Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19990901_kaban.html

Нет у нас никакой другой альтернативы
Ольга Кабанова

Дата публикации:  1 Сентября 1999

Начинается постепенно, в раскачку, новый сезон. Но главное событие наступившей недели - "Неофициальная Москва", альтернативный День города. Кажется, его организаторам страшно повезло - только мечтать можно о таком слабом сопернике, как лужковская команда, придумывающая самодеятельно-восторженно-допотопные и никому совершенно не интересные сюжеты официального городского праздника. Усердие у муниципальных культурных начальников стабильно и решительно превозмогает рассудок - они даже что-то вполне разумное, как, например, пушкинский юбилей, могут обернуть противной и назойливой глупостью. Так что, казалось, имей одну извилину и немного здравого смысла - и победа над муниципальным идиотизмом с нами. Оказалось, лучше иметь сильного противника с четко сформулированной идеологией, тогда и альтернатива может быть внятной.

Идеология и программа "Неофициальной Москвы" сразу вызвала решительную критику, причем откуда не ждали. Прилежные посетители музыкального фестиваля "Альтернатива", друзья Гельмана, галереи Гельмана и художников галереи Гельмана, профессиональные ненавистники рутины академических театров, родные и знакомые Курицына - те, кого тошнит от лужковщины и кто составляет с организаторами альтернативного Дня города профессионально-дружеский круг, отнеслись к затее скептически. Поставить на место своего, конечно, правильнее, чем чужого. Чужой вас и не поймет, и не услышит.

"Коммерсантъ" в лице Боде и Тарханова сетовал, что вернулись забытые времена премьеры фильма "Асса" и под видом новых имен нам пытаются впарить б.у. В этой же газете здравомыслящая Деготь указала на конкретные слабости идеологии праздника и его программы. Редчайший случай - дала свои предложения. За что, думаю, организаторы должны быть ей благодарны и кусать локти, что вовремя не подключили ее крепкий и тренированный ум к разработке программы. В "Известиях" до мудрости здравомыслящий Тимофеевский высказался против самой идеи городского праздника, которая должна не понравиться потенциальному выборщику правых (много мусора останется на улицах, на машинах в центр не проехать). С общей критикой идеологии "Неофициальной Москвы" выступила во "Времени МН" Алена Солнцева.

И в кулуарах, и публично обсуждались в основном два "прокола" альтернативщиков. Во-первых, нет новых имен, большинство участников вполне признаны и давно оценены, они, по сути, - элита, обласканная критикой, засвеченная в СМИ. Второе: правые в политике не должны поддерживать левых в искусстве.

На первую претензию возразить легко. Если что-то интересное и появляется хоть в какой-то области искусства, то об этом тут же рассказывают читателям обозреватели отделов культуры тех же самых газет. Идея о том, что живет где-то непризнанный гений, в наши дни может возникнуть только в головах совсем уже мечтательных, не знающих, как жадно газетчики, издатели, антрепренеры и галеристы выискивают хоть какие-то свежие веяния, имена и лица. А если герои "Неофициальной Москвы" так и не стали официальными героями (а давно пора), то тут можно сослаться на все ту же пресловутую дремучесть московской мэрии, благосклонной к каким-то уж совсем допотопным монстрам вроде Шилова, Глазунова и Церетели.

Что касается левого и правого, то тут решительно все перепуталось. Раз нет четко сформулированной официальной культурной политики, то нет и альтернативы ей. Большинство из тех, кто еще считается неофициальщиной, в действительности давно должны составлять культурный истеблишмент. Показателен пример, что одним из главных событий альтернативной культурной программы должен стать музейный проект Андрея Ерофеева "Неофициальное искусство 80-90-х годов". Но ведь официального музея он так и не создал.

Иногда кажется, что настоящий левак, в обывательском (а значит, довольно здравом, не отягощенным излишними умствованиями) представлении - тот, кто стоит в принципиальной оппозиции к сильному большинству, к расхожему мнению, к всеобщему конформизму. У нас в стране увлеченно, хором, в едином порыве (как "Интернационал" пели на съездах КПСС) клеймят нынешний преступный режим и его главу. В такой ситуации настоящий бунтарь-смельчак должен стоять на Красной площади с плакатами "Ельцин - наш рулевой", "Слава кремлевскому сидельцу!" И один против всех петь "Возьмемся за руки, друзья".

Полемика вокруг "Неофициальной Москвы" дала, на мой взгляд, замечательную возможность серьезно продумать, что именно мы готовы противопоставить звонкой пустоте лужковской культурной политики, которая готова из муниципальной превратиться в федеральную. Что вообще есть официальная культурная политика и что - альтернатива ей. В связи с этим хочу поблагодарить Максима Соколова, Тимофеевского и Деготь, продумавших некоторые мысли дальше, чем многие, а также литератора Курицына, опубликовавшего их во вверенной ему газете "Московская альтернатива".

И еще одно соображение: не надо относиться к празднику, как к решительному бою. Поскольку самый главный недостаток официального Дня города - его бестолковая напыщенность. И вообще, чем учить авторов "Неофициальной Москвы" жить, лучше помочь им организационно. Как нам ни надоело солидаризироваться с этой "Альтернативой", другой нет.

Что касается выставочной программы, то, к сожалению, из нее исчез проект Ерофеева. Возможно, многие персонажи запланированной выставки достаточно известны и представлены могли быть не лучшими работами, но страсть Ерофеева к систематизации делает его выставки иллюстрацией к курсу истории отечественного современного искусства, еще никем не написанного. Жаль будет, если не состоится и анонсированная акция в метро. Сменить (или потеснить) надоевшую рекламу хоть чем-то, даже копиями работ классиков неофициального искусства, было бы здорово. Но, боюсь, этого не будет.

Из того, что состоится, советую посетить галерею Гельмана - и фотограф Игорь Мухин не должен подвести, и вещи, собранные Владимиром Архиповым, как правило, производят впечатление. Плакаты галерея "Юнион" обычно показывает отменные. На этот раз - посвященные Первой мировой войне. Только не спрашивайте, что в них альтернативного! Просто выставка.

Еще одно маленькое соображение. Оформление, придуманное Юрием Гордоном, конечно, симпатичное, но детсадовский дизайн акции, патронируемой Кириенко, дает повод для зубоскальства тем, кто не считает молодость и моложавость Сергея Владиленовича его неоспоримыми достоинствами. Весело - не значит инфантильно.