Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Аферист 007
Дата публикации:  25 Августа 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
Афера Томаса Крауна / The Thomas Crown Affair. Режиссер Джон МакТирнан

Снимать римейки - занятие неблагодарное. Год назад Гас Ван Сент отважился покадрово воспроизвести хичкоковский "Психоз" - и был тут же разруган критикой и номинирован на "Золотую малину". Но "Афера Томаса Крауна" - редкий случай, когда копию ставят даже выше оригинала (оценки на Internet Movie Database - 7,5 против 7,1 по десятибалльной шкале). Возможно, дело в том, что фильм, снятый в 1968 году Норманом Джуисоном и получивший "Оскар" за музыку Мишеля Леграна, хотя и считается классикой авантюрного жанра, не слишком известен широкой публике. По крайней мере, у нас это скорее всего так. А значит, сравнение римейка с первоисточником не столь существенно - тем более что версия 1999 года интересна сама по себе.

Впрочем, тема копии и оригинала остроумно обыграна в новом фильме: ведущий двойную жизнь миллионер Томас Краун, украв из нью-йоркского музея картину Клода Моне, прячет в своем доме не ее, но искусную подделку. Оригинал, который обнаруживается лишь в финале, в свою очередь оказывается скрыт под другой обманкой - копией Писсарро.

Фильм Джона МакТирнана (режиссера "Хищника" и "Крепкого орешка") смотрится такой же изящной подделкой: он не столько следует канве конкретного сюжета, сколько имитирует стиль большого Голливуда двадцати-тридцатилетней давности. Подобный гламур сегодня можно увидеть разве что в рекламе "Мартини" и в эпопее о Джеймсе Бонде.

Кстати, нового Томаса Крауна сыграл никто иной, как Пирс Броснан - последнее на сегодняшний день экранное воплощение бессмертного образа агента 007. Характерно, что в "Афере..." Броснану (выступившему также в качестве продюсера фильма) почти не нужно выходить из привычного амплуа. Виртуозная музейная кража снята в лучших традициях бондианы, а безукоризненно отутюженный костюм мистера Крауна сохраняет свою элегантность в самых рискованных ситуациях - как, впрочем, и наряды проницательной сыщицы Кэтрин Беннинг (Рене Руссо), которая преследует преступника-миллионера и, разумеется, влюбляется в него.

Несмотря на то, что на дворе конец 90-х, героям фильма неведом основной инстинкт: проиграв, Кэтрин признает интеллектуальное превосходство соперника, не хватаясь при этом за нож для колки льда. Как и положено персонажам гламурных мелодрам, Томас и Кэтрин являют собой образцы светского лоска. Их беседы изысканны, сексуальные игры романтичны и невинны, а прочие развлечения шикарны, как рекламные посулы дорогих турфирм: роскошная вилла на Карибах, катамараны, гольф, легкий белый самолет, взмывающий в безоблачное небо.

Чтобы не принимать все эти красоты всерьез, нужно лишь обратить внимание на детали - ироничность МакТирнана (по отношению как к жанровым клише, так и к оригиналу) заметнее всего именно в них. Помимо игры с копиями импрессионистов, отмечу эпизоды с психоаналитиком Томаса Крауна: в этой небольшой роли снялась Фэй Данауэй - звезда "Аферы..." 1968 года. Неслучайно и то, что МакТирнан изменил имя главной героини. Тридцать лет назад ее звали Вики, теперь - Кэтрин, что выглядит как недвусмысленный намек: при всем мелодраматизме фильм отсылает к классическому комедийному сюжету - "Укрощению строптивой".

В результате "Афера Томаса Крауна", взобравшаяся на пятое место в прокатной топ-десятке США, неожиданно оказывается неглупым фильмом, в очередной раз демонстрирующим, что постмодернистская стратегия в рамках мейнстрима может быть не менее продуктивной, чем в независимом кино.

"Афера Томаса Крауна" - Американский Дом кино.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Олег Зинцов, Игра в ящик /20.08/
К середине фильм Рона Хауарда "Эд из телевизора" плавно выруливает в стилистику той самой мыльной оперы, над которой поначалу вроде бы иронизирует.
Ольга Кабанова, Вместо афиши /18.08/
Последние недели августа - пик мертвого сезона в московской культурной жизни.
Автопилот для Змея Горыныча /18.08/
Три - любимое русское число. Три тополя на Плющихе, три сына, три головы... Если бы у нас не запрещали кибернетику, то система счисления в наших компьютерах была бы тоже троичной. И политическая система в нашей стране должна быть трехпартийной.
Петр Поспелов, Музыкальные фестивали в Европе: конец лета - осень /18.08/
Сейчас музыкальное лето подходит в концу, но основные фестивали еще в разгаре. При желании, если завтра сесть на самолет, кое-куда еще можно успеть, и даже не к шапочному разбору - правда, надеяться придется лишь на случайно не распроданные билеты.
Облако в штанах /17.08/
Сейчас, когда звезда его стала закатываться, он привлекает особенное внимание. Не поняв феномен Жириновского, вряд ли можно понять законы публичной политики 90-х.


предыдущая в начало следующая
Олег Зинцов
Олег
ЗИНЦОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: