Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Недотыкомка
Дата публикации:  29 Сентября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
Ведьма из Блэр: курсовая с того света / The Blair Witch Project

Родные и друзья умоляли Хэзер Донахью не ввязываться в эту авантюру. Но все уговоры были напрасны. 21 октября 1994 года Хэзер и ее соученики по киношколе Джошуа Леонард и Майкл Уильямс упаковали рюкзаки, взяли кино- и видеокамеры и отправились в городок Беркиттесвилль, чтобы снять свой первый фильм - курсовую работу, посвященную местной легенде о ведьме из Блэр (так назывался городок два столетия назад).

26 октября полиция штата Мэриленд начала поиски пропавших в лесу кинематографистов, однако десятидневная спасательная операция с привлечением собак-ищеек, вертолетов и спутника, запущенного министерством обороны, не дала никаких результатов.

Спутник был уже явным перебором и глумлением над здравым смыслом, но простодушные американцы, которым поведали эту историю перед премьерой фильма вкупе с рассказами о злодеяниях ведьмы из Блэр, и ухом не повели. Сначала они посетили сайт www.haxan.com, где содержится подробное описание всех беркиттесвилльских душегубств с 1785 по 1995 год, а затем дружно повалили в кинотеатры, чтобы не на шутку испугаться.

Съемки "Ведьмы из Блэр" обошлись в 40 тысяч долларов. Прокат уже принес кинокомпании Artisan Entertainment, купившей фильм на фестивале независимого кино "Сандэнс", больше 130 миллионов.

Лента Дэниэла Майрика и Эдуардо Санчеса напрашивается на сравнение с фильмами "Догмы". И там, и тут - скромный бюджет, ручные камеры и актерская импровизация, в общем, стилизация под любительскую съемку. Разница (с точки зрения технического исполнения) в том, что "догматики" все же не отказываются от сценария и профессионального оператора. "Ведьма из Блэр" - любительская съемка в чистом виде. Восьмидневные блуждания в зарослях, отмеченных знаками бесовского присутствия, зафиксированы на пленке самими актерами, наскоро обученными обращению с камерой и оставленными в лесу, где были разбросаны записки с указанием дальнейших действий. Снимать можно все, что попадет в объектив. Картинка постоянно трясется, фокус расплывается, куски видеозаписей и 16-мм пленки смонтированы как попало - почти половину фильма зрители вынуждены смотреть на какое-то невнятное мельтешение. Имена исполнителей полностью совпадают с именами персонажей. Перебранки, взвизги, истерики должны возникать естественным образом, по мере истощения у актеров физических сил и продуктовых запасов.

Можно, впрочем, найти "Ведьме из Блэр" и другие параллели. К примеру, классический трэш-хоррор Сэма Рейми "Зловещий мертвец" был сделан почти в таких же условиях и даже за меньшие деньги: режиссер и актеры поехали в лес с 16-мм камерой, нашли заброшенный дом и сняли там стебное кино про кровожадных кадавров.

Конечно, Рэйми монтировал свой фильм не так нарочито грязно и не пытался выдать "Зловещего мертвеца" за документальное свидетельство реального кошмара, но суть не в этом. В "Ведьме из Блэр", если рассматривать ее только в киноконтексте, нет практически ничего оригинального. И ровным счетом ничего, что объясняло бы фантастические кассовые сборы при затратах, смешных даже по меркам малобюджеток студии Горького.

Как получилось, что "Ведьма" стала национальным хитом?

Дело в том, что продукт, выброшенный на американский рынок компанией Artisan Entertainment, имеет отношение скорее к масс-медиа, чем к кино. Фильм Майрика и Санчеса - всего лишь часть концептуального проекта, стоившего не 40 тысяч, а несколько миллионов долларов. Прочие компоненты масштабной мистификации таковы: сайт в Интернете, демонстрация по ТВ "вещественных доказательств", найденных на месте событий, расклеенные по всей стране портреты трех актеров с надписью "розыск", ознакомление публики с подробностями двухвековых ужасов Беркиттесвилля в "документальном" фильме, комментарии всевозможных экспертов и т.д.

Мы, к сожалению, увидим только то, что остается от грандиозного рекламного пузыря, когда он лопнет - 80-минутную пленку, смонтированную из материалов, которые, согласно мифологии "Ведьмы из Блэр", были обнаружены в лесу спустя год после загадочного исчезновения трех студентов. Правда, в день московской премьеры, 30 сентября, должен открыться русскоязычный сайт, посвященный фильму. Но такого ажиотажа, как в Америке, эти скромные события у нас, надо полагать, не вызовут.

Если "Ведьма из Блэр" вас разочарует, то не потому, что у нас и американцев разные фобии (хотя и это, наверное, немаловажно), но потому, что вы получите товар без упаковки, которая в данном случае важнее содержимого. Лишенный виртуально-мифологического измерения, фильм предстает тем, чем и является на самом деле - небрежной любительской съемкой.

Проект Artisan Entertainment - повод в очередной раз задуматься не столько о природе страха, сколько о размывании границ между реальным и виртуальным. Это, разумеется, не новость. Но чем больше собирает в мировом прокате фильм Майрика и Санчеса, тем меньше сомнений вызывает существование ведьмы из Блэр.

Мне все-таки кажется, что родители Хэзер Донахью волновались не зря.

Премьера фильма "Ведьма из Блэр: курсовая с того света" - 30 сентября в кинотеатре "Кодак-Киномир".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Алексей Мунипов, Популярен, потому что биполярен /29.09/
"Мумий Тролль" выполнил обещанную угрозу: отыграл секретный концерт для друзей и прессы. Зрителей обзвонили за 2 часа до концерта, чтобы сообщить время и место. Новая программа звучит упруго, жестко и "драйвово". На японских гастролях диски разлетались со свистом, девочки подпевали и махали косичками.
Афиша /29.09/
Дебют Владимира Спивакова за пультом плетневского оркестра. Субботнее бдение в к/т "Художественный". Реформированная Матсом Эком "Жизель" в Большом. "Три товарища" и Чулпан Хаматова в "Современнике". Африканские голодающие в лучшем виде.
Ширли МакМырли, Наш (ваш, их, свой) современник /22.09/
На спектакле Николая Рощина "Пчеловоды" оттянется поколение МТV. Но на нем оттянется и поколение Курской дуги, и поколение бульдозерных выставок.
Отсчет писателей /22.09/
Итоги века. В читательском голосовании со счетом 51:35 победил Набоков. Названы также Платонов, Маркес, Кафка, Бычихин и другие авторы. Очередь - за композиторами.
Афиша /22.09/
"Нью-йоркская школа" в Пушкинском музее. Джазовый трубач Рэнди Бреккер. "Мастер и Маргарита" из Франкфурта. Владимир Спиваков и Михаил Плетнев: совместный концерт в знак передачи власти.


предыдущая в начало следующая
Олег Зинцов
Олег
ЗИНЦОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: