Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Быков-quickly | Режим | Столпник | Не в фокусе | Идея фикс | Злые улицы | Всё ок | Понедельник | Всюду жизнь
/ Колонки / Злые улицы < Вы здесь
Хочу в Японию
Дата публикации:  22 Сентября 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Должен ли человек быть внимательнее себя самого, когда работает кинокритиком, то есть в зрительном зале? Именно. Обязан превратиться в сенсорный приборчик. Отследить свои реакции и потерпеть с формулировками до компьютера. "Переживание не только открывает путь к мысли, но и противостоит ее всякой готовой форме", - заметил Валерий Подорога.

Другое дело, что фильм Такаси Миике "Один пропущенный звонок" не входил в мои творческие планы. Я отправился его смотреть в качестве неотмобилизованного обывателя. Не ждал ничего хорошего, хотя год назад был удивлен сходной по жанру картиной Хидео Накаты "Темные воды". Я все еще помню "Темные воды", все еще культивирую благодарный восторг.

Мое переживание шедевра Хидео Накаты вступило тогда в противоречие с "готовыми формами", в которые отливали свою мысль знатоки жанра. "Темные воды" показались скорее реализмом, только антипсихологическим. "Темные воды" - слепок души городского невротика. Фильм предъявил женскую точку зрения на мегаполис и массовое общество.

Тревожат воспоминания о невнимательной матери. Не дает скучать бывший муж, внезапно пожелавший приватизировать пятилетнюю дочь и затеявший судебную тяжбу. Проблемы с жильем: сезон дождей, протекающий потолок, сумрак бетонных коридоров, чьи-то жесткие черные волосы в воде из-под крана. Проблемы с работой. Некому защитить, помочь, некому забрать ребенка из садика. Все на нервах, между тем японская национальная субординация запрещает женщине шуметь. Наконец, ползучие городские слухи о бесследно пропавшей незнакомой девочке, дочкиной ровеснице. Странные видения, призраки. Прежде чем видениям отдаться, героиня назначает врагом бывшего мужа. А кого, кроме мужа и матери, она знает настолько хорошо, чтобы вообразить и обвинить? "Японцы не почитают никого, кроме тех, кого они помнят во плоти" (Рут Бенедикт).

"Темные воды" - один из самых внимательных фильмов, встреченных мною в жизни. Женская точка зрения? Значит, будет обсосана каждая косточка и расстегнута каждая пуговка. Замотивировать женскую истерику, переходящую в добровольную смерть, можно двояким образом. Тут виноваты либо черти (включая мужа), либо критические дни и сопутствующие им темные воды, выбирайте. Великий симфонист Хидео Наката сделал за нас всю подготовительную работу. На уровне Брамса, в манере Шостаковича. Непосредственного ужаса в фильме нет, ужас вчитывает зритель!

Особенности женской физиологии, которых по необходимости касаются рекламные ролики, Хидео Наката трансформирует в грубую метафору, в ниагарское низвержение и водопад. Виртуозно проведенная главная тема, искусно вплетенные побочные. Тупой, но внимательный марсианин составит по этой картине адекватное представление о homo sapiens. "Один пропущенный звонок" хорош не настолько, но я все равно советую его своим читателям. Сюжет вновь помещен в систему антропологических координат. Японцы знают, что самое короткое расстояние до ужаса - расстояние до человеческого тела.

Юноша (или девушка) получает на свой мобильник звонок от самого(ой) себя. Номер набран за минуту до будущей смерти получателя, допустим, через три дня. Сообщение отправлено с собственного телефона получателя. Жертва говорит самой себе пару фраз, а затем, кем-то напуганная, истошно орет, погибая. Архетип "отсроченная опасность" используется сплошь и рядом. Вот в телевизоре американский боевичок "Гладиатор". Белого паренька, поселившегося в криминальном районе и расшвырявшего агрессивных афроамериканцев, в отместку стращают: "Эй, парень, мы с тобой еще встретимся!" Обещание слишком тревожит, потому что чрезмерно нагружает наше будущее, лишает будущее свободы.

Впрочем, я не собираюсь фиксироваться на хитросплетениях фабулы. Фабула Миике чрезмерна: хороший редактор не помешал бы. Много действующих лиц и дублирующих событий, маловато акцентов. Хидео Наката управлял мною куда увереннее. Все равно, "бессмысленный" с точки зрения наших грамотных фильм оставляет ощущение глубины, ощущение света. Почему? Вспомнить все - значит востребовать свои переживания во время просмотра. Далее: восстановить недоумения, а потом подобрать культурный механизм, который переработает недоумения в полезный продукт, именуемый смыслом.

У Хидео Накаты не было проблем с идентификацией протагониста, собиравшего безумное повествование во внятную историю. Но фильм Такаси Миике не таков. Поначалу кажется, что активная Юми, к которой подбирается страшная смерть, и есть единоличная героиня. Минут за пятнадцать до конца фильма Юми остается один на один с девочкой-призраком, которая будто бы воплощает генеральное зло. Однако преступность девочки доказана не вполне убедительно. Юми с детства боялась подглядывать в дырочку: давным-давно именно в дырочку увидела она погибшую бабушку, защищавшую ребенка от злобной Юминой матери. Вот и теперь, едва Юми приблизилась к дверному глазку, именно мы, зрители, актуализировали категорию страха. Следующий план: лестничная площадка и подозреваемая нами в инфернальности девочка. Непосредственной опасности в кадре нет, ее снова вчитали и приготовили мы. Закономерный следующий план: Юми едва успевает отскочить от глазка, из которого стремительно вылетел стальной штырь. Кто его вонзил? Тоже зритель. Вы, но может быть, я.

Непонятным образом маленькая злодейка оказывается в квартире, смертельно пугая героиню, но никак с ней не взаимодействуя. А была ли девочка? А было ли насилие?! Во всяком случае, запомним: девочку, если она была, и девушку Юми развели по разным клеткам, то бишь по разным "Я", а потом антагонизировали - мы, зрители.

В первой половине фильма встревоженной героине начинает помогать красавец мужчина, брат самой первой телефонной жертвы. Вот и теперь, испугавшись за симпатичную Юми, он проникает в ее квартиру. Юми поднимается парню навстречу, обнимает, неожиданно вонзает ему в живот нож. Теряющему кровь молодому человеку видится в зеркале та самая порочная девчонка, которая будто бы затеяла массовую резню. Но ведь в его объятиях - другая, куда более взрослая и желанная. Выходит, добропорядочная Юми и девочка-убийца скорее совпадают, нежели разнятся?!

Самое сильное впечатление производит то, как Миике обходится с категорией субъектности. Внимательного европейца ставит в тупик попрание повествовательных законов. Быть может, мои претензии к "чрезмерности" фабулы неуместны, потому что Миике реализует иную культурную парадигму?

Девочки слипаются с девушками, девушки - с женщинами. Одна судьба узнает себя в другой, одна индивидуальная история прорастает сквозь такую же "индивидуальную". Едва покажется, что сюжет преодолел некоторое расстояние, рационально себя разметил, закрепился на безымянной высоте и поименовал ее, как Миике предлагает новую "плохо мотивированную" сюжетную вибрацию, затевая очередное взаимоналожение персонажей и ситуаций. Если Юми и девочка-убийца не разложимы на составляющие, значит протагонистом является порезанный юноша, которому в финале Юми передоверяет злокозненный леденец смерти: изо рта в рот. Чья это, черт возьми, история, чья точка зрения и кому здесь следует верить? Эти вопросы вмонтированы в повествование, создают его объем и провоцируют смысл. Все вышесказанное - следствие работы, которую проделывает в фильме традиционная японская культура.

"Наш опыт говорит нам, что люди в своем поведении остаются "верны себе", - писала Рут Бенедикт. - Нам на Западе нелегко поверить в способность японцев переходить от одного стиля поведения к другому без психических срывов". В японском театре Но преобладают пьесы, распадающиеся на две части. В первой части протагонист зовется маэ-дзитэ и выступает не в своем подлинном облике. Во второй части, после смены маски и костюма, протагонист называется ноти-дзитэ и демонстрирует подлинную сущность. Иногда в первой части маэ-дзитэ выступает как реальный характер, предъявляя себя второстепенному герою, ваки. Но тогда во второй части ноти-дзитэ появляется как видение или сон ваки.

Далее, актер театра Но держит в руках предмет, характеризующий его героя: веер, ветку бамбука, четки, посох, удилище, факел. Предметы имеют символическое значение и не предназначены для практического применения. Таков в фильме Миике мобильный телефон: его роль в сравнении с коллизией субъектности - декоративна, ничтожна.

Кукольная традиция Дзерури предусматривает жесткие амплуа. Среди них мусмэ - молодая положительная девушка, красивая, благородная, идеальная возлюбленная и, допустим, комусмэ - девочка 11-12 лет. Нетрудно заметить, что обе героини растут из одного корня, это объясняет в картине Миике многое. Например: японские ужасы - не произвол возлюбивших кассовый успех драмоделов. То, что нашим постмодернистам представляется коммерческой вольницей, на деле строгая традиция.

Все, что потом вычитал в книгах, сначала пережил в зрительном зале. Мы жалели Юми, думали, девушка созрела, состоялась, а в ней между тем проснулась и ожила затаившаяся опасность, порожденная прошлым, гендером, бог его знает чем. Человек - сложная машинка. Ключевая японская добродетель, уподобляя человека мечу, предписывает ему нести ответственность за "ржавчину на своем теле". "Ибо в Японии постоянной целью является ЧЕСТЬ", - уточняет Рут Бенедикт.

Вернувшись из своих ментальных странствий на родину, я понял: народ - только те, кто несет ответственность за свою ржавчину. Все остальное - призраки. Они исчезнут, едва рассветет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Игорь Манцов, Как обустроить наше воображаемое? /13.09/
Именно фильм "Хеллбой" - адекватная версия Достоевского, а не наш бессмысленный, как все новорусское, телесериал "Идиот". "Хеллбой" - это дух Достоевского, "Идиот" - буква.
Игорь Манцов, Братья и сестры - 2 /06.09/
В сегодняшней колонке нет никакого кино. Потому что без кино и литературы прожить можно, а без страны и родных людей - нет.
Игорь Манцов, Лицо /01.09/
"Я, робот" - среднее, но настоящее кино, ибо свое подлинное содержание оно транслирует визуальным образом. Среди торжества безликости единственная выразительная физиономия - Уилл Смит, на которого по-настоящему интересно смотреть. Все, кино состоялось. Лицо - единственная гарантия человеческой подлинности, чудо.
Игорь Манцов, Тема героя и предателя /24.08/
Наше прошлое обезлюдело. Кто теперь Ленин и Лазо? Болотное чмо. Коллективная воля испуганно изымает вчерашних богов из мира. А как воспринимает коллективное бессознательное тех, кто богам верил, так называемый народ? Еще хуже: как тупорылых рабов.
Игорь Манцов, Бойцы метафизического фронта /16.08/
По улицам Тулы, по улицам Москвы ходят миллионы юных, которые хотят наконец жить. Если их не травмировать некрофильскими сюжетами наподобие "Ночного дозора", если им верить, если их любить, они откроют все десять заповедей заново. Однако их не любят. Им не верят. Их боятся.
предыдущая в начало следующая
Игорь Манцов
Игорь
МАНЦОВ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Злые улицы' на Subscribe.ru