Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
О чем нынче мечтают андроиды
Дата публикации:  15 Сентября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вышел в свет сборник электронной активности "Артефакты".

"Сложнейшие лабиринты волновых форм. Нечетные синкопированные ритмы. Аналоговые и цифровые коллажи. Меланхолический эмбиент. Гранулирование и рассинхронизация. Сложнейшие взаимодействия множества компрессоров. Модулярные синтезаторы и модулярные эффект-процессоры. Шум. Скруббинг. Рандомное изменение точки лупа. 3D-стерео эффекты. Рэсемплинг. Звуки, созданные с помощью самовозбуждения. Инверсное компрессирование. Частотное модулирование с помощью триггеров. Уменьшение частоты дискретизации. Аддитивный синтез. Рандомайзинг".

Это все о музыке. Такие пояснительные термины прикладывает к своему треку питерский проект "Fizzarum" - один из участников компиляции "Артефакты". 13 проектов из Москвы, Питера, Минска, Новосибирска - вполне исчерпывающий анализ состояния умной электронной музыки постсоветского пространства. Музыка, записанная на этом сборнике, претендует на то, чтобы когда-нибудь продаваться в отделе для андроидов. Дотошно сконструированная, тщательно смоделированная, она звенит синусоидами и трещит дробями. Хрустит сложными формулами, коими описывается каждый звук, ритм, эхо. Она отнюдь неагрессивна, а, напротив того, грустна. Сложная механическая кукла с нежным фарфоровым личиком, у которой под шелковой кожей торчат идеально выверенные стальные мускулы, хищно блестят сочленения, отчетливо заметны шарниры и патрубки.

Принципы написания такой музыки практически для всех участников оказываются приблизительно одинаковыми: жесткие ритмы (упомянутый хруст, треск, скрежет, перегруженный бит) и накладываемые на этот мусор нереально ласковые мелодии - вполне минималистичные.

Некоторые из создателей "Артефактов" были довольно известны и до этого (Lazyfish, DJ Компасс Врубель, SCSI-9, тот же Solar X), кто-то выпускал свою музыку на кассетах под тем же лейблом Art-Tek (злой J-toonz и романтик Novel23), о некоторых рассказывали любители в узких кругах или не рассказывали вовсе. Все участники, за редким исключением, тяготеют к тому стилю, что на Западе принято называть IDM (intelligent dance music) или braindance. Естественно, сборник пронизан ссылками на корифеев жанра √ Aphex Twin, Mu-ziq, Autechre. Приятно, что при этом материал вовсе не выглядит вторичным.

Музыканты, записавшие этот сборник, легко оказываются математиками, физиками, компьютерщиками, на худой конец. Основатель лейбла Art-Tek (на котором и вышла эта компиляция) Роман Белавкин, более известный под именем Solar X, нынче, получив грант, работает в Англии в сфере безукоризненно точных наук, а в свободное время занимается продвижением собственного творчества.

Solar X - сокращенное название программы расчета солнечных потоков, проходящих через атмосферу. Роман писал ее в качестве диплома на физфаке МГУ.

Его последний альбом вышел на довольно известном лейбле "Worm Interface", получил приличную прессу и даже, пожалуй, наделал некоторого шума. Судя по всему, Solar X сейчас - самый успешный на Западе российский музыкант. По крайней мере, на электронной сцене, хотя это уточнение может оказаться излишним.

"Артефакты" - решение оппозиции "физики-лирики". Здесь физики предстают образцовыми лириками, при этом не изменяя себе - вместо шестиструнки у них в руках осциллограф, вместо плохих стихов - отличные формулы. Но разговор не об этом. А о том, что андроиды, буде они появятся, этот диск не купят при любых раскладах. Они не станут мечтать об электроовцах - объектом вожделения, несомненно, станут овечки Долли. Будущее за клонами, за биомассой, идеальными телами, внутри которых - не железо, а идеальные кости из идеально выращенной костной ткани. IDM в теперешнем виде годен еще на год-два. Электронная музыка будущего обречена стать округлой, мягкой, бархатистой. Если Первый Терминатор был закован в стальную скорлупу, то второй - растекается каплей ртути. Есть, впрочем, еще один вариант: музыка машин для машин же. И чуткий Solar X это, несомненно, почуял: трек, представленный им для "Артефактов", разительно отличается от остального материала. Он называется "Поедание пельменей" и представляет из себя мрачноватое шумовое полотно без всякого ритмического или мелодического рисунка, продолжительностью четыре минуты сорок секунд. Написан этот трек с помощью хитрой компьютерной программы, а точнее, самой этой программой с минимальным участием Романа. Подобные эксперименты сейчас крайне распространены: исследователи пишут генераторы звуковых массивов, подают на вход музыкальным редакторам файлы в формате Microsoft Word и полученный результат издают на компакт-дисках или переводят в звук энцефалограммы человеческого мозга. Пока, при отсутствии андроидов, киборгов и прочих идеальных потребителей подобной продукции, эти компакт-диски покупают сознательные человеческие существа, жертвуя своей нервной системой ради прогресса. Надеемся, вскоре такая необходимость все же отпадет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Афиша /10.09/
Электронная версия выставки "Российское искусство 1980-1990 годов". Концерт в память Марии Юдиной. Фестиваль японской музыки.
Николай Малинин, Россия в поисках архитектуры /10.09/
Фестиваль "Зодчество". С нижегородским неомодернизмом конкурирует только петербургский по-мо. Москва испугалась и отсиживается в стороне
Олег Зинцов, Восемь с половиной Му-Му, или Дешевле не бывает /10.09/
Режиссер был вынужден извлечь из мусорного ведра куски пленки, выброшенные при монтаже, и склеить из них новую картину.
Ольга Кабанова, Нет у нас никакой другой альтернативы /01.09/
Чем учить авторов "Неофициальной Москвы" жить, лучше помочь им организационно.
Алексей Мунипов, Дабье лето /01.09/
Благодаря теневому Дню города мы получили за так несколько достойных мероприятий.


предыдущая в начало следующая
Алексей Мунипов
Алексей
МУНИПОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: