Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Московские странности
/ Колонки / Столпник < Вы здесь
Fiat Lux. Et Facta Est Lux
Дата публикации:  10 Июня 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Интересно, что бы предпринял Казимир Малевич, если б его окружение обладало хотя бы некоторой начитанностью и вовремя сообщило ему, что "черный квадрат" был не только придуман, но и опубликован за добрых 350 лет до него. С тем, однако, отличием, что в книге Роберта Флудда "Макрокосм" черный квадрат, отгравированный в четыре перекрестных штриха, открывал серию иллюстраций к "Генезису" и означал первичный хаос, в котором еще не было тверди. На второй картинке тот же черный квадрат был уже прорезан полетом голубя, за которым, как след кометы, тянулся известный текст.

Fiat Lux. Et Facta Est Lux - в свете, извините за невольный каламбур, недавнего московского затмения бытия слова "Да будет свет. И стал свет" означают совсем не так мало. Чубайс, как известно, виноват во всем, и претензии в адрес РАО "ЕЭС" справедливы, но в этом шуме как-то никто не хотел заметить одно немаловажное обстоятельство. Скорость, с которой удалось восстановить энергоснабжение, у всякого человека, хотя бы отчасти знакомого с проблемами больших технических систем, должна вызывать смесь недоумения с почтительностью. Впрочем, было и еще одно укрепляющее дух обстоятельство - из московского метро вышли многие тысячи людей без единого инфаркта и без единой сломанной ноги (во всяком случае, желтая пресса не сообщала ни об одном случае). Драк и смертоубийств при битве за такси тоже не было зафиксировано. Истероидное состояние масс, в наличии которого нас столько времени пытаются уверить стервятники от СМИ, уже не в первый раз явно оказалось химерой.

У моих друзей скоро жилы на шее лопнут от крика: "Приглядитесь!!!"

Не хотят приглядываться - тут невольно вслед за Флуддом припомнишь Галилея: ведь и впрямь отшатывались, крестясь, от простенького еще телескопа. В нашей, в собственной, единственной доставшейся нам в наследство стране происходит немало интереснейших вещей, обладающих нешуточной качественной новизной. Единственное, что требуется, - захотеть их видеть. Да, видно, "хотелка" не наросла.

Нелепо пересказывать результаты Конкурса русских инноваций 2005 года, коль скоро они опубликованы в "Эксперте" на этой неделе, - кому интересно, сам прочел или прочтет. Если в этом что и есть удивительного, так это то, что речь идет не об изобретениях, каковые у нас всегда были горазды майстрячить, а о вещах, внедренных в производство. То самое производство, которое еще несколько лет назад считало госзаказ на старье или контракт на отверточную сборку верхом мечтаний.

Еще удивительнее, что инновации добрались уже до практического сознания руководства некоторых промышленных гигантов - во всяком случае, скажем, повесть о том, как Магнитогорский металлургический комбинат внедрил в свое хозяйство единую систему электронной отчетности всего и вся, в невинное старое время уж точно бы породила пухлый "производственный" роман со страстями. Романы нынче не в чести, и людям с воображением вполне хватит того факта, что из двадцати миллионов долларов, затраченных на это непростое дело, ММК лишь пять отдал за "железо", включая новые сети, шесть - на консалтинг, а восемь - на лицензионную программу "Oracle". Пять на "хард" и четырнадцать на "софт" - это уже, простите, не прошлый век. А неподалеку, в уральской Ревде, всего три месяца назад заработал первый в России электросталеплавильный цех - мини-завод на пару миллионов тонн стали новых марок. Сколько было воплей по поводу расчленения и разгосударствления Российских железных дорог, а между тем только Южно-Уральская дорога в прошлом году вложила в модернизацию полмиллиарда рублей, увеличила долю частных операторов до трети от общего объема перевозок, худо-бедно подняв при этом производительность труда на 6,5%.

Знаю, впрочем, что цифирь большинству любопытна не более чем заводы и прочее как бы неживое хозяйство. Однако же изменения происходят и в более тонких сферах, в чем меня убеждает собственный ограниченный опыт. Право же, я несколько информирован о сложной географии бедности и нищеты в стране, о дырявых крышах и антеннах-тарелках не того, что нужно, типа, сдуру (или того хуже) загнанных в тьмутаракань, дабы осчастливить сельские школы. Но все это было и раньше. По причине охлаждения лет я-то помню, как из состарившихся пальто выкраивали вполне, казалось, приличные жакеты и как по дворам ходили настоящие побирушки, просившие хлебца. Это было, а вот двух десятков грантов для музейных программ, недавно врученных победителям конкурса, который проводил Фонд Потанина, с 1915 года не было.

Еще три года назад были совершенно напрасны мои попытки убедить клиентов в том, что не грех бы до того, как они заключают контракт на архитектурный проект, осуществить то, что в цивильном мире называется feasibility study, т.е. вложить толику средств в максимально полную оценку возможностей участка и сверить несколько концепций его освоения. Не срабатывало - они (точь-в-точь как господа Козак или Зурабов) были несокрушимо уверены в собственной правоте. Они знали, что им нужно, а эксперты или проектировщики должны были "сделать им красиво". И вот год назад в скромных Чебоксарах нашелся застройщик, который не знал, но хотел узнать. А в этом году такое случилось в Москве, что только что казалось совершенно немыслимым.

А материи еще более тонкие? И тут кое-что заметно сдвинулось. То предприниматель, не из самых крупных в стране, вдруг решает, что надо финансировать издание пары интеллектуальных журналов, а потом и вовсе принимает решение учредить институт работы с Восточной Европой, коль скоро у государства до этого руки не доходят. То другой, владелец управляющей компании, начитавшись про глубинную Россию, учреждает фонд для грантовой поддержки локальных исследований, на что ни один из зарубежных фондов не желал соглашаться ни в какую.

Для того чтобы видеть, разумеется, нужен свет, что есть условие необходимое, но не достаточное. Для того чтобы видеть, нужно еще приподнять веки.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Вячеслав Глазычев, Пляски вокруг майского дерева /02.06/
Не знаю, что именно дает надпись made in Europe на товарах, но хорошо понимаю, что она отнимает, вытирая из памяти пусть и небесспорные, но столь существенные стереотипы - немецкой или голландской надежности, итальянской элегантности, французского сомнительного шика.
Вячеслав Глазычев, Нэп. In memoriam /26.05/
В сегодняшних дискуссиях о якобы невозможности перехода на мировые цены внутри страны неплохо помнить, что был в нашей истории момент, когда разница оптовых цен в СССР и США составляла всего 9%, - это февраль 1925 года.
Вячеслав Глазычев, Микс /19.05/
Почему, собственно, проигрывали культуры, по факту проигравшие состязание с историей?
Вячеслав Глазычев, Полонез /12.05/
Польша долго ощущала себя культурным мостом между Западом и Востоком, осознавала себя миссионером, всеми правдами и неправдами осуществляя культурную и, на грани допустимого, хозяйственную контрабанду через железный занавес. И вот уж скоро двадцать лет, как моста нет. За полной ненадобностью.
Вячеслав Глазычев, Leges Mori Serviunt /05.05/
Не любя всякую власть и из поколения в поколение не ожидая от нее ничего хорошего, российский обыватель, этой властью поименованный гражданином, никогда им не был.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Глазычев
Вячеслав
ГЛАЗЫЧЕВ
glaz@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Столпник' на Subscribe.ru