Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19990910_malinin.html

Россия в поисках архитектуры
Николай Малинин

Дата публикации:  10 Сентября 1999
В Доме архитектора проходит седьмой всероссийский фестиваль "Зодчество-99"

Москвичи

Самое странное - Москва решила исчезнуть. Во всех предыдущих смотрах она активно участвовала, брала призы и составляла регионам если не конкуренцию, то служила для них очевидным образцом. Сегодня же только Андрей Боков выставил проект Ледового дворца Ирины Родниной - а все остальное трудно считать серьезным.

И ведь нельзя сказать, что после кризиса хорошего в московской архитектуре поубавилось. Аналогичный московский смотр ("Золотое сечение"), очередной тур которого прошел в мае, показал, что все в порядке, и построек ничуть не меньше, чем проектов. А самое главное, что на смену пресловутому "московскому стилю" приходит нечто новое, что критики осторожно называют "неоконструктивизмом" или "неомодернизмом". То есть: никаких башенок, балясинок и колонн. Вместо этого - острые углы, динамичные композиции, круглые окна и непременные аллюзии на архитектуру русского авангарда.

Ничего этого на фестивале "Зодчество" нет. Как будто Москва побоялась, что ушлые зодчие из других городов уворуют с таким трудом завоеванное. Или так: куда вам до наших проблем, стройте ваши храмы и банки с приметами местных традиций.

Нижегородцы

Этот снобизм, конечно, неправомерен. В конце концов, именно благодаря "Зодчеству" Россия открыла для себя новую нижегородскую архитектуру. Несколько лет подряд Александр Харитонов и Евгений Пестов завоевывали по половине дипломов. Этим летом Харитонов погиб; нижегородцы приехали на "Зодчество" большой толпой, словно бы рассчитывая на Москву: она должна теперь решить, кто же в Нижнем будет главным.

Претендует на эту роль, пожалуй, Валерий Никишин. Он так же многообразен, как и лидеры школы. Проект гаража - это мощные объемы, спаянные в необычную композицию. Тогда как его жилой дом - это уже упражнение на тему деталей. Но и то и другое равно качественно и достаточно необычно. Конечно, фирменный стиль нижегородской школы здесь присутствует, но это уже совсем не тот модерн "эпохи Кириенко" (банк "Гарантия" и др.), а такой же поворот в сторону неомодернизма, что и в Москве, но истолкованный совершенно по-своему. Обозревая другие работы нижегородцев, видишь, что былое единство стиля распадается, но остается нечто более существенное: умение работать современно и качественно, трезво отдавая себе отчет, где и для кого.

Петербуржцы

Конкуренцию Нижнему составляет Петербург. Лучшее из того, что он привез на "Зодчество", - это, пожалуй, банк Никиты Явейна на Фурштадской улице. Московские критики морщатся, обзывают "постмодернизмом" - не желая видеть, что это редкий случай, когда по-мо абсолютно осмыслен и уместен. Вся эта мощь, муфтированные колонны и зеленый металл - не просто отвязные экзерсисы, а современное прочтение темы Петербурга как такового. Есть еще жилой дом Марка Рейнберга на Дворянской - опять-таки удачное переосмысление образа доходного дома рубежа веков. Есть часовня на месте дуэли Пушкина (Михаил Мамошин): усеченная пирамида с четырехколонными портиками, очень гармоничная и обаятельная.

Сити-Чесс

Что же до остальной России - четвертой архитектурной столицы пока не наблюдается. Правда, Кирсан Илюмжинов выстроил под Элистой Сити-Чесс, шахматный городок - но он интересен совсем не архитектурой (это вполне банальные коттеджики, каких под Москвой сотни), а скорее - внешними обстоятельствами. В других городах все совсем грустно. Можно отыскать по паре любопытных проектов или даже построек в Волгограде, Барнауле, Хабаровске, Уфе, Иркутске. Но все это интересно только потому, что создается посреди типовой застройки советских лет и хоть чем-то от нее отличается. Свезенное же на всероссийский фестиваль - тут же тускнеет и блекнет. Ясно, что провинциальные зодчие всеми силами бегут "от" - но куда они бегут, совершенно непонятно.