Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Пипилотти Рист. Remake of the Weekend. 1998/99
Дата публикации:  4 Августа 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
Выставка в Парижском городском Музее современного искусства
(22 апреля - 19 сентября 1999 г.)

Воскресный полдень. Самый обыкновенный летний уикэнд. Ну разве только не дома, в Берлине, а в гостях, в Париже. В центре - туристы, шум и жара. На окраинах - спокойно, но и там жара. В Музее современного искусства прохладно и немноголюдно - то есть то, что надо! На втором этаже Пипилотти Рист предлагает переделать уикэнд.

За год экспозиция, изрядно трансформировавшись, добралась из берлинского Гамбургер Банхоф (для которого и была задумана) до парижских зрителей, побывав еще в Вене, Цюрихе и Гренобле.

37-летняя Рист - одна из самых успешных швейцарских художниц 90-х.

В 1997 г. она была назначена художественным директором швейцарской Экспо-2001, которая по замыслу устроителей должна стать апокалиптическим шоу, демонстрирующим достижения современных технологий. За полтора года работы над проектом разработала со своей творческой командой множество невероятных, порой безумных идей. Со временем ее креативная деятельность стала все больше превращаться в организационную, и в конце прошлого года она решила покинуть эту должность. С куда большим удовольствием она сидит у себя в студии и монтирует видео.

Ее первая работа, снятая в 1986 году, называлась "Я не из тех девушек, что многое теряют".

За видео "Ever is Over All", которое открывает выставку, она получила приз "Премио-2000" (как лучшая молодая художница на прошлом Венецианском Биеннале-1997). В левой части вытянутого экрана цветущий альпийский луг. В правой, в слегка замедленной съемке, счастливая девушка идет по улице с огромным экзотическим цветком. Размахивая им, она методично выбивает стекла припаркованных к тротуару машин. Мимо проходит женщина-полицейский, улыбается и, отдавая честь, удаляется. Цвета во всех видео невероятно перенасыщены, но остаются при этом живыми и чистыми. Ассоциативный монтаж способствует тому, чтобы нарушить логику нарративного.

Пипилотти принадлежит к поколению детей(-)цветов. Ее любимейшая художница - Йоко Оно, а любимейший музыкант - Джон Ленон. В начале выставочного пространства стоит миниатюрный макет "Трамвай пересекает Кристофер Стрид Дэй" - летний (субботний) уличный праздник секс-меньшинств и нео-техно-хиппи.

В следующем зале рядом с огромной песочной насыпью ("Дюна") натянута палатка ("Воскресный утренний домик"). Можно сесть при входе на скамеечку и заглянуть внутрь, где демонстрируется одна из ранних и самых известных инсталляций - "Пространство крови". Маленькие красные струйки стекают по женским ногам. (В прошлом году в Берлине эта работа украшала вход в женский туалет.) Рист пытается отвоевать у современных медиа привычные для потребителя образы\стереотипы. Для нее кровь - это не только символ насилия и смерти, но и символ женственности, знак того, что машина тела функционирует исправно.

Из небольшого садика попадаем в дом.

Пространство, в котором живут картины художницы, - сфера бессознательного, и потому во многих ее работах присутствует вода. Гигантский кухонный шкаф служит экраном, дверью во внутренний мир, где под дождем лежит девушка с пластмассовым цветком во рту. Как звуковой фон - шум падающей воды.

Звук, по мнению видео-художницы, - половина ее объектов. Она признается, что выбирает молодых людей по коллекции пластинок. В юности, не закончив физфак, она пошла в школу прикладного искусства и аудиовизуального дизайна. Пела в девичьем музыкальном коллективе "Les reines prochaines", оформляла сцену и делала клипы. Чтобы заработать на жизнь, снимала учебные фильмы для разных фирм. Для "Sip My Ocean" (моей любимой видеоинсталляции, к сожалению, не показанной на этой выставке) сама исполнила песню Криса Айзека "Wicked Games", причем несравнимо ярче и тоньше оригинала.

Сover-композиция выставки - "Гостиная Гималаи Гольдштейн (Remake of the Weekend)" - следует сразу за кухней. Назвав экспозицию "Римэйк Уикэнда", Пипилотти имела в виду, что большинство людей с понедельника по пятницу живут своего рода вторичной жизнью. Зритель должен пересмотреть (Remake - переделать) свою жизнь так, будто вся неделя - это выходные. Плюс римэйк любимого фильма Годара "Уикэнд".

На самом большом по площади пространстве воссоздана гостиная вымышленного персонажа - Гималаи Гольдштейн. Каждый предмет, будь то стол, софа или тумбочка, задействован в видеопоказе, несет в себе (или на себе) маленькую историю из жизни Гималаи. Зритель оставлен на пересечении общественного (публичного) и частного (личного) пространств. Если сами объекты (мебель, кучи модных журналов, палатка в садике и бар, следующий за гостиной) смоделированы из условно среднего медиа-образа современной жизни, то проецируемые на них видеоизображения являют собой, наоборот, исключительно личный (и в то же время понятный каждому) опыт художницы.

Смешивая воспринимаемое и прочувствованное, она достигает единства опыта, побеждая одиночество и отчужденность.

Удивительно глубокое женское обаяние не противостоит, а дополняет и усиливает Рист как партизана масскультуры, стремящегося отвоевать бесцельно тиражируемые образы.

И все-таки сравнение Пипилотти Рист с партизаном не совсем верно. Она не борется, не разрушает старое, но создает новое видение. Хотя Рист активно участвует в развале мифологии личного, прорываясь сквозь границы своего тела, порноэстетика в ее видео обретает, наконец, свою позитивную тональность вместе с интимной глубиной. В помещении, символизирующем туалет, на пол проецируется закольцованный видеоклип, в котором камера, повторяя путь еды, движется сквозь тело художницы. В следующем зале, спальне, по округлым стенам в полумраке скользят изображения эрогенных зон мужского и женского тел. ("Экстремальности. Мягко, мягко.") Мимо проходит милая девушка - смотрительница музея, напоминая о том, что скоро закрытие. На улице воскресный вечер. Конец уикэнда. Завтра снова понедельник.

Михаэль Шенброт


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Олег Зинцов, Детство Джедая /02.08/
Признаюсь, я ждал чуда. Я хотел смотреть на экран широко распахнутыми от изумления глазами и быть простодушным, как американский тинейджер. Лукас меня обманул. Сатирический налет навсегда убил то очарование наивности, которым дышали все три серии старых "Звездных войн". Миф едва не превратился в анекдот.
Кто бы первый ни сказал в Думе "мяу", последующая большая раскрутка - "тайна следствия"? /13.08/
Пресненский суд на Большой Зоологической улице больше всего подходит для антисемитского процесса. Дело не только в ассоциативном названии разрытой и грязной улицы на задах Московского зоопарка. (Эксклюзивные интервью с Макашовым и Кучереной.)
Олег Зинцов, После церемонии /30.07/
Фестиваль закрылся, победители объявлены. Последним фильмом программы Шепотинника стала "Дыра" Цая Мин-Ляна, рисующая иронично-абсурдистскую картину конца тысячелетия. Как и "Дыра", фильм Хирокадзу Коре-Эда "После жизни" - камерный и малобюджетный, о том, что кино - последняя реальность, способная примирить нас со страхом небытия.
Евгений Снегов, Девять голов, два кубика и одна дырка /29.07/
"Товарищ милиционер, не подскажете, где тут ближайшая букмекерская контора?" "6:3" Петера Тимара - лучший фильм конкурсной программы?


предыдущая в начало следующая
Михаэль Шенброт
Михаэль
ШЕНБРОТ
mac@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: