Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19990818_pospel.html

Музыкальные фестивали в Европе: конец лета - осень
Петр Поспелов

Дата публикации:  18 Августа 1999

В европейской музыкальной жизни лето - отнюдь не каникулы. Для нас это отчасти тоже так, но только отчасти: единственный крупный российский музыкальный фестиваль, "Звезды белых ночей" в Петербурге, проходит в июне - а дальше наступает время слушать пение птиц и шорохи листвы, при желании довольствуясь выездами на камерные вечера в пригородные усадьбы.

В то же время в Европе июль и август - время активной миграции меломанов, которые могут хоть все лето кочевать из города в город, из страны в страну, и тем не менее им никогда не проглотить без остатка все то, что приберегли для них самые изысканные певцы, самые харизматические дирижеры, самые дискуссионные режиссеры и самые хитроумные составители фестивальных концепций.

Сейчас музыкальное лето подходит в концу, но основные фестивали еще в разгаре. При желании, если завтра сесть на самолет, кое-куда еще можно успеть, и даже не к шапочному разбору - правда, надеяться придется лишь на случайно не распроданные билеты.

Зальцбургский фестиваль

Salzburger Festspiele

До 29 августа.

По общему уговору - фестиваль номер один, как Каннский в кино или Венецианская биеннале в современном искусстве. Главные жанры - опера, симфоническая музыка, концерты солистов, а также драматический театр. Самая буржуазная публика и самые дорогие билеты. Шустрая река Зальцах и замок на скале, куда поднимаются по канатной дороге. Моцартовский бизнес в виде кружек, игрушек и шоколадных шариков. Памятник Папагено. При этом Моцарт на фестивале - этому кардинально противоположный, такой, каким и должен быть в конце XX века. В этом году "Дон Жуан" идет в постановке одного из столпов послевоенного итальянского театра Луки Ронкони, и нашему Дмитрию Хворостовскому приходится выходить на сцену то с фотоаппаратом, то в мотоциклетной экипировке. "Волшебная флейта" вообще вынесена за пределы основного фестивального комплекса в ярмарочный пригород - там, в огромном выставочном зале, режиссер Ахим Фрайер устроил нечто вроде цирковой арены с настоящим бассейном: руководитель фестиваля Жерар Мортье, за несколько лет своего правления превративший престижный туристический фестиваль в логово современных проектов, тем самым увеличивает количество дешевых мест для молодежи. Кто-то из официальных лиц Австрии в начале фестиваля пытался высказать пожелание, чтобы празднества в родном городе Моцарта были более гармоничными и стилистически выдержанными. Но Мортье, опытный демагог, тут же выпалил в интервью, что так недалеко и до того, чтобы объявить некоторое искусство "дегенеративным", а потом приступить к сожжению книг (Gerard Mortier, Chef der Spiele, uber Musikpolitik und Moderne). Бельгиец Мортье делает австрийский фестиваль не национально-сувенирным, а космополитическим и современным - в программе очень много XX века, в том числе премьеры редких опер ("Доктор Фауст" Феруччто Бузони), специальные заказы ("Хроника места" известного итальянского шестидесятника Лучано Берио) и многочисленные экспериментальные программы в превосходных малых залах. Фестиваль продлится до конца августа - еще можно купить билеты на "Волшебную флейту" Моцарта, "Дона Карлоса" Верди (в этом году в нем поют трое наших - Марина Мещерякова, Ольга Бородина и Сергей Ларин), на "Осуждение Фауста" Берлиоза, на подкрепляющий фаустовскую тему года экспериментальный проект F@ust Version 3.0 барселонской труппы и на некоторые концерты. К сожалению, билеты на "Лулу" Альбана Берга, "Дон Жуана", а также концерты звезд вроде Саймона Рэттла, Клаудио Аббадо, Маурицио Поллини, Зубина Меты или Мариса Янсонса уже sold out. Это относится и еще к одному спецзаказу фестиваля - оратории Филипа Гласса Requiem, Bardo And Nirmanakaya, очередному творению века, объединяющему тексты всех эпох и религий.

Наверное, поездку в Зальцбург лучше отложить до следующего года (Мортье будет у власти еще два фестиваля), имея в виду, что заказывать билеты (можно по e-mail) надо в декабре, а десятидневный срок (все полтора месяца в Зальцбурге находиться немыслимо), вместе с дорогой, пансионом, едой и билетами на фестиваль обойдется примерно в $2000 - если не роскошествовать.

Вагнеровский фестиваль в Байройте

Bayreuther Festspiele 1999

До 28 августа.

По сравнению с Зальцбургом, этот фестиваль в Баварии гораздо более узкого профиля, однако попасть на него во много раз сложнее - вагнероманы со всего света записываются в очередь за годы вперед. Театр с невидимым оркестром, выстроенный по замыслу Вагнера, страстно поддержанному Людвигом Баварским, - чудо акустики и совокупного художественного воздействия. В этом году здесь идут "Летучий голландец", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", "Нюрнбергские мейстерзингеры" и "Парсифаль", в следующем планируется "Тангейзер" и новая постановка тетралогии "Кольцо нибелунга", которая продержится четыре года. Для исполнения вагнеровских музыкальных драм в Байройте собираются лучшие мировые силы (за пультом в эти дни сменяют друг друга Даниэль Баренбойм, Джузеппе Синополи, Антонио Паппано и Петер Шнайдер). За столетнюю историю фестиваль невозмутимо прошел через все германские эпохи, руководимый потомками самого Вагнера. Уже почти 50 лет во главе фестиваля стоит внук Вагнера Вольфганг - сейчас ему 79. Музыкальными высотами фестиваль обязан именно его умному и профессиональному менеджменту. Ему же удалось сохранить Вагнера объектом культа (в противоположность тому, что сделал в Зальцбурге с Моцартом Жерар Мортье). Как раз это и считается уязвимым местом нынешнего Байройта - кроме того, Вольфганг Вагнер и сам ставит оперы деда как режиссер, причем в невероятно рутинном и скучном варианте. Однако скоро - видимо, уже в следующем году, ему придется отойти от дел. Новый индендант, скорее всего, придет с современными концепциями - правда, многие не без оснований боятся, что этим новым интендантом будет жена, в прошлом секретарша Вольфганга Вагнера, которая доблестно продолжит линию мужа.

Эдинбургский фестиваль

Edinburgh International Festival

До 4 сентября.

Эдинбургский фестиваль более известен как театральный, а также тем, что при нем существует (как в Авиньоне, но не как в Зальцбурге) огромная офф-программа "fringe". В официальной программе есть довольно сильный музыкальный раздел. Оперная часть не столь представительна, но в ней есть приманки - например, "китайская" опера Джакомо Пуччини "Турандот" дается силами только азиатских исполнителей (в постановке режиссера Сабуро Тесигавары), хотя, конечно, на итальянском языке. С другой стороны, передовые объединенные силы Европы и Азии показывают две оперы азиатских композиторов. Есть и "Макбет" Верди в постановке Люка Бонди, и "Поругание Лукреции" Бенджамина Бриттена под управлением Дональда Ранниклза. В концертной программе Саймон Рэттл дирижирует музыкой современного венгра Дьердя Куртага, ставшего в последние годы одним из самых исполняемых живущих композиторов, Гюнтер Ванд выступает со своим фирменным Брукнером, Григорий Соколов играет программу от Уильяма Берда (в его исполнении музыка для верджинала превосходно звучит и на рояле) до Равеля, ненавидимый левой интеллигенцией Джон Адамс предстает как дирижер и композитор. Марис Янсонс со своим Питтсбургским оркестром - просто герой фестивального лета: почти каждый фестиваль заручился его участием.

Лондонские Промы

London Proms

До 11 сентября.

Основанные в начале века дирижером Генри Вудом, лондонские Променад-концерты из летнего развлечения под открытым небом давно уже превратились в огромный летний фестиваль, проходящий в крупнейших залах британской столицы под эгидой корпорации BBC. Это самый объемный фестиваль классической музыки. Тон задают симфонические концерты - помимо всех главных лондонских оркестров, на Промы приглашаются и многие иноземные. Общий дух фестиваля - массово-демократичный; все сложности симфонизма объясняются в программках и по Радио 3 в самой веселой и доступной форме. При этом Промы никак не брезгуют и современной музыкой, которая присутствует почти в каждой программе. Какой концерт ни возьми - премьера: будь то новый опус Томаса Адеса или реконструкция Чарлза Айвза. Рядом - Бетховен, Шостакович, Барток и еще шестьдесят страниц великих имен. Уклон нынешнего года - французская музыка. Веяния великих дат тоже находят свое отражение в репертуаре: Василий Синайский дирижирует Пушкинским концертом из произведений Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова. Заключительную ночь Промов лондонцы считают главным событием музыкального года во всем мире; на закуску к классическим партитурам всегда исполняется гимн "Правь, Британия!"; к финалу концерт в Королевском Альберт-холле превращается в гигантское party c пусканием воздушных шаров.

Берлинские фестивальные недели

Berliner Festwochen 1999

3 - 29 сентября

В противоположность веселым лондонским Промам, сентябрьским неделям в Берлине свойствен дух высокой серьезности и ответственности перед историей. Наряду с Зальцбургским, Берлинский - самый концептуальный фестиваль, а фигура его руководителя Ульриха Экхардта сопоставима по значению с фигурой Жерара Мортье (не исключен такой вариант развития событий, что два мэтра поменяются фестивалями). Берлинские недели всегда имеют продуманную культурную тему: 4 года назад, например, это была тема Германии и России, а выставка "Москва-Берлин", впоследствии доехавшая до нас, была частью фестивальной программы. В этом году предмет недель - Густав Малер, композитор, сочинявший в начале века, но ставший символом всего века вплоть до его конца. Малера как автора всемирного, кровоточащего, рефлективного немцы (впрочем, как и русские, судя по его популярности у нас) любят и чтут. Весь набор немецких и привозных оркестров примет участие в исполнении полного собрания малеровских сочинений. Надо думать, это будет просто чемпионат - достаточно перечислить дирижеров: Клаудио Аббадо, Саймон Рэттл (сменяющий Аббадо на посту шефа Берлинского филармонического), Курт Мазур, Михаэль Гилен, Кент Нагано, Бернард Хайтинк, Джузеппе Синополи, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Франц Вельзер-Мест, Джеффри Тейт, Марек Яновский, Кристиан Тилеманн и, разумеется, Марис Янсонс.

Малером "Недели" не исчерпываются: есть и концерты звезд (Анна-Софи Муттер, Кшиштоф Пендерецкий), и огромный набор музыки XX века: не только в сентябре, но и вплоть до декабря будут играться Луиджи Ноно, Ханс Вернер Хенце, Вольфганг Рим, Ариберт Райман, Степан Вольпе, Тору Такемицу, Винко Глобокар, Джордж Антейл, Шарль Кеклен, Бернд Алоиз Циммерман, Эдгар Варез, Лучано Берио, Дьердь Лигети, Бруно Мадерна, Джордж Крамб, Руди Стефан, Джачинто Шелси, Дитер Шнебель, Чарлз Айвз, Оливье Мессиан, Артур Лурье, Иван Вышнеградский, Карл Амадеус Хартман, Эллиот Картер, Пауль Хиндемит, Хельмут Лахенман, отдельными программами - Карлхайнц Штокхаузен, Дьердь Куртаг и Маурисио Кагель. Опера "Unter den Linden" покажет премьеры опер Эллиота Картера "Кто следующий?" и Арнольда Шенберга "От сегодня до завтра" под управлением Даниэля Баренбойма. Западноберлинская "Deutsche Oper" даст премьеру "Моисея и Аарона" Шенберга, а "Zeitgenossische Oper" - премьеру "Европеры 5" Джона Кейджа. Итак, на Berliner Festwochen еще вполне можно успеть.

Варшавская осень

(программы Warsaw Autumn-99 на сайте организаторов еще нет, но ее можно узнать на сайте фонда Гаудеамус).

17-25 сентября

Еще более реально побывать в Варшаве на одном из самых знаменитых фестивалей современной музыки. При железном занавесе его роль была неоценима - но и сейчас он не потерял своего класса. На "Осени" звучит только XX век, причем вплоть до самых новейших образцов, как польской, так и мировой музыки - в том числе и американской. Сюда приезжают и классики авангарда - в этом году Джоан Ла Барбара с сольным концертом.

Возможно, я не прав, упустив из виду другие летние события - например, оперные фестивали в Мюнхене, Экс-ан-Провансе, Брегенце, Глайндбурне, камерный фестиваль Гидона Кремера в Локкенхаусе, бриттеновский в Олдборо или фестиваль новой музыки в Хаддерсфилде. А также не упомянув предстоящую Парижскую осень. Но, перечитав написанное, я и так поразился количеству упомянутых знаменитостей (а неупомянутых осталось еще больше). Жду вопроса: а случается ли так, что у нас, например, в Москве, музыкальная жизнь становится такой же разнообразной и насыщенной. Да, случается - в декабре. В это время Европа как раз отдыхает на рождественских каникулах - и многие прекрасные музыканты едут, чтобы выступить в России. А в ожидании декабря можно еще побаловать своим вниманием неугомонную Европу.