Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Московская афиша, 7 - 15 октября
Дата публикации:  7 Октября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Одно из безусловных событий предстоящей РЖ-недели - концерт (8 октября, Большой зал консерватории) Берлинского филармонического оркестра под управлением Клаудио Аббадо. Концерты оркестров подобного уровня у нас бывают изредка возможны только благодаря исключительным обстоятельствам. На этот раз Германия, в связи с 50-летием образования ФРГ, решила поблагодарить бывших союзников, против нее воевавших, за установление демократии в счастливо побежденной стране - и по этому поводу засылает свой лучший оркестр сыграть концерты в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Москве. Берлинцы исполнят новое заказное произведение Вольфганга Рима (поставангардист номер один в Германии) "На двойной глубине", Четвертую симфонию Бетховена и знаменитую Девятую симфонию Дворжака, имеющую подзаголовок "Из нового света". 66-летний Клаудио Аббадо, в 1989 году выбранный оркестром себе в шефы после смерти Караяна, в этом сезоне заканчивает свою дирижерскую карьеру. Мое отношение к Аббадо двойственное - в записях он превосходен; живьем же я слышал его с Berliner Philarmoniker дважды, раз в Берлине, раз в Петербурге. В обоих случаях это была всего лишь качественная игра безо всяких откровений. А в финале Седьмой симфонии Бетховена, которую они играли в Мариинском театре, группа первых скрипок (и на репетиции, и на концерте) вообще играла разными штрихами - как такое могло произойти в оркестре, далеком от любительского уровня? Так что Берлинский филармонический произвел на меня впечатление оркестра, конечно, классного, но профсоюзного и закормленного, а Аббадо был слишком улыбчив, благополучен и равнодушен. Но, конечно, на предстоящем московском концерте все может быть совсем иначе.

Другой внушающий надежды концерт состоится в том же Большом зале консерватории 11 октября. Плетневский оркестр, который теперь спиваковский, а точно говоря - Российский национальный, сыграет ни с тем и ни с другим маэстро, а с отличным шведским дирижером Пааво Берглундом. Его в оркестре любят, ценят и называют "дедом". Год назад "дед" чудесно аккомпанировал Ростроповичу и дирижировал Сибелиусом. На этот раз опять прозвучит Сибелиус (Четвертая), а также Скрипичный концерт Бетховена с солисткой Хидеко Удагавой.

Последний год в России на глазах набирает силу движение современной хореографии. Основные бдения недели - Первый европейский фестиваль современного танца. Каждый день, с 7-го по 18-е, спектакли будут идти на сценах Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, театра Моссовета (основная сцена и маленькая сцена "Под крышей"), в Российском Акад. Молодежном театре на Театральной площади и в театре имени Ермоловой. Фестиваль проводят сообща культурные центры и посольства Германии, Франции, Британии, Бельгии и Нидерландов. Из этих стран приедут труппы и хореографы. Наряду с ними выступят наши, причем со всей России. Такого масштаба хореографической акции у нас еще не было.

7 - "Рай". Жозе Монтальво, Франция. Станиславского, 19 часов.

8 - "Уцененные товары". Спектакль ставится прямо во время фестиваля, в этот день - первый этап работы. Мэг Стюарт, Германия. Станиславского, 15 часов.

9 - "Открытое небо". Аманда Миллер, Германия. Станиславского, 19 часов.

10 - "Она была и есть, даже так". Ян Фабр, Бельгия. "Под крышей", 19 часов.

11 - "То самое почетное место". Ян Фабр, Бельгия. РАМТ, 19 часов.

(Кроме того, Ян Фабр собирается провести видеоперформанс, в котором заснял самого себя вместе с Ильей Кабаковым. С этим проектом он обрушился организаторам как снег на голову: сейчас срочно выясняется, где и когда это будет, как достать четыре монитора, четыре видеомагнитофона и необходимые метры проводов.)

12 - "Уцененные товары". Второй этап. Станиславского, 15 часов.

13 - Гала-концерт "Русский вечер". Вся современная русская хореография: Москва, Петербург, Елец, Пермь, Челябинск, Екатеринбург - каждому городу по 15 минут. Основная сцена театра Моссовета, 19 часов.

14 - "Красный бег", "Монтаж", "Внезапный выход". Ричард Олстон, Британия. Станиславского, 19 часов.

15 - "Уцененные товары". Третий и заключительный этап. Станиславского, 15 часов.

16 - "Экстра драй". Эмио Греко, Голландия. "Под крышей", 19 часов.

16 - Открытая репетиция Иржи Килиана с труппой NDT-3, Голландия. Ермоловой, 19 часов.

16 - "Экстра драй". "Под крышей", 19 часов.

