был заключен в турецкие времена.

Центры и общины бахаи есть в Екатеринбурге, Ижевске, Краснодаре, Красноярске и Канске, Москве, Мурманске, Перми, Петербурге, Челябинске, Чите, Ярославле...

Крупный центр бахаи возводится в настоящее время в Южно-Сахалинске.