Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19990910_afisha.html

Афиша

Дата публикации:  10 Сентября 1999
Чай не в Париже живем, чтобы выставкам радоваться

Нет на этой неделе выставки, ради которой стоит покинуть дом. Вот Третьяковка открыла персоналку Алексея Зверева - поп-звезды советского нонконформизма. Смотреть ее рекомендуется нежным девушкам, увядшим дамам и страстным любителям сладкого. Жаль хорошего, много пившего и несчастного человека, когда-то любимца свободомыслящей интеллигенции. Теперь его выставку информационно спонсирует дамский журнал Vogue. Рисунки художника, выдвигавшегося на почетное звание русского Пикассо, бывшего бессребреником и приживалой, окажутся подверстаны к советам мыть лицо, прежде чем наложить на него косметику, и выбирать тапочки за тысячу долларов. Еще скучнее выставка "Люди, львы, орлы и куропатки" в Московском центре искусств на Неглинке, 14. Несмотря на достойнейшие имена, заявленные в афише (Серов, Ларионов, Бурлюк, Гуро), ими подписаны только легкие почеркушки (из таких необязательных зверевких зарисовок состоит почти вся выставка в Третьяковке). Полно представлен лишь анималист Ватагин.

Зато открылась выставка, ради которой из дома выходить не надо, но посетить ее стоит. На сайте www.gif.ru/museum расположилась электронная версия выставки "Российское искусство 1980-1990 годов", подготовленная Андреем Ерофеевым как главный проект художественной программы "Неофициальной Москвы". От выставки сначала отказался ЦДХ, затем Манеж. Жаль. Экспозиция, конечно, не полна, фрагментарна, московские художники представлены полнее питерских. И вообще, московский искусствоведческий акцент (или снобизм) ощутим излишне. Но сильная сторона Ерофеева (точнее, особо ценимая мной) - изумительный дар классификатора и популяризатора. Он умеет писать точно, объяснять понятно, не избегая естественно сложных конструкций, и быть абсолютно убедительным. Однажды читательница написала мне в газету "Известия" гневное письмо. Грозилась добиться моего увольнения, поскольку я не по достоинству оценила выставку Ильи Кабакова в Манеже. "Люди не только читали пояснительные записки, но и забирали их домой, да еще по несколько экземпляров - в подарок друзьям," - так дама аргументировала популярность выставки. Пояснительные тексты писал Ерофеев.

"Помимо принадлежности к одному поколению - это внуки соцреализма и дети андерграунда - новых художников объединяет концептуальная творческая методика, в литературоведении получившая наименование гипертекст, а в искусствознании - метапозиция. Режиссер ставит фильм о режиссере, снимающем кино. А художник творит не картину или скульптуру, а своего альтер эго - лирического героя, носителя той или иной эстетической нормы, существующей в нашем обществе. Художник-панк, порождение бунтарской молодежной культуры, всколыхнувшей брежневский застой, или певец душной и пышной красоты домашнего уюта, самозабвенный любитель китча или шаман и романтик, которому космизм мироздания открывается в обыкновенной луже или на свалке, - таковы некоторые из ролей-масок, лежащие в основе новейших направлений нашего искусства." - Об остальных читайте по указанному адресу. По крайней мере, будете знать, кого из ныне здравствующих художников как называть.

Если когда и стоит выйти из дому на этой неделе, то вечером в воскресенье 12 сентября. В Рахманиновском зале консерватории, который справедливо назван Гидом "Неофициальная Москва" лучшим концертным залом города, состоится концерт под названием "Венок М.В.Юдиной" (начало в 19 часов). На днях исполнилось 100 лет со дня рождения пианистки Марии Юдиной, и это один из тех юбилеев, которые дают насущную пищу современному процессу. Юдина не была пианисткой в узком смысле слова, она оказалась титанической личностью русской культуры XX века вообще. Ее интересовали философия, поэзия, теория культуры, она была тесно связана с Бахтиным, Флоренским, Пастернаком, переписывалась со Стравинским, установила контакты с европейскими авангардистами 60-х, пропагандировала музыку XX века и вырастила целый круг последователей и адептов. Большинство тех нынешних музыкантов, кто не следует в общефилармоническом мейнстриме, а мыслит концептуальными программами и отдает силы современной музыке, вышло из-под крыла Юдиной или испытало ее воздействие. Первый среди них - пианист Алексей Любимов, унаследовавший от Юдиной роль лидера и наставника. Вместе с ним в концерте выступят Наталия Гутман, Александр Рудин, Марина Дроздова (прямая ученица Юдиной и автор книги о ней), Владимир Сканави, а также молодежь - Юрий Мартынов, Назар Кожухарь, Вячеслав Попругин, Кирилл Рыбаков и другие. В программе: классическая музыка, ставшая частью современного контекста - Бах-Бузони, Моцарт, Шуберт (в оригинале и транскрипциях), и композиторы XX века - Дебюсси, Стравинский, Берг, Мессиан, Уствольская, Пярт.

В тот же воскресный вечер, 12-го, концертом в Патриаршем дворце Кремля завершится фестиваль аутентичного музыкально-театрального искусства "Московское действо" (отдать ему должное, нам, честно говоря, помешал прошедший неофициальный фестиваль). Силами Коллегии старинной музыки будет исполнена опера Глюка "Китаянки".

Начинается и еще один диковинный фестиваль - Nihon-no kokoro. Это означает "Душа Японии" и подразумевает "Первый международный фестиваль японской музыки в России". С 11 по 19 сентября в Рахманиновском зале консерватории будет звучать, как обещают организаторы (Посольство Японии и русско-японский центр при консерватории), классическая японская музыка для цитры кото, флейты сякухати, лютни сямисэна и других инструментов, сочинения японских композиторов от XIII до XX века. Приедет множество настоящих японских музыкантов. Придется нам полюбить японскую музыку так же, как японцы любят Чайковского.

Концерты в РЗК:

11 сентября в 14 часов: народная и профессиональная японская музыка
12 сентября в 14 часов: традиционная музыка
14 сентября в 19 часов: сякухати
15 сентября в 19 часов: японские XVIII - XIX вв.
16 сентября в 19 часов: современные японцы в исполнении российских музыкантов
18 сентября в 14 часов: кото в ансамблях
19 сентября в 14 часов: Кэйко Ивахори и ученики

В центре "Дом":

13 сентября в 18 часов: вечер-встреча российских и японских музыкантов

В Музее Глинки:

17 сентября в 19 часов: русские композиторы на стихи японских поэтов
Справки по тел.: 229-30-93

Итак, в ближайшее время основные события в области классической и японской музыки будут проходить в Рахманиновском зале консерватории. Малый зал консерватории закрыт на ремонт. Регулярный музыкальный сезон в Большом зале пока не начался. Время Шестых симфоний Чайковского и Вторых концертов Рахманинова еще впереди.

Выпуск подготовили Ольга Кабанова и Петр Поспелов