Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19990825_zintsov.html

Аферист 007
Олег Зинцов

Дата публикации:  25 Августа 1999
Афера Томаса Крауна / The Thomas Crown Affair. Режиссер Джон МакТирнан

Снимать римейки - занятие неблагодарное. Год назад Гас Ван Сент отважился покадрово воспроизвести хичкоковский "Психоз" - и был тут же разруган критикой и номинирован на "Золотую малину". Но "Афера Томаса Крауна" - редкий случай, когда копию ставят даже выше оригинала (оценки на Internet Movie Database - 7,5 против 7,1 по десятибалльной шкале). Возможно, дело в том, что фильм, снятый в 1968 году Норманом Джуисоном и получивший "Оскар" за музыку Мишеля Леграна, хотя и считается классикой авантюрного жанра, не слишком известен широкой публике. По крайней мере, у нас это скорее всего так. А значит, сравнение римейка с первоисточником не столь существенно - тем более что версия 1999 года интересна сама по себе.

Впрочем, тема копии и оригинала остроумно обыграна в новом фильме: ведущий двойную жизнь миллионер Томас Краун, украв из нью-йоркского музея картину Клода Моне, прячет в своем доме не ее, но искусную подделку. Оригинал, который обнаруживается лишь в финале, в свою очередь оказывается скрыт под другой обманкой - копией Писсарро.

Фильм Джона МакТирнана (режиссера "Хищника" и "Крепкого орешка") смотрится такой же изящной подделкой: он не столько следует канве конкретного сюжета, сколько имитирует стиль большого Голливуда двадцати-тридцатилетней давности. Подобный гламур сегодня можно увидеть разве что в рекламе "Мартини" и в эпопее о Джеймсе Бонде.

Кстати, нового Томаса Крауна сыграл никто иной, как Пирс Броснан - последнее на сегодняшний день экранное воплощение бессмертного образа агента 007. Характерно, что в "Афере..." Броснану (выступившему также в качестве продюсера фильма) почти не нужно выходить из привычного амплуа. Виртуозная музейная кража снята в лучших традициях бондианы, а безукоризненно отутюженный костюм мистера Крауна сохраняет свою элегантность в самых рискованных ситуациях - как, впрочем, и наряды проницательной сыщицы Кэтрин Беннинг (Рене Руссо), которая преследует преступника-миллионера и, разумеется, влюбляется в него.

Несмотря на то, что на дворе конец 90-х, героям фильма неведом основной инстинкт: проиграв, Кэтрин признает интеллектуальное превосходство соперника, не хватаясь при этом за нож для колки льда. Как и положено персонажам гламурных мелодрам, Томас и Кэтрин являют собой образцы светского лоска. Их беседы изысканны, сексуальные игры романтичны и невинны, а прочие развлечения шикарны, как рекламные посулы дорогих турфирм: роскошная вилла на Карибах, катамараны, гольф, легкий белый самолет, взмывающий в безоблачное небо.

Чтобы не принимать все эти красоты всерьез, нужно лишь обратить внимание на детали - ироничность МакТирнана (по отношению как к жанровым клише, так и к оригиналу) заметнее всего именно в них. Помимо игры с копиями импрессионистов, отмечу эпизоды с психоаналитиком Томаса Крауна: в этой небольшой роли снялась Фэй Данауэй - звезда "Аферы..." 1968 года. Неслучайно и то, что МакТирнан изменил имя главной героини. Тридцать лет назад ее звали Вики, теперь - Кэтрин, что выглядит как недвусмысленный намек: при всем мелодраматизме фильм отсылает к классическому комедийному сюжету - "Укрощению строптивой".

В результате "Афера Томаса Крауна", взобравшаяся на пятое место в прокатной топ-десятке США, неожиданно оказывается неглупым фильмом, в очередной раз демонстрирующим, что постмодернистская стратегия в рамках мейнстрима может быть не менее продуктивной, чем в независимом кино.

"Афера Томаса Крауна" - Американский Дом кино.