Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Война трущобам
Дата публикации:  15 Сентября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Теракты на этой неделе актуализировали множество проблем, связанных, как кажется, с проблемой терроризма только косвенно. В том числе и ту, что давно вытеснена из общественного сознания, поскольку это проблема тысячу раз обсужденная и неразрешимая. Современный мегаполис - враг человека, источник непрекращающейся опасности. Людской муравейник делает личность ничтожной статистической единицей, не учитываемой при огромности численности всего населения города - все эти истины были актуальны в начале века. То, что к концу века они стали невыносимой банальностью, означает изменение не самой трагической ситуации, а только отношения к ней. Все мы к родным городам привыкли и исходящую от них опасность не ощущаем - иначе и жить невозможно. Наоборот, принята теперь противоположная банальность - в кино и беллетристике ситуация романтизируется, субкультура трущоб становится новой культурной модой. В общем, обо всем этом вы и так знаете, поскольку много понаписано разных антиутопий и снят еще немой "Метрополис" Фрица Ланга.

Но трущобы есть трущобы, и в трущобах живет огромная часть населения нашей страны, в числе этого населения и мы с вами. Спальные московские районы с их гектарами хилых "панелек" и убогих "кирпичек" - в чистом виде трущобы. Делать с ними городские власти ничего не собираются, потому что не знают, что с ними делать.

Мы тоже ничего со своим жильем сделать не можем, поскольку и жилье стоимостью 3 тысячи долларов за квадратный метр является, в сущности, такой же ячейкой муравейника - только с кондиционером, итальянским сортиром и стоянкой для иномарки. А для многих малых городов страны и наши двенадцатиэтажки - дворцы со всеми удобствами.

Объединенному Берлину спальные районы достались в наследство от Берлина социалистического. Там развернута серьезная программа по их реконструкции. Немцы проанализировали ситуацию и выяснили, что панельные дома простоят еще двадцать лет, а потом никто и не знает, что с ними будет - рассыплются ли они в пыль или простоят еще много лет. Представляете картину, если все они вдруг разом рухнут. Я почему-то этот кошмар часто вижу во сне. И атомного взрыва не надо, рассыплются вдруг все враз от времени, как от чеченской бомбы, вот вам и миллионы погибших задешево. ХХ век - век массового строительства и массового уничтожения.

Илья Иосифович Кабаков, однакоВ Берлине придумали, как эти дома ремонтировать, и делают это на зависть. Но еще придумали большую программу по социальной реабилитации этих районов. И не просто покрасили дома в разные цвета, но сделали в каждом микрорайоне культурный центр, где есть супермагазин, концертный зал, кинотеатр, обязательно есть и что-то особенное - стена для любителей скалолазания, супертрек для роллеров, цирк с дрессированным медведем. Главное в программе - чтобы каждый микрорайон отличался от другого, чтобы люди могли не чувствовать себя безликими обитателями жилячейки, укачанными однообразным унынием и убогостью ландшафта до полной потери инстинкта самосохранения. В такой микрорайон, где население не зомбировано окружающей средой, уже запросто не завезешь взрывчатку.

Но есть и другие результаты размышлений над проблемой. Перед нами - фотографии дома, построенного по проекту сорокалетнего немецкого архитектора Томаса Шпигельхальтера в маленьком рейнском городке Брайш. Дикий вид этого дома - не результат сознательного эпатажа. Здесь все продумано и экологически чисто. Дом устойчив, максимально освещен естественным солнечным светом, максимально дешев и потребляет минимум электроэнергии. Так что перед нами не архитектурная антиутопия, а как раз реализованная личная утопия. Солнечный дом, если не солнечный город.

Социальные проблемы, которые все мы так не любим, от нашей нелюбви только процветают. Они множатся, копятся, растут, крепнут. Требуется поставить им хотя бы интеллектуальный заслон. Хотя бы подумать, в чем мы будем жить дальше.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Циликин, Янтарная комната в коммуналке /15.09/
Музей "Царское Село" и немецкий газовый гигант "Рургаз" подписали договор о предоставлении последним $3,5 млн. на восстановление Янтарной комнаты. Это произведение искусства в 1716 г. подарено Петру I, в 1941 г. вывезено в Кенигсберг, откуда в 45-м комната бесследно исчезает и начинает виртуальное существование.
Владислав Никифорук, Что такое "Догма"-кино /10.09/
В московский прокат выходит фильм Томаса Винтенберга "Торжество". Он тревожит тени Ибсена и Стриндберга, но чужд всякого вольного авторского вдохновения. Любой фильм "Догмы" сработан строго по инструкции. Но не для каждой страны эта инструкция годится.
Алексей Мунипов, О чем нынче мечтают андроиды /15.09/
"Артефакты" - решение оппозиции "физики-лирики". Здесь физики предстают образцовыми лириками, при этом не изменяя себе: музыка машин для машин же.
Афиша /10.09/
Электронная версия выставки "Российское искусство 1980-1990 годов". Концерт в память Марии Юдиной. Фестиваль японской музыки.
Николай Малинин, Россия в поисках архитектуры /10.09/
Фестиваль "Зодчество". С нижегородским неомодернизмом конкурирует только петербургский по-мо. Москва испугалась и отсиживается в стороне


предыдущая в начало следующая
Ольга Кабанова
Ольга
КАБАНОВА
Редактор рубрики "Новости культуры"
olga@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: