Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19990930_kaban.html

Поздно - все равно, что никогда
Ольга Кабанова

Дата публикации:  30 Сентября 1999

Выставку "Нью-йоркская школа" из собрания знаменитого MOMA - нью-йоркского Музея современного искусства - образованная общественность ждала, как праздника. Качественного искусства XX века в нашей стране не увидишь. После Щукина и Морозова никто его не покупал и покупать не собирается. Привозные выставки случаются редко - дорога страховка, да и все для нас нынче дорого. В Москве за последние годы была только одна достойная экспозиция - Магритт, в том же Музее личных коллекций. Здесь же вывесили нынче графику 22-х американских классиков современного искусства.

Без таких выставок чувствуешь себя насильно поселенным в культурную глушь, сосланным в прошлый век.

Выставка получилась на редкость изысканная. Исключительно академическая. Склоняет к вдумчивому рассматриванию. Отражает важнейший и действительно переломный этап развития искусства уходящего века. Стимулирует размышления. Поучает.

Теперь обо всем по порядку.

Термины

Нью-йоркская школа - термин собирательный. Им отмечен один из самых славных периодов американской живописи - конец 40-х - начало 50-х . В это время группа американских художников вышла на мировую арт-арену с собственными лозунгами обновления искусства. Американцы подхватили европейское знамя модернизма, которое изнуренные войной европейцы крепко держать были не в состоянии. Америка, до того не участвовавшая в развитии мирового художественного процесса, вырвалась в его авангард.

Вместо "Нью-йоркская школа" можно говорить "американский абстрактный экспрессионизм", или просто "американская абстрактная живопись". Она наделала в мире много шума (и у нас в стране особенно), обросла поклонниками, ненавистниками (одним из самых рьяных и искренних оказался Никита Хрущев) и последователями.

Абстрактная живопись благополучно существует до сих пор, но из авангарда художественного процесса была молниеносно вытеснена теми же американцами. Она закрыла эзотерические эстетские поиски модернистов и открыла дорогу популистскому поп-арту. Завершила современное искусство (то, которое modern) и зачала современное искусство (которое contemporary).

Впрочем, обо всем этом можно прочитать в любой энциклопедии по искусству ХХ века и массе англоязычных книжек. Беда только, что мало путешествующий мой соотечественник знаком с американским послевоенным искусством только по иллюстрациям. И видя под репродукцией каких-нибудь каракулей Поллока или монохромных прямоугольников Ротко надпись: 2,15 м х 2,87 м, - тщетно силится представить реальный масштаб этих каракулей и цветовых плоскостей, а также силу производимого ими впечатления.

Экспозиция

Джексон Поллок. Без названия. 1950. Образец drip paintingsЕсли вы не помешаны на истории искусства и она не кажется вам занимательней детектива, если вы лишены живого воображения и тяготитесь долгим рассматриванием, то на выставку в Музей личных коллекций ГМИИ им. Пушкина вам идти не стоит. Классики американского абстракционизма брали зрителя грандиозными масштабами и грубыми эффектами. Смотреть их камерную графику, а именно она и выставлена, все равно, что путешествовать в игрушечной лодочке по макету Венеции. Не всем нравится, но в отсутствии оригинала - впечатляет.

Все культовые имена американского абстрактного экспрессионизма на выставке представлены. Есть и Джексон Поллок, и Марк Ротко, и Виллем де Кунинг. Есть абстрактная графика тех, с кем связано дальнейшее развитие американского искусства, отцов поп-арта - Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса. Есть работы художников второго ряда, которые ничуть не хуже работ главных героев. И если вы настроены медитировать над разного рода кляксами, пятнами, подтеками и каракулями, которыми и заполнена вся экспозиция, то выставка вам понравится. Потому что выставленные на ней графические листы либо обворожительно красивы, либо таинственны, либо остроумны, либо зловещи. Я в этом уверена, как уверена в том, что многие уверены, что я лукавлю.

Проблема восприятия абстрактного искусства еще не снята с повестки дня. И многие, посмотрев выставку, со скукой пожмут плечами.

Что же делать, нет привычки, отсутствует навык, да и не очень хотелось...

Впрочем, любознательным поможет каталог, с ученой занудливостью поясняющий, что "к 1947 году Поллок создал свою "капельную" технику (dripping), позволившую подчеркнуть свободу движения, роль случая и значение самого художественного процесса в творчестве", что термин "художники действия" (action painters) введен критиком Харольдом Розенбергом (идеологом школы), что стиль Ларри Риверса часто характеризуют как "реализм жеста" (gestural realism), что Раушенберг "стер" в 1953 году рисунок де Кунинга и это был жест отрицания и попытка создания "призрачного" образа, что в "Юбилее" Джаспер Джонс "использовал экспрессионистскую фактуру, из которой, как двухмерные контрапункты, возникали слова".

Для автора выставки и каталога Магдалены Дабровски, старшего куратора отдела графики MOMA, выставленные работы - предмет изучения, а не оценки. Особенность же российского зрителя, по художественному недовоспитанию - инфантильного, ничего не принимать на веру.

Пусть мир уверен, что это - хорошо и классика, а мы проверим, вдруг - надувательство.

Размышления

Все опубликованные на сегодня (среда, 29 сентября) статьи о выставке носят культуртрегерский характер. Все объясняют, что есть Нью-йоркская школа, что есть американский абстрактный экспрессионизм. И в чем его уроки.

Но тема не вмещается в размер газетной статьи. Приходится слишком много объяснять - ведь не о передвижниках пишем.

Мне, например, поначалу хотелось писать про контекст, в котором возникло великое американское формальное искусство. Про связь художников с Нью-йоркской поэтической школой, про дружбу с Кейджем, про увлечение дзен-буддизмом, Юнгом и восточной каллиграфией. Про то, как помешана была после войны Европа на всем американском (Штаты чтили как страну-освободительницу, которой не пришлось пережить позора фашистской оккупации) и с восторгом встречала все заокеанские новации. Про дух бунтарства, зародившийся после войны и захвативший страну в 60-е. Но успела написать в "Известиях" только о самой выставке, да вспомнила 1959 год, когда в первый и в последний раз страна увидела "абстракционистов". Как стали они символом свободы творчества. Как вошли в легенду.

Кирилл Ильющенко в изящном тексте во "Времени MN" остановился на вторичности американского авангарда, только доведшего до логического конца завоевания авангарда европейского. Но только вскользь упомянул, что поставив огромную точку в истории европейского модернизма, американцы проторили дорогу хеппенингам, акционизму. Что "живопись действия" узаконила для художников действие без всякой живописи.

Екатерина Деготь в "Коммерсанте" развила тему преодоления культурного провинциализма. Американцы с этой задачей после войны справились с блеском, превратив Нью-Йорк в культурную столицу мира. Таковой она и по сей день остается. Понятно, почему эта тема для нас сегодня актуальна. Вернее, должна быть актуальна.

Уроки

Уроки хорошо учить вовремя. Мэтров Нью-йоркской школы должно смотреть в постоянных музейных экспозициях. И каких бы денег их работы ни стоили, а они стоят огромных денег, надо все же их покупать, иначе каждая академическая музейная выставка искусства ХХ века будет вызывать у просвещенной части наших сограждан чувство культурной неполноценности.

Только не говорите, что другим согражданам сегодня не до абстракционизма.