|
||
/ |
Недотыкомка Дата публикации: 29 Сентября 1999 Родные и друзья умоляли Хэзер Донахью не ввязываться в эту авантюру. Но все уговоры были напрасны. 21 октября 1994 года Хэзер и ее соученики по киношколе Джошуа Леонард и Майкл Уильямс упаковали рюкзаки, взяли кино- и видеокамеры и отправились в городок Беркиттесвилль, чтобы снять свой первый фильм - курсовую работу, посвященную местной легенде о ведьме из Блэр (так назывался городок два столетия назад). 26 октября полиция штата Мэриленд начала поиски пропавших в лесу кинематографистов, однако десятидневная спасательная операция с привлечением собак-ищеек, вертолетов и спутника, запущенного министерством обороны, не дала никаких результатов. Спутник был уже явным перебором и глумлением над здравым смыслом, но простодушные американцы, которым поведали эту историю перед премьерой фильма вкупе с рассказами о злодеяниях ведьмы из Блэр, и ухом не повели. Сначала они посетили сайт Съемки "Ведьмы из Блэр" обошлись в 40 тысяч долларов. Прокат уже принес кинокомпании Artisan Entertainment, купившей фильм на фестивале независимого кино "Сандэнс", больше 130 миллионов. Лента Дэниэла Майрика и Эдуардо Санчеса напрашивается на сравнение с фильмами Можно, впрочем, найти "Ведьме из Блэр" и другие параллели. К примеру, классический трэш-хоррор Сэма Рейми "Зловещий мертвец" был сделан почти в таких же условиях и даже за меньшие деньги: режиссер и актеры поехали в лес с 16-мм камерой, нашли заброшенный дом и сняли там стебное кино про кровожадных кадавров. Конечно, Рэйми монтировал свой фильм не так нарочито грязно и не пытался выдать "Зловещего мертвеца" за документальное свидетельство реального кошмара, но суть не в этом. В "Ведьме из Блэр", если рассматривать ее только в киноконтексте, нет практически ничего оригинального. И ровным счетом ничего, что объясняло бы фантастические кассовые сборы при затратах, смешных даже по меркам малобюджеток студии Горького. Как получилось, что "Ведьма" стала национальным хитом? Дело в том, что продукт, выброшенный на американский рынок компанией Artisan Entertainment, имеет отношение скорее к масс-медиа, чем к кино. Фильм Майрика и Санчеса - всего лишь часть концептуального проекта, стоившего не 40 тысяч, а несколько миллионов долларов. Прочие компоненты масштабной мистификации таковы: сайт в Интернете, демонстрация по ТВ "вещественных доказательств", найденных на месте событий, расклеенные по всей стране портреты трех актеров с надписью "розыск", ознакомление публики с подробностями двухвековых ужасов Беркиттесвилля в "документальном" фильме, комментарии всевозможных экспертов и т.д. Мы, к сожалению, увидим только то, что остается от грандиозного рекламного пузыря, когда он лопнет - 80-минутную пленку, смонтированную из материалов, которые, согласно мифологии "Ведьмы из Блэр", были обнаружены в лесу спустя год после загадочного исчезновения трех студентов. Правда, в день московской премьеры, 30 сентября, должен открыться Если "Ведьма из Блэр" вас разочарует, то не потому, что у нас и американцев разные фобии (хотя и это, наверное, немаловажно), но потому, что вы получите товар без упаковки, которая в данном случае важнее содержимого. Лишенный виртуально-мифологического измерения, фильм предстает тем, чем и является на самом деле - небрежной любительской съемкой. Проект Artisan Entertainment - повод в очередной раз задуматься не столько о природе страха, сколько о размывании границ между реальным и виртуальным. Это, разумеется, не новость. Но чем больше собирает в мировом прокате фильм Майрика и Санчеса, тем меньше сомнений вызывает существование ведьмы из Блэр. Мне все-таки кажется, что родители Хэзер Донахью волновались не зря. Премьера фильма "Ведьма из Блэр: курсовая с того света" - 30 сентября в кинотеатре "Кодак-Киномир".
|
|
|
||