Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь | Из Рима в Рим
/ Колонки / Злые улицы < Вы здесь
Хочу и верю
Дата публикации:  23 Июля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Распространен миф о профессионалах с отечественного TV. Кем распространен? Кого хотят обмануть? Первая попавшаяся импортная продукция ставит на наших "профессионалах" крест. На сей раз попалась двадцатиминутная программа Room Raiders, иначе "Комнатные налетчики", которую российские MTV-шники переименовали в "Обыск и свидание". Последствия случайного знакомства - вот они: отмечаю в телепрограмме ярко-красным маркером, аккуратно смотрю третью неделю подряд.

Шедевр: изобретательно, обаятельно, смешно. Троих однополых участников внезапно выдергивают из домашней обстановки и сажают в автобус с видеомонитором. Большую часть программы они следят за тем, что в это время происходит у них в жилищах. Меж тем в жилища запускают налетчика (налетчицу), которому (-ой) предстоит тщательно осмотреть комнаты потенциальных партнерш (-ов).

На основании досмотра интерьера, личных вещей, бумаг, даже нижнего белья, на основании обшаривания и обнюхивания - налетчик должен представить себе каждого из хозяев и сделать выбор. Прежде чем это случится, словно в отместку за вторжение в приватную зону, трое отправляются в комнату налетчика и, в свою очередь, переворачивают ее кверху дном. Но с этими не так интересно, эти знают налетчика в лицо, слышали голос, оценили уровень интеллекта и обаяния. Наконец налетчик возвращается домой и встречается с материализацией своих фантазий, людьми из плоти и крови.

Абсолютный шедевр: программа умнее, чем кажется. Исследуя комнату, налетчик трансформирует трехмерное физическое пространство в пространство ментальное. "Любые отношения - это триумф воображения!" - годится в качестве эпиграфа. Отправляя заявку на участие в программе, будущий налетчик реализует измерение "хочу". Но едва оказавшись в комнате, из которой изъяты хозяйские фотографии, вынужденно прыгает в измерение "верю". Мозг начинает работу над параллельной реальностью, начинает конструировать образы! Момент, когда налетчик возвращается к себе и взглядом натыкается на трех незваных гостей, жду с особым нетерпением. За такие вот моменты не жалко Золотую пальмовую ветвь. Измерение "верю" снова вытесняется измерением "хочу". Room Raiders заставляют задуматься о ключевых проблемах мироздания.

Я нехорошо пошутил: живые претенденты отнюдь не являются материализацией фантазии, нет! В том-то и дело, что измерения "верю" и "хочу" автономны, по определению не пересекаются, помедитируйте в этом направлении. Идеальные образы остаются при налетчике, а этих, людей из плоти и крови, налетчик безропотно опознает как агрессию материального мира. Как принципиально иное.

При встрече с материальным миром налетчики ведут себя по-разному. Кто-то резко дистанцируется от проделанной внутренней работы и, коварно сломав правила игры, судорожно пытается выбрать из трех живых наиболее симпатичного, сексапильного и т.д. Уже потом, задним числом, налетчик старается догадаться, которая из комнат этой психофизике соответствует, ведь по правилам нужно выбирать именно образ, спровоцированный комнатой. Иначе говоря, следует определяться на территории идеального, в измерении "верю".

Если жилье претендентов заметно разнится в материальном отношении, налетчик может поставить не на психофизику, а на богатство, и это тоже нечестная игра, подлог. Так, во вчерашней программе девушка налетчица сходу оценила одну из трех квартир как очень-очень богатую. Она была настолько увлечена материальными перспективами будущего знакомства, что не находила в себе сил скрывать восторг. В процессе обыска возбужденно цокала языком, урчала, алчно комментировала достоинства территории, попутно стараясь ее пометить: всюду полежать, посидеть, потереться. Короче, воображала отнюдь не парня, а себя в ситуации гиперкомфорта.

Профессионалка при встрече с юношами в полсекунды определила, кто же здесь богатенький буратино, и, неубедительно мотивируя, забраковала две другие комнаты. Счастья тебе, крошка! Наблюдать за твоей инверсией было забавно. Нарушители правил - необходимый элемент любой хорошо придуманной игры, ее золотой фонд.

В достаточно воспетой, но все равно недооцененной книге Аркадия Гайдара "Судьба барабанщика" есть комментарий к теме. Лжедедушка и лжеотец, Яков и Дядя, вывозят мальчика на уютную лесную дачу. Утро, соловьи, Дядя с мальчиком пьют чай в тени ветвей, перед домом. Возникший в окне второго этажа Яков куда-то напряженно вглядывается.

"Смотри, мальчик, - издевательски декламирует Дядя, мстительно профанируя чужие идеалы и рассчитывая на то, что подросток этого глумления не поймет, - смотри, каков он, героический, неутомимый старик Яков! Едва из постели, уже устремлен в светлое будущее!" Однако глупый мальчишка достаточно развит для того, чтобы не смешивать мир своих социальных грез с повседневной действительностью. Мальчик не пускает Якова и Дядю в свое "верю", оставляя на подножном корму, в измерении "хочу": "Какое светлое будущее, дядя? Старик уронил за окно вставную челюсть и теперь силится разглядеть ее в траве!"

Мало того что смешно. Еще и предельно тонко. В голос мальчика Гайдар вплетает свой, авторский голос. Побочное значение реплики примерно таково: "Ваше волчье "верю" совпадает с вашим "хочу". "Светлое будущее" - неотчуждаемый продукт сознания. Главным атрибутом вашего "будущего" является крепкая искусственная челюсть. Чтобы жевать и глотать, жевать и глотать". Гайдар словно возвращает Дяде его сарказм: высматривая челюсть, Яков действительно устремляется к своему идеалу, к своему воображаемому!

В фильме "Пьеса для пассажира" Миндадзе и Абдрашитов осмыслили постсовок как совокупность индивидов, существующих в измерении "хочу". Парадокс в том, что все герои фильма - хорошие, попросту отличные люди. У них нормально с моралью. Зато с измерением "верю" - никак. Конечно, сценарий Миндадзе - один из лучших текстов в истории русской драматургии. Миндадзе не оставляет персонажам никакого ментального пространства. Он делает персонажей из одних желаний, из "хочу", предъявляет клубок желаний как клубок змей. Не оттого ли все без исключения герои терпят поражение?

Хорошую французскую картину Maléfique (режиссер-дебютант Эрик Валетта) по-русски обозвали "Книгой теней", что глупо. У этой работы, явно наследующей тарковскому "Сталкеру", много достоинств. Я рассмотрю основную линию сюжета. Главный герой по имени Эрик Каррер программно игнорирует ментальное пространство, настаивает на том, что "счастье - это удобство". Каррер занимается бизнесом, живет с женой и сыном-подростком. За финансовые прегрешения попадает в тюрьму. Каррер невозмутим: жена, на которую оформлена фирма, вот-вот должна внести залог и его освободить. Однако жена не спешит. Каррер догадывается, что супруга его и подставила. Манихейская фабула и сопутствующая интонация - в духе Буало-Нарсежака.

Сокамерники обнаруживают магическую книгу, которая, судя по всему, не только поможет бежать из застенка, но и выполнит заветное желание. Так, да не так. Каррер хотел "увидеть своего сына". Он имел в виду следующее: вернуться в мир на своих двоих, увидеть сына, обнять, позвать за собою, в новую жизнь. Однако зловредная (malefique) книга интерпретирует желание Каррера по-своему. Книга передоверяет зрение Каррера кукольному солдатику, с которым сыну некоторое время предстоит забавляться. В финале тело Каррера бесследно исчезает из камеры. Зато солдатик хлопает глазками, в упор глядит на любимого отпрыска. Отпрыск выкручивает солдатику шарнирные руки-ноги и любящих глаз не замечает.

Отличное решение в духе традиционного французского умозрения. Доброжелательный Бог существует в измерении "верю", а в измерении человеческого "хочу" действует коварный и подловатый иной.

Советская пропаганда указывала, что космонавты не нашли в космосе никаких следов Бога. Любопытный довод, с которым следует разобраться. Даже в космосе человек существует в измерениях "хочу" и "верю". Для измерения "хочу" характерны тюбики с едой и питьем, сеансы связи с землей, включающие пресловутое "посмотреть на сына". Измерение "верю" с логической неизбежностью включает Бога. Для последовательного мыслителя Бог - это просто.

Отсмотрев очередной выпуск Room Raiders, припомнил слова бедолаги Кьеркегора, сетовавшего на то, что человеку не суждено безнаказанно выбирать. "Остановись на этом, - комментировал Кьеркегор, - и ты пожалеешь. Остановись на другом - пожалеешь тоже. Выбери третье - пожалеешь опять". Что происходит после, когда сладкая парочка отправляется на свидание?

Пожалуй, оптимальным вариантом развития событий был бы следующий. Парень виновато сообщает, что на самом деле он импотент и гермафродит. Но девушку такой поворот не смущает. Радостно бросаясь ему на шею, несостоявшаяся подруга признается, что у нее затяжные месячные и что в ближайший уикэнд она намеревается затвориться от мира в монастыре кармелиток.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Игорь Манцов, Солдат и шлюха /13.07/
Между рабочим и менеджером никакой качественной разницы, только количественная. Рабочий - тот, кто не сумел хапнуть в 90-е, менеджер - тот, кто сумел. Менеджеры защищают итоги приватизации, рабочие ждут удобного момента, чтобы вцепиться приватизаторам в глотку, но в сущности те и другие - ягоды с одного символического поля.
Игорь Манцов, Опыт, или Кто боится Лаврентия Берию /07.07/
Смешно, если не преступно было надеяться, что либеральные лозунги воспримут и реализуют люди, сформировавшиеся в тридцатые-пятидесятые. Пускай никого никогда не обманывают добрые намерения и сопутствующая риторика. Даже добрые лица и мозолистые руки - пускай не обманывают! Важно, каким воздухом дышалось человеку в юности. Именно воздухом, а не хлебом или идеями человек жив.
Игорь Манцов, Посторонний /28.06/
Полным ходом идет приватизация престижных социальных ниш. Девочка, которая, едва оторвавшись от материнской груди, яростно полюбила не только хаус и техно, но и Моне с Писарро, выполняет заказ собственной группы: брать все! Одною "капустой" жив не будешь, и вот уже группа требует от своих выдвиженцев культурного багажа.
Игорь Манцов, Братья и сестры /24.06/
Культура - это не чистенько переведенный Бодлер, но прихотливый голос Барыкина, возвращающий Бодлеру идентичность. Культура - это кровь на руках и губах американского студента из "Мечтателей" Бертолуччи, вступившего в отношения обмена с чужою семьей, чтобы было к кому ходить в гости, с кем охотиться и пахать. Культура - страшное усилие.
Игорь Манцов, Хорошие летние дни /16.06/
Итальянское "Окно напротив": те, кто уже видел чудо, приводят новеньких, коллег. Зажегся свет, пошли титры, двадцать человек застряли на выходе, в дверях. В многолюдной Москве, в середине рядового трудового дня изумленно таращились на лицо, не тронутое порчей.
предыдущая в начало следующая
Игорь Манцов
Игорь
МАНЦОВ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Злые улицы' на Subscribe.ru