Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19991007_kaban.html

Голосуем глазом
Ольга Кабанова

Дата публикации:  7 Октября 1999

Приятно все же использовать служебное положение для удовлетворения собственного любопытства. Всего в ответ на предложение назвать главного художника ХХ века мы получили 68 писем. Особенно мне понравились гневные, вопрошающие, с какой это стати мы выбрали для голосования пару Малевич - Пикассо.

На это легко ответить. Малевич провозгласил своим "Квадратом" смерть живописи, как ее понимали на протяжении столетий. Пикассо же, наоборот, живописную традицию героически и блистательно продолжил. Но, не уверенная в точности своего выбора, я решила спросить своих коллег и других компетентных лиц, какую пару художников предложили бы для голосования они. Все отвечали подумав.

Доктор искусствоведения Глеб Геннадьевич Поспелов мой выбор одобрил. "Хорошая пара, - сказал он. - Малевич имел решительность объявить смерть искусства, а Пикассо - жизнь. Пикассо - художник удивительного художественного качества. А Малевич это качество отрицал".

Мой соавтор по ведению рубрики Петр Поспелов предложил пару Малевич - Уорхол. Ведь Уорхол, по его справедливому замечанию, поженил изобразительное искусство с массовой культурой - и это принципиально новый подход. На это, конечно, можно заметить, что все новое было придумано в начале века классиками европейского авангарда, и американцы во второй половине века только воспользовались европейскими открытиями. Но обозреватель "Независимой газеты" Михаил Сидлин поддержал как раз Петра Поспелова. "Обязательно должен быть Уорхол, - сказал Миша, - ведь он работал не только с массовой культурой, но и со СМИ..." Обозреватель "Коммерсанта" академичный Михаил Боде решил, что правильнее поставить Малевича и Кандинского, как двух отцов-основателей господствующих в ХХ веке тенденций - концептуальной и собственно живописной, абстрактной. Строгая Екатерина Деготь назвала Малевича и Дюшана - как двух провозвестников концептуализма, русской и западной его версий. Но засомневалась, знает ли читатель РЖ Дюшана.

Зря сомневалась, Дюшан был в нашем подсчете замечен. Так же как количество голосов, поданных за Малевича, это свидетельствует о чувстве исторической справедливости, управлявшем читателями при голосовании.

Но были и те, кто руководствовался просто чувствами. "Великий художник и герой современности - это ребенок. Те художники, которые смогли сохранить непосредственность и нештампованность взгляда детей, - те прославились в 20 веке. Работы и Малевича, и Пикассо - это обращение и возврат к искусству первобытному, к истокам, поэтому их искусство не новое - а хорошо забытое старое. Не знаю - эти художники дают очень много уму - и совсем ничего чувству, а искусство по природе своей чувственно, и я никому не отдаю свое предпочтение", - написала Светлана Пашкова.

Кира Иванова категорична: "По мне, так Кандинский с его сказочной палитрой за пояс заткнул Малевича. Да и Пикассо тоже. Такого сочетания красок, по-моему, не было ни у кого. Кстати, Пикассо в качестве гранда еще можно представить. Но почему Вы выбрали как альтернативу ему Малевича? Миру он известен все же как автор одной картины... Почему не Шагал, не Шемякин, в конце концов? Нет, Кандинский и еще раз Кандинский".

Почему Малевич, я пояснила. Хотя признаю право читателя воскликнуть: "Лучший - Магритт. Предложенный же Малевич - это Хиросима в искусстве 20 века". Оно и верно, поскольку ХХ век - это Хиросима.

Появление в списке Магритта и других сюрреалистов (10 Дали) тоже закономерно, хотя до Босха им далеко. Но соединение интеллектуальной приманки и традиционной живописи (Магритт, правда, утверждал, что надо писать плохо, чтобы живописные эффекты не отвлекали от содержания) - то, что надо для современного зрителя. Недаром сюрреалисты так востребованы массовой культурой - что ни обложка книжки или компакт-диска, что ни реклама - то сюр. Еще были отмечены Ван Гог (все же не ХХ век), Матисс, Шагал, Пауль Клее, Пиросмани, Анри Руссо, Филонов, Модильяни, Миро, Сикейрос, Георгий Георгиевич Нисский (комментарий в письме - вроде хочу и люблю), Глазунов, Шагин ("митьки").

Спасибо всем откликнувшимся. Напоследок признаюсь, что люблю Малевича так, как кто-то любит Кандинского - чувственно.

Покончив с художниками, переходим к кинорежиссерам:

Кто, по Вашему мнению, крупнейший кинорежиссер XX века?


Эйзенштейн
Феллини