Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19990901_pospel.html

Красные палаты Off
Петр Поспелов

Дата публикации:  1 Сентября 1999

Честно говоря, двадцать лет активного потребления музыкальной жизни не научили меня увязывать социальные ценности с музыкальными. Я все еще не в силах решить, что больше подходит мне по стилю жизни, общественному положению и политической ориентации - оперный спектакль или премьера экспериментирующего композитора, концерт биг-бэнда при пиджаках и галстуках или ночная сессия в джазовом клубе. Смутно представляя, где провести черту между музыкой официальной и неофициальной (на мой взгляд, официальной поддержки сильно недостает и той, и другой), я солидаризируюсь с кураторами музыкальной программы, по крайней мере, в жанровом плюрализме. Жаль, что на фестивале нет "неофициальной" камерной музыки, зато комбинация нового джаза со старинной музыкой и спецпроектами вселяет в меня надежду на неожиданное кураторское решение.

Ко всему перечисленному Алексеем Муниповым я должен добавить еще два цикла, входящие в музыкальную программу "Неофициальной Москвы".

4 сентября с 14:00 в ресторане "Место встречи" (угол Тверской и Малого Гнездниковского) пройдет программа, названная Первым Международным Фестивалем Джаз-рока "Трансатлантик Экспресс". Атмосфера дорогой центральной едальни вступит в альянс с музыкальным стилем, который десять-пятнадцать лет назад служил воплощением лоска и хорошего тона в развлекательной музыке. Правда, в нынешней России специалистов по джаз-року как будто не слишком много: чтобы им заниматься, нужна композиторская мысль, развитое чувство ансамбля и высокое инструментальное мастерство, а тратить такие ценные качества на музыку, вышедшую из моды, никто не отваживается. Однако музыкальный куратор клуба "Место встречи" сумел расположить в пользу джаз-рока музыкантов, работающих в широких стилистических окрестностях этого направления - в результате некоторые из них попробуют дебютировать в новом качестве. В программе заявлены Сергей Чипенко и его команда "Трансатлантик", Сергей Манукян, Вячеслав Горский, Сергей Летов, Игорь Бриль и сыновья, джазовый квартет п.у. Сергея Головни, дуэт "Романтики джаза" (Олег Киреев и Александр Винницкий), трио Влада Караева, "Мен Саунд", Димитрий Перец, группа "Папоротник", а также модельеры Виолетта Литвинова и Анна Чистова, которые покажут под ритмы джаз-рока свои коллекции (где только для этого в тесном закутке клуба будет место?).

Все три дня, с 3-го по 5-е, каждый раз в 18:00, в историко-культурном центре "Красные палаты" XVII века (Остоженка, 2) пройдут концерты старинной музыки, которую кураторы фестиваля называют "недекоративной" - в противовес, наверное, тому Вивальди, под которого стригут газоны и катаются на коньках. Сыграют представление "Школяр в раю" Ганса Закса (того самого, который выведен в опере Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры"), споют "Магнификат" Франсуа Куперена, сыграют лютневую музыку английского и датского возрождения. Душа концертов - энтузиастка аутентичного музицирования Мария Батова; ее участие гарантирует каждой программе пафос убежденности в том, что современной актуальной культуре без старинной музыки в аутентичном исполнении жить невозможно. Самый известный из предыдущих проектов Батовой - мистерия Кавальери "Представление о душе и теле" - вызвал бурю интереса в музыкально-молодежной среде: несколько спектаклей прошли при полных аншлагах, а если разделить количество творческой энергии, исторгнутой участниками исполнения, на несколько оркестров, то у нас была бы лучшая филармония в мире.

Мария Батова и ее сподвижники - не единственные, кто занимается в России аутентикой: есть еще немного более старшие коллеги - Ансамбль старинной музыки консерватории под руководством Назара Кожухаря; судя по аннотации, ему отведено место во МТЮЗе, в программе Джаzz Off - только играть они будут не Куперена, а молодого композитора Павла Карманова. Есть и высококлассная Академия Старинной Музыки под руководством Татьяны Гринденко - на том же Джаzz Off она превратится в ансамбль анонимов Opus post и окончательно утвердит наши подозрения в том, что все занятия добаховским репертуаром - лишь одежды отъявленного музыкального экстремизма. Что касается концерта ансамбля "Мадригал" в Кусково, то он представляется мне в этой программе необязательным довеском.

Как видите, уважаемый читатель, я увлеченно пишу в альтернативном и неофициальном духе; дайте мне еще немного разгуляться, и я пойду громить направо и налево лужковский официоз, националистическую державность, отстойных пенсионеров, корыстных эстрадников, а заодно пыльную филармонию и замшелый Большой театр. Если я все же поверну в другое русло, то скоро доплыву до той коряги, которая порвет мои штаны в совершенно неожиданном месте - не по шву и не по заплатке, и не по затертости на сидячем месте, а где придется. Вот тут-то и есть разрыв между официальным и альтернативным искусством, придется сказать мне. А ведь я раньше этого не знал.