Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
800 лет фрескам Спас-Нередицы
Дата публикации:  18 Августа 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

19 августа (по старому стилю - шестого) 1199 года впервые служили в только что расписанном храме Спаса Преображения на Нередице, небольшом притоке Волховца, близ Новгорода. Казалось бы, сколько на Руси церквей, освященных в праздник Преображения Господня? Но только Нередице было суждено стать символом древнерусской культуры, дошедшим до нас через века забвения.

Построена она была по велению князя Ярослава Владимировича за лето 1198 г., причем рядом, возможно, находился и двор самого князя - поскольку в Древнем Новгороде князю с дружиной не позволяли жить в кремле, как наемникам. В 1199 г. храм был расписан, и с тех пор он некоторое время существовал как монастырский, потом монастырь захирел, так что к концу XIX века на невысоком бережке Нередицы остались храм, в котором служили лишь на престольный праздник, и небольшая, более поздняя колокольня.

Первые серьезные исследователи древнерусской живописи появились в Великом Новгороде только в конце XIX века. Причем они лишь догадывались о существовании в новгородских храмах древних фресок. Ведь ценные росписи трех древнейших новгородских храмов - Юрьевского, Антониева и Святой Софии, были заменены модной в 30-60-е годы прошлого века масляной росписью. Однако некоторые бывшие монастырские и кладбищенские храмы сохранили росписи XIV-XV веков. И чудом казалась полная сохранность всего цикла древнейших росписей Нередицы. Храм стал центром притяжения для культурной части русского общества, которая еще за десять-двадцать лет до этого не замечала Новгород, путешествуя из Петербурга в Москву.

В первые годы нашего века храм реставрировался и исследовался первоклассными специалистами П.П.Покрышкиным и В.К.Мясоедовым. Было восстановлено оригинальное древнее покрытие храма, очищены и закреплены фрески. Покрышкин выполнил уникальный обмер памятника, который можно сравнить только с графическим слепком - стены храма отштукатурены, но они неровные - будто вылеплены из теста.

После революции в Нередицу и в другие новгородские храмы началось настоящее поломничество молодых специалистов, которые постигали азы древнерусской живописи и архитектуры тщательным копированием фресок, деталей и пропорций. Секрет Нередицы в том, что небольшой по сравнению с более древними новгородскими храмами XI века - Св.Софией, Рождественским и Юрьевским - храм, тем не менее, необыкновенно монументален и при этом гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Фрески Нередицы скоро были оценены и как уникальные исторические свидетельства. Так, бородатый человек в богатом головном уборе, преподносящий храм Христу, по мнению историков - заказчик храма, Ярослав Владимирович, новгородский князь, родственник великого князя Владимирского Всеволода III "Большое Гнездо". Почему его изображение помещено в юго-западном углу храма, справа от входа, до сих пор неизвестно. По другим гипотезам, в нише изображен князь Иван или Ярослав Всеволодович. Н.В.Пивоварова считает, что храм был возведен в память о детях Ярослава, умерших в 1198 г., и строился он как княжеская усыпальница, но уже осенью 1199 г. - следуя новгородской летописи - Ярослав вынужден был оставить новгородское княжение.

В сентябре 1941 года немецко-фашистские войска взяли Новгород, и вплоть до 1943 г. город-музей находился в зоне постоянных военных действий. Нередица оказалась на линии фронта. Игорь Грабарь, готовя издание о культурных ценностях, потерянных СССР в годы войны, на первых страницах упомянул именно храм Спаса Преображения.

Сразу после окончания военных действий руины Нередицы стали разбирать под руководством Л.М.Шуляк. Местные жители рассказывали, что работавшим на разборке пленным немцам она часто отдавала свой паек - за находку крупных живописных фрагментов. Памятник восстановили под руководством архитектора Штендера в конце 50-х годов в прежних формах - благодаря обмерам Покрышкина. Местные жители подтверждают, что восстановленный храм - точно такой, как был прежде...

Реставраторы сохранили фрески в восточной части храма. Это знаменитое "Питание пророка Илии вороном". И конечно, нарядное "полотенце" - своеобразная древнерусская фантазия на тему мраморной облицовки интерьеров византийских храмов (прежде всего Айя-Софии в Константинополе). Невосполнимые утраты позволяют внимательнее взглянуть на то, что сохранилось - живописный ансамбль древнерусского храма, создававшийся артелью, состоявшей из совершенно различных по манере мастеров. Так непохожи полный страсти образ Иоанна Предтечи и спокойный, суровый лик Петра Александрийского. Среди чудесно сохранившихся до наших дней деталей Нередицкого ансамбля - граффити, среди которых есть и достаточно четкое изображение костюма древнерусского воина. В конце 80-х годов известный питерский археолог В.А.Булкин раскопал древний нередицкий пол, который оказался майоликовой плиткой в горошек.

В последние годы в небольших горках - "отвалах", образовавшихся при разборе руин в 40-х годах, извлекли более сотни квадратных метров фрагментов нередицких фресок. Конечно, настанет время и им собраться в мозаичные полотна. Но пока не хватает денег и на поддержку сохранившегося. В конце этой весны со стены уже упал один фрагмент бесценной фрески, а московские реставраторы приехали только в середине лета.

И сегодня, как в конце XIX века, Нередица привлекает самых разных людей. Здесь не причитают и давно уже не проклинают войну. Как и сто лет назад, приходят пешком (автобус ходит три раза в день) по дороге, тянущейся вдоль бесконечных разливов Волховца, Федоровского ручья, через неизменное картофельное поле - и до самых стен... В.Н.Лазарев, И.Э.Грабарь, В.Л.Янин, П.П.Покрышкин, В.К.Мясоедов, М.К.Каргер... - разве перечислишь сразу хотя бы всех "нередицких академиков"? И что все мы - из разных уголков России, со всего мира сосредоточенно ищем здесь, казалось бы, в пустом храме, в полной темноте?

- Был в Новгороде? Ходил к Нередице?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Евгений Сно, Прошлым летом на Marienbad Open /06.08/
Рекорды Пита Сампраса, достижения Патрика Рафтера и заслуги перед Отечеством Евгения Кафельникова - все это не более, чем плод фантазии Алена Роб-Грийе, отца-основателя рейтинга АТР.
Россия в августе: четвертая матрица /16.08/
Этот текст приурочен к годовщине дефолта, ну и разным ГКЧП и прочим августовским странностям. РЖ задумался - почему август в России оказывается избыточно судьбоносным месяцем? Разумеется, задача иррациональна, соответственно иррациональным будет и решение.
Михаэль Шенброт, Пипилотти Рист. Remake of the Weekend. 1998/99 /04.08/
Выставка в Парижском Музее современного искусства. Рядом с огромной песочной насыпью ("Дюна") натянута палатка ("Воскресный утренний домик"). Рист пытается отвоевать у современных медиа привычные для потребителя стереотипы. Она не борется, не разрушает старое, но создает новое видение.
Универсальный мандат /16.08/
Зря вся эта шумиха, предвыборная возня и прочие титанические усилия. Вон Гусинский за Лужкова, а Березовский против. А ничего этого не надо. Всё у нас и так хорошо получится. Ведь все боятся проиграть и все друг с другом готовы объединиться.
Олег Зинцов, Детство Джедая /02.08/
Признаюсь, я ждал чуда. Я хотел смотреть на экран широко распахнутыми от изумления глазами и быть простодушным, как американский тинейджер. Лукас меня обманул. Сатирический налет навсегда убил то очарование наивности, которым дышали все три серии старых "Звездных войн". Миф едва не превратился в анекдот.


предыдущая в начало следующая
Сергей Никитин
Сергей
НИКИТИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки: