Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19991013_romer.html

Скандалы и жизнь
Федор Ромер

Дата публикации:  13 Октября 1999

Итак, с начала художественного сезона, маркированного апокалиптическими цифрами 1999-2000, прошел месяц (даже чуть побольше). И пока никаких следов апокалиптики, к счастью, не наблюдается. Однако не наблюдается и требуемого логикой обратного - всеобщего пышного расцвета. Несмотря на то, что музеи (Третьяковка и ГМИИ им. Пушкина) уже показали по одной-две приличных выставки, а все положенные галереи провели по одному-двум шумливым вернисажам. Просто цветение измеряется не количественно, а качественно - коллективным эмоциональным настроем, так сказать. А эстетических эмоций нет никаких, не говоря уж о сильных. Рутина, знаете ли, и инерция.

Заменить отсутствующие сильные эстетические впечатления их социально-политическими суррогатами призваны, как известно, скандалы. С этим как раз все в порядке.

Первым, уже стародавним, открывался теплый сентябрь 99-го. Московская художественная общественность в преддверии и во время празднования дня своего любимого города оказалась поделена на покладистых "лужковцев" и задиристых "кириенковцев" благодаря фестивалю "Неофициальная Москва", инспирированному Маратом Гельманом. Тогда часть передовых галерей ("Айдан", XL, "TV Галерея") и примкнувший к ним Институт современного искусства солидаризировались с официальными торжествами под водительством мэра, однако, боюсь, этого расчетливого (кто-то из московского начальства обещал кому-то из галеристов большие и красивые помещения) коллаборационизма не заметили ни мэр, ни пресса. Первый вообще есть образец самодостаточности. Вторая, хоть и поругиваясь, пыталась все-таки отследить каждый гельмановско-кириенковский чих, чтобы затем с удовлетворением сообщить, что "ничего особенного нам не показали". В общем, ничего особенного художники действительно не показали - просто вот так, полускандально и громко, через апелляцию к премьеру-отставнику заявили о собственном существовании. Правда, чтобы уже через неделю оказаться опять благополучно забытыми.

Не то художники русского авангарда, заслуженно почитаемые и постоянно поминаемые. Однако и они в своем посмертном существовании не застрахованы от скандалов, имеющих косвенное отношение к собственно искусству. Именно с выставкой Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, неделю назад открывшейся в Третьяковке, связан второй скандал месяца.

Приключился он по совсем "гельмановской" причине - опять "ничего особенного нам не показали". "Шедевры из парижского наследия" (так называется выставка в ГТГ), отошедшие России по завещанию второй жены Ларионова г-жи Томилиной, десять лет мурыжили в запасниках - поскольку картины вывезли из Франции практически нелегально, подобающие налоги не заплатили, какую-то часть коллекции в знак компенсации пришлось возвращать французам и т.д. - и тем самым подогревали интерес. Наконец Третьяковка помпезно, с закрытым VIP-вернисажем, с проникновенной речью Лужкова и большой жратвой, с солидным цветным каталогом показала Ларионова с Гончаровой. И что же? Великий русский художник Ларионов выглядит совсем уж никаким - подбор, как говорится, непрезентабельный. Без лучших его работ "лучистского" периода. Гончаровой повезло больше, но представлена она не только значительными, но и массой случайных, проходных работ. И вот продвинутая пресса уже начинает расследование - что же все-таки забрали взад въедливые французы? Что тихой сапой прикарманил один швейцарский искусствовед, в последние годы жизни Томилиной работавший ее душеприказчиком? Интересно, сенсационно, скандально. А главное, этот все нарастающий шум повышает ставки неказистой, в сущности, третьяковской выставки.

Читатель готов уж, вероятно, спросить, где же, собственно, само искусство, которое действительно интересно и полезно смотреть. Как ни странно, в провинции. Не в том смысле, что провинциальные художники наконец поголовно превратились в ларионовых-гончаровых. Просто региональные спецпремьеры устраивают не только "Сибирскому цирюльнику", но и концептуальным столичным арт-проектам.

Например, ваш покорный слуга только что вернулся с такой "спецпремьеры" в городе К. на реке Е., как любит выражаться писатель Евгений Попов. В Красноярске заведующий печально знаменитой по причине своей неприкаянности Государственной коллекцией современного искусства при музее "Царицыно" Андрей Ерофеев вместе с арт-критиком Евгенией Кикодзе показывает выставку "Звезда МГ", посвященную искусству 90-х и специально подготовленную для провинциальных городов России, а также г. Парижа. Вот так, дорога на Елисейские поля ныне проходит через Красноярск.

Проект "Звезда МГ" (50 художников, 170 работ, четкая, продуманная экспозиция, международная конференция, сопровождающая открытие) важен как редкостный самоценный феномен, как чисто искусство. Ерофеев предлагает рассматривать наш арт-мир 90-х с точки зрения творчества концептуалистской группы Инспекция "Медицинская Герменевтика" (она и есть МГ) - тезис для специалистов небесспорный, но интересный. Что называется, будем обсуждать. Красноярскому же, менее искушенному зрителю предлагается поверить тезису на слово и разглядывать выставку действительно современного искусства того качества, что нечасто увидишь и в Москве.

Однако ж акт незаинтересованного созерцания грозил накрыться. "Звезду МГ" готовили к III Красноярской музейной биеннале, но в Музее на Стрелке, где она проходила, уже не хватало места для солидной экспозиции, и проект отправили в местный художественный музей. Музей заартачился, искренно ненавидя современное искусство, так что выставку пришлось все-таки перенести на Стрелку. Но уже после закрытия биеннале.

Красноярским художественным м┘ музейщикам хочется сказать следующее: верной дорогой идете, товарищи! Московской. Нам ведь искусство без хорошенького скандала ну уж совсем не в кайф.