Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19991027_bozhko.html

Американский призрак в суперзвучании
Ольга Божко

Дата публикации:  27 Октября 1999

Кинотеатр "Горизонт" открылся 20 октября. Свежая краска уже не пачкала, но еще липла. Неделю назад на стенах не было штукатурки, а в зале - удобных раскачивающихся кресел. Изюминка кинотеатра - система dolby digital surround ex, позволяющая демонстрировать фильмы с совершенным звуком.

Открылся cinema-palace премьерой от киностудии Спилберга - ужастиком "Призрак дома на холме" режиссера Яна де Бонта. Автор легендарной "Скорости" сделал римейк одноименного фильма, снятого в 1963 Робертом Уайзом по готическому роману Ширли Джексон.

"Призрак дома на холме" - первый после "Эпизода-1" фильм с уникальной семиканальной звуковой системой, называемой Лукас Скайуокер. На открытие привезли копию со всеми семью отдельными каналами. По мнению звукооператора Гэри Ридстрома, "странный бестелесный звук, который невозможно привязать ни к одному объекту - самый устрашающий эффект". Вообще-то странный звук с устрашающим эффектом можно услышать в любом старом кинотеатре, и чем дальше от Москвы, тем страннее.

И все-таки... Случалось ли вам ночью вставать в дальней комнате и идти через темный коридор на кухню? Бояться зеленого лица за дверью? Или черной руки из раковины? В фильме ничего этого нет. В самых страшных местах зрители смеялись. Дом пугал только съемочную группу и актеров. Лили Тейлор во время съемок испытывала удушье, впечатлительный Лайам Нисан ("Список Шиндлера") пережил шок в одном из эпизодов. Вероятно, их подводило воображение. Дом с привидениями стал классикой хоррора, наводнил кинематограф своими призраками и не собирается сдавать позиции.

Америка, конечно, не Европа с ее средневековыми замками, но тоже не без истории. Построенный в прошлом веке дом на холме - эклектичная архитектурная головоломка, сплетенная из мотивов марокканского, индийского, готического, неоклассического, барочного и романского стилей. Особняк становится местом разборок между призраком хозяина, душами загубленных им детей и простой американской девушкой в белом, вставшей на защиту невинных и угнетенных. Мистический пафос, впрочем, не философского, а социального свойства, но спишем это на специфику архитектуры и американские ценности.

Фильм политкорректен: слабая женщина побеждает белого мужчину. Фильм туп - финал ясен с самого начала. Фильм безупречен - тупость выдерживается до самого конца. Фильм красив: струится бордовый бархат, изысканные кружева портьер колышутся под музыку Джерри Голдсмита, каменные химеры выразительно вертят головами, а монстр весь в клубах спецэффектов и компьютерной пыли, - должно, то есть, впечатлять. И звук - устанешь каналы считать.

Собственно сюжет. Университетский доктор изучает формирование массовых психозов - набирает себе внушаемых пациентов с бессонницей и под предлогом борьбы за приятные сновидения поселяется с ними в доме. Все в восторге, за участие в исследовании, между прочим, платят 900 американских у.е. Бардак возникает в первую же ночь, доктор фиксирует нюансы психоза на диктофон. Психоз крепчает, начинаются травмы, доктор прекращает эксперимент, раскалывается, американская общественность в лице пациента разоблачает яйцеголового - тихое торжество антиинтеллектуального архетипа, торжество зала на экране, другими словами. Но психоз все равно крепчает, и из дома не выбраться.

На сцену выходит монстр - хозяин дома без лица, встречающий гостей с огромной картины над лестницей (привет, Уайльд). Его человеческое лицо - вылитый Чикатило - мы видим на старых фотографиях. Он тогда держал свою потогонную лавочку и наживал неправедные миллионы, - исключительно затем, чтобы построить на холме дом и наполнить его детскими воплями. У богатых, конечно, свои причуды, но с тех самых пор этот негодяй не отпустил души невинно убиенных куда положено. Утомленная судьбой и бессонницей героиня встает на защиту ребятишек. Детей мучил, извращенец? В ад, я сказала! Чудовище, конечно, может и ее съесть, но, порычав и похулиганив, отправляется в указанном направлении. Happy end.

Ленту, скорее всего, ожидает кассовый успех: задумавшиеся о потустороннем домохозяйки за полтора часа удовлетворят свою метафизическую тоску чистым, как белые одежды героини, и безболезненным способом.

Зато кинотеатр хороший.