12, 13 и 14 октября в Большом театре выступит еще одна труппа, привозящая современную хореографию. Не такой знаменитый, как "Куулберг балет" (его "Жизель" в постановке Матса Эка в последний раз показывается на сцене Большого 7 октября), Миланский балет привозит постановку "Танго... Роза для Хорхе Донна" (посвященную умершему от СПИДа протагонисту Мориса Бежара), в хореографии Дени Ганьо.

Между прочим, если кто-то не видел "Золотого петушка" Римского-Корсакова у Дмитрия Бертмана в "Геликон-опере", советую сходить. Работа грубая, вырви глаз, но качественная и местами уморительная: представьте себе сцену из оперы, живописующую встречающих рейсы в "Шереметьево-2" с соответствующим контингентом. Если попадете на Татьяну Куинджи в роли Шемаханской царицы (естественно, она содержит бордель), то уже не зря потратите время, а критик Алексей Парин говорит, что Марина Андреева в этой роли еще в сто раз лучше. 16 и 17 октября.

На премьеру "Шелковой лестницы" Россини в камерный театр Покровского (8 и 10 октября) я уже сходил и ходить не советую: поберегите уши.

А 15 октября в "Новой опере" Евгения Колобова впервые в этом сезоне пройдет "Травиата" Верди в постановке Аллы Сигаловой. Я еще не видел, а мнения самые разные - похоже, все-таки склоняются в плюс. Интересно уже то, что постановщик-балетмейстер подробно развела даже весь хор, поставив каждому солисту персональную роль и имея на каждого хориста дублера.

Честно говоря, сам я разрываюсь: дело в том, что 15-го же сентября в Большом зале консерватории будет выступать хор имени Баха из Марбурга вместе с Академией старинной музыки Татьяны Гринденко - нашим лучшим аутентичным ансамблем. Они исполнят "Страсти по Иоанну" Баха. Дирижер - Вольфганг Венерт. Организовано все немцами и называется "Марбург в Москве". Никакого Пастернака, которого, в противном случае и в худших традициях Большого зала консерватории, читал бы Михаил Козаков.

В Пушкинском музее (точнее, в музее личных коллекций) продолжает висеть графика "Нью-Йоркской школы" - Джексон Поллок, Ротко, Раушенберг, Джасперс Джонс и др.

А в Третьяковской галерее (в Лаврушинском) открылась выставка "Шедевры из парижского наследия" Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Представлена живопись (потом будет и графика).

Из театральных премьер знатоки заранее отдают предпочтение "Черному монаху". МТЮЗ, режиссер - Кама Гинкас. С участием Сергея Маковецкого. 6, 7, 8, 9 октября.

И наконец - кино. На этот раз сугубо американское. С 14-го в Американском доме кино, с 15-го - в "Стреле", "Пушкинском" и "Ударнике" стартует московская премьера фильма "Матрица". Продюсер - Джоэл Сильвер, специалист по кассовым боевикам, работавший также с братьями Коэнами. Режиссеры - некие братья Ванчовские. В главных ролях - Кеану Ривз и фотомодель Кэри-Энн Мосс. Сюжет загадочен и фантастичен, в числе интеллектуальных источников - Бодрийяр, Льюис Кэрролл, Юнг, Уильям Гибсон, Джеймс Джойс.

Что касается меня, то я включу в свою личную культурную афишу еще и "матч века" Россия-Украина (9 сентября в Лужниках и по телевизору).

Приятных впечатлений!


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Анна Кузнецова, Мужчина и женщина двести лет назад /07.10/
Французский театр "Нантер-Амандье" показал в России комедию Мариво "Игра любви и случая". Господа и слуги менялись одеждой, драматург пророчил Великую революцию, субретка немногим уступала госпоже, а лакей был похож на Гамлета.
Борис Филановский, Польза Баха, тщета второсорта /07.10/
Трурлю и Клапауцию удалось создать на Втором петербургском фестивале старинной музыки аутентичного демона второго сорта. Теперь понятно, за что мы любим Баха? За то, что его нет.
Петр Поспелов, Обзор бумажной прессы /08.10/
Курсив не мой. Новое немецкое кино в "Художественном". Владимир Спиваков, Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр ("игра начинающей пианистки на школьном экзамене"?). "Три товарища" Ремарка в постановке Галины Волчек ("большой стиль постперестроечной России").
Ольга Кабанова, Голосуем глазом /07.10/
Итоги века. Пикассо опередил Малевича - 22:13. Результаты читательского голосования утвердили победу гуманизма над концептуализмом. С живописью никто не прощается.
Ольга Кабанова, Поздно - все равно, что никогда /30.09/
Графика классиков Нью-йоркской школы на выставке в Москве: американцы подхватили знамя европейского модернизма, которое изнуренные войной европейцы крепко держать были не в состоянии.


предыдущая в начало следующая
Петр Поспелов
Петр
ПОСПЕЛОВ
Музыкальный критик

Поиск
 
 искать:

архив колонки: