Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19990930_pospel.html

Шостакович победил Набокова
Петр Поспелов

Дата публикации:  30 Сентября 1999

По итогам недельного голосования читатели РЖ назвали крупнейшим композитором XX века Шостаковича. Он собрал 48 голосов. Другой композитор из предложенной нами пары - Стравинский - получил 22 голоса. Читатели, которых предложенная пара не устраивала, назвали своих композиторов. Итоги века, по версии РЖ, таковы:

Дмитрий Шостакович - 48

Игорь Стравинский - 22

Сергей Прокофьев - 10

Альфред Шнитке - 6

Сергей Рахманинов, Арнольд Шенберг, Георгий Свиридов - по 3

Антон Веберн, Джон Леннон/Пол Маккартни - по 2

По 1 голосу получили - Густав Малер и Морис Равель, Пауль Хиндемит и Карл Орф, Джон Кейдж и Карлхайнц Штокхаузен, Оливье Мессиан и Витольд Лютославский, Софья Губайдулина и Тихон Хренников (неплохая пара, правда?), Эндрю Ллойд Уэббер и Майкл Найман, Джон Леннон (уже отдельно от Пола Маккартни) и Боб Марли, Фрэнк Заппа и Роберт Фрипп, Владимир Высоцкий и Сергей Курехин, а также Леонид Агутин.

Некоторые читатели сопроводили свои письма комментариями. Так, Олена написала: "Поскольку Стравинского практически не знаю, то выбираю Шостаковича."

Тут есть о чем подумать: действительно, Стравинского у нас исполняют значительно меньше, чем его конкурента, и даже "Весна священная" (уж больно трудна для оркестров и дирижеров) звучит реже, чем Пятая симфония Шостаковича. Большинство произведений Стравинского, возможно, кажутся музыкантам и слушателям чуть холодноватыми и эстетскими; они апеллируют скорее к культурной традиции, нежели напрямую обращаются к человеческой душе, как это делает музыка Шостаковича. Но разрыв в исполняемости и слушательской популярности между Стравинским и Шостаковичем гораздо больше, чем соотношение 21 к 48. Поэтому (хочется сделать комплимент читателям РЖ) голосование, в общем, отражает мнение продвинутого ценителя музыки.

Аргументируя свой выбор, Павел Казарян написал: "Крупнейший композитор - Оливье Мессиан, а не крупный, но очень хороший - Антон Веберн". Я бы на лету это соображение не поддержал - все-таки в крупности Веберна сомневаться трудно, из него вышел весь послевоенный авангард и понятие "новой музыки". Павел, если хотите, напишите в Дискуссию и развейте Вашу мысль.

В числе читательских вариантов были еще и такие: "Теннант" (если имеется в виду Скотт Теннант, то, насколько мне известно, он классический гитарист и автор самоучителя по гитаре, но не композитор), "Конечно, Бычихин" (кто помнит голосование по писателям, оценит этот ход), "Я" (кто "я"? наверное, голосовал дух Шостаковича) и, в десятке писем, "Илья Овчинников". Кстати, по моей просьбе Илья назвал своих фаворитов: Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Малер.

Кого лично мне не хватает во всем итоговом списке? На мой взгляд, все-таки композиторами XX века были Скрябин, Пуччини и Дебюсси, не говоря уже о Рихарде Штраусе. Я бы еще добавил Чарлза Айвза, которому век обязан открытиями в области ритма, пространства, сочетания стилей и многого другого. Из второй половины века я бы взял Мортона Фелдмана, крайнего радикала среди авангардистов, и Яниса Ксенакиса - одного из немногих живущих композиторов (если не единственного), чья музыка по значительности и мощи не уступает классике прошлых веков. Разумеется, остается еще блестящая галерея имен в области песенно-танцевальной музыки и прочих неакадемических жанров. Наверное, по ним все же стоит голосовать отдельно: в большинстве случаев композицию как таковую трудно выделить из целостного творчества джазмена или рок-музыканта; понятию "композитор" в строгом смысле отвечают те из них, чья музыка, будучи зафиксирована, продолжает свою жизнь в иных исполнениях, нежели авторское, и, более того, неавторские исполнения могут конкурировать с авторским. Кстати, я не уверен, что последнее в должной степени произошло с фортепианной музыкой Рахманинова.

Честно говоря, я думал, что голосовать по композиторам будет значительно меньшее количество читателей РЖ, чем по писателям. Оказалось, ничего подобного: за писателей проголосовал 131 человек, за композиторов - 108 (не считая шуток и ответов, которые почему-то пришли пустыми). Причем по абсолютному количеству голосов Шостакович победил Набокова: 48:41. Спасибо всем, кто голосовал.

Покончив с композиторами, переходим к художникам.

Кто, по Вашему мнению, крупнейший художник XX века?


Пикассо
Малевич