Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
А в это время в Париже┘
Дата публикации:  5 Ноября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
Совместный проект владельца FNAC и модного театрального режиссера -"1940-1945. Де Голль говорит нет"

1 октября на сцене театра "Пале-Рояль" состоялась необычная премьера. Хотя спектакль полностью соответствовал театральным постановочным канонам, воспринимался он скорее как арт-проект. Фигура де Голля - священна для каждого француза, но театральных постановок о нем никогда не было. В Голливуде, правда, снимали о генерале исторические драмы и документальные фильмы, но они не вызвали интереса у французских зрителей. Сюжета как такового у спектакля нет, так как в основу положены реальные события Второй мировой войны, на фоне которых де Голль предстает национальным героем, коим он, собственно, и является.

Бюджет проекта составляет 40 миллионов франков, а для его создания были задействованы 300 декораторов и более 200 человек массовки. На главную роль был приглашен известный французский актер Жак Буде. Для достоверного изображения исторических событий были специально приглашены два крупных специалиста по современной истории. Премьера проходила на сцене знаменитого театра "Пале-Рояль" в чрезвычайно торжественной обстановке. Мысль о создании спектакля родилась у режиссера Робера Оссейна. Деньги на реализацию его идеи нашел Франсуа Пино, известный во всем мире владелец концерна FNAC (ярмарки современного искусства), человек безмерно любящий современное искусство и спонсирующий любые его проявления. Поддерживать театр ему еще не приходилось.

Спектакль, задуманный Оссейном, не стал бы таким значительным событием для Франции и французов, не будь он так профессионально и технически продуман. Величина и помпезность сцены "Пале-Рояль" - тоже явления неслучайные. Изображение на маленькой сцене такой личности, как де Голль, не вызвало бы реакции ни у критиков, ни у зрителей. Большому кораблю - большое плавание. "При создании этого спектакля мною двигали три основные идеи. В первую очередь меня волновало как режиссера, почему такая личность, как де Голь, не находила раньше отражения на сцене. Поставить спектакль именно на французской сцене меня толкало сознание всей важности этой фигуры для французов. И, в-третьих, меня интересовало, смогу ли я, уроженец Самарканда с украинскими корнями, эту мощную национальную идею воплотить", - сказал режиссер в своем интервью журналу "Пари-Матч". Напоминание о происхождении можно считать кокетством: Оссейн для всего мира давно француз.


Звезды мюзик-холла и феерический балет в музее Орсэ

12 апреля 1839 года Жозеф Оле, основатель кабаре "Мулен Руж", открыл на бульваре Капуцинов мюзик-холл "Олимпия". Долгое время это место было прибежищем веселых компаний - только там можно было послушать известных шансонье и увидеть самые модные шоу Парижа, дополняя удовольствие сравнительно недорогой выпивкой. "Олимпии" давно уже нет, но остались многочисленные красочные афиши, выставка которых и проходит сейчас в парижском музее Орсэ. На выставке можно увидеть не только старые афиши с портретами звезд модных парижских шоу того времени, но и макеты декораций, программки и архитектурные проекты старой "Олимпии". В том же зале проходят показы фильмов братьев Люмьер, которые бывшие звезды варьете, не знакомые с искусством кинематографа, смотрят с некоторым недоумением. С еще большим недоумением безмолвные зрители восхищаются искусством современного балета, представления которого проходят раз в неделю в том же зале. Думается, что, несмотря на чрезвычайное разнообразие эстрадных шоу конца XIX века, феерический балет, дополненный современной электронной музыкой и освещенный лазером, зрителям и актерам того времени даже не снился.


Кензо уходит из высокой моды

Неделя высокой моды, проходившая в Париже с 4 по 11 октября, помимо большого количества показов маститых кутюрье и молодых модельеров была ознаменована заявлением Кензо об уходе из высокой моды. Проводы Кензо были торжественны и сопровождались праздником в Концерт-холле при большом скоплении народа. В ночь с 7 на 8 октября состоялся показ всех коллекций мужской и женской одежды за 30 лет жизни мастера в высокой моде. В конце были представлены богатые коллекции кимоно, каждая из которых завершала показы мастера в течение 60 сезонов. Кензо в своих работах никогда не ограничивался только японскими мотивами, и при показе всех коллекций одновременно стали особенно видны китайские, африканские и восточноевропейские элементы. В каждой коллекции просматривались мотивы парижской моды 60-х годов, Довиля всех времен и Англии 30-х. Среди 2500 гостей были и старые друзья дизайнера - Наоми Кэмпбел и Пэт Кливленд, - и многие его любимые модели, а также коллеги: Соня Рикель, Ив Сен Лоран и другие известные модельеры. На следующий день все СМИ пестрели восторженными отзывами о празднике. Кензо был единодушно признан самым независимым дизайнером тысячелетия. Кроме того, все решили, что своим уходом в 61 год он еще раз покорил Париж, как и 30 лет назад.


Техно-парад в Париже

С прошлого года в Париже проходит техно-парад. По своему содержанию он похож на знаменитый берлинский love parade и - в плане музыки - ничем ему не уступает. Организованный лейблом Techno pole, он проходил 18 сентября и на целый день вывел Париж, да и всю Европу, из состояния равновесия. Акция получилась действительно глобальная. Со всего мира съехалось более 30 Dgs и коллективов, несущих техно-культуру в массы. Среди них был и известный английский Dg Карл Кокс. Праздник начался в восточном районе Парижа, закончился же у площади Бастилии. В течение суток толпа из 250 000 человек танцевала на французских улицах, в переулках, на площадях, в клубах, в собственных квартирах и на балконах. На фестивале были люди со всей Европы, и все музыкальные каналы во всех странах транслировали программу фестиваля. Разумеется, раскованнее всех чувствовали себя немцы, которым к подобным феериям и привыкать не надо. Но французы им не уступали - такого количества молодых людей Париж не видел давно. Помимо главного действия на танцполах, музыка звучала во всех клубах города. А те, кто не попал в Париж по каким-то причинам, мог наблюдать за всем происходящим по Интернету, где в тот же вечер состоялась премьера клипа Chemical brothers "Out of control". Судя по количеству народа, учредители фестиваля вполне могут рассчитывать, что на следующий год зрителей только прибавится. Выросло и количество гостей, гораздо больше лейблов выразило желание принять участие в фестивале. Так что неслучайно устроители рассчитывают расширить этот проект в будущем году.


Самые кассовые фильмы Франции за последнюю неделю

Надо сказать, что в выборе фильмов французы неоригинальны. Смотрят то же, что и все. Что и мы, кстати. Абсолютным лидером, как и предполагалось, стал новый фильм Джорджа Лукаса "Звездные войны", эпизод I "Cкрытая угроза". В течение пяти премьерных показов (премьера состоялась 7 октября) залы были переполнены даже на ночных сеансах. Межгалактическая баталия собрала у экранов максимальное число зрителей. Такого аншлага парижские кинотеатры не видели уже давно. На видео этот фильм тоже имеет успех. В первый день выхода фильма в прокат только в Париже продалось 2478 видеокассет. Вторым популярным фильмом стала последняя работа великого Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза". Имя знаменитого режиссера плюс звездная пара Николь Кидман и Том Круз в главных ролях - ошеломляющий успех.


Психологическая драма как черная комедия - "Mauvases frequentations", Жан Пьер Амери, Universal Pictures France.

Премьера состоялась 20 октября в среду. Зрители приняли фильм тепло - французы любят все французское. Реакция же критики была неоднозначной. Фильм рассказывает историю девочки-подростка, зажатой и неуверенной в себе настолько, что это делает невозможным ее общение со сверстниками и мешает отношениям с молодыми людьми. Друзья смеются над ее фантазиями, друг под влиянием одноклассников бросает ее. Казалось бы, старо как мир. Но подростковые проблемы Дельфин, героини фильма, представлены не как проблемы возрастные или психологические, а скорее личностные. Амери показывает недостатки девочки и ее родителей и смеется над ними. Таким образом, получается не психологическая драма, а скорее черная комедия, в которой столь легкомысленное обсуждение сложных проблем действительно может показаться неадекватным.

Критика сочла нелогичным подобный подход к заурядным подростковым проблемам и оценила этот фильм довольно низко, посчитав его еще и компиляцией двух короткометражек Жана Есташа - "С острова Робинзона" и "Дед Мороз с голубыми глазами".

Странное решение, если учесть, что тенденция высмеивать не самое смешное сейчас популярна, да и к тому же, почему бы не дать возможность режиссеру пойти по простому пути - хорошую психологическую драму снять довольно сложно, черную комедию значительно проще.


Белые полотна Роберта Римана. Студия 7, Париж, Улица Лиль (с 23 октября по 20 ноября)

Американский художник Роберт Риман, чья выставка проходит сейчас в Париже, родился в 1930 году в Нэшвилле и начал свою карьеру с выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1952 году. Его полотна удивляют не только многообразием выраженного в белом цвете, преобладающем в его творчестве, но и доказывают, что место, где они выставляются, играет далеко не последнюю роль. Роберт Риман готовил и оформлял эту выставку в студии 7 один. Минимальность и аскетичность белых полотен разбавлена асимметричными инсталляциями из дерева, металла и пластика.

С самого начала творчества Римана белый цвет в его картинах преобладал. Нередко другие цвета на его полотнах отсутствуют вовсе. Редкий мазок может быть как очень ярким, так и практически незаметным, он лишь подчеркивает своим появлением полноту и глубину белого цвета. В результате его картины, как и полотна Марка Ротко, с которым его часто сравнивают, вряд ли станут для потомков живописным воплощением исторических событий. Они не отражают историю, не судят о ней, но, как оказалось, - нередко в ней участвуют. В Америке в течение долгого времени, почти 30 лет, группа художников вела борьбу против войны во Вьетнаме и собирала деньги, чтобы организовать выставку в поддержку этого движения. Выставка состоялась в октябре 1968 года. Среди прочих в ней участвовал Риман. Закончилась она за неделю до выборов, на которых Ричард Никсон был избран президентом США.


Музыка. Танцующий город. Фестиваль хип-хопа (с 27 октября по 14 ноября)

Фестиваль "La Villete" проходит в Париже уже третий год и собирает всех молодых любителей хип-хопа со всего города. В фестивале участвует порядка десяти молодых команд, и среди них "Запрещенная зона"/"Zone Interdit", район Па де Кале. Эта команда - самая молодая. В ней 15 танцоров в возрасте от десяти до четырнадцати лет. Они представляют интересную форму хип-хопа, дополненную сложными акробатическими трюками. Самая маленькая участница коллектива, восьмилетняя Фелла, относится к своей деятельности очень серьезно: "Я танцую сразу в двух командах "Zone Interdit" и "Culture Hip-hop-2". Тренировки и репетиции занимают у меня много времени, но мне нравится то, что я делаю". И такой график почти у всех участников фестиваля. Четырнадцатилетнему танцору другой команды стоило больших усилий уговорить родителей возить его каждую неделю на репетиции в другой район, затрачивая больше часа на дорогу.

Перед началом составляется четкая программа фестиваля, к которой готовятся все команды-участники. Устроители относятся к происходящему очень серьезно и видят свою задачу в распространении уличных танцев наравне с уже популярным уличным баскетболом и соревнованиями скейтеров и роллеров. Еще до организации подобного фестиваля, в начале 80-х, хип-хоп был популярен среди французских подростков Иль де Франс и района Рон Альп на севере Парижа. Постепенно он распространился по парижским клубам, где танцоры шлифовали свое мастерство и обменивались кассетами из Америки, родины хип-хопа, по которым они и учились танцевать. Так со временем образовались команды, которые и примут участие в фестивале.


Знаменитый герой комиксов и мультфильмов родился 29 октября 1959 года

Бесстрашный Астерикс, любимый герой комиксов и мультфильмов многих поколений во всем мире, отпразднует свой сороковой день рождения 29 октября. Маленький худой Астерикс, несмотря на непрезентабельную внешность, является олицетворением французской хитрости и находчивости. Появился он в журнале "Пилот"/"Pilote" сначала один - Обеликса придумали чуть позже, в октябре 1959 года. Этот журнал для детей вырос вместе со своими первыми читателями и лет через тридцать превратился в серьезное аналитическое издание. Но еще в конце 50-х редактор Жан-Мишель Шарлие вместе со сценаристом Рене Гоцини и художником Альбертом Удерцо придумали Астерикса и первую серию комиксов с его участием. Сначала они хотели изобразить "Роман о лисе", но потом решили, что персонаж должен быть историческим, а не сказочным, и лучше всего галлом. Чтобы не загружать комикс реальными историческими именами, авторы дали всем галльским именам и названиям окончание "ix", всем латинским "um", а всем готским "us". Была придумана галльская деревня, ее добродушные, чуть нелепые обитатели. По контрасту изображалась Римская империя - оплот жестокости и несправедливости. Первый выход комиксов на страницах журнала "Пилот" принес ему громадный успех √ такой, какой неизменно сопутствовал его героям. Почти сразу после этого начал выходить мультфильм, который по популярности обогнал даже знаменитого Тантена.

Спустя несколько лет комиксы про Астерикса стали выходить отдельными изданиями. Первый, "Галл-Астерикс", вышел тиражом 6000 экземпляров в 1961 году. Тираж второго издания - "Золотой Серп" - 20 тысяч, третьего - 40 и так далее. Один из последних выпусков 1996 года был напечатан восьмимиллионным тиражом, три миллиона экземпляров вышли во Франции. В общей сложности тираж Астерикса составляет 250 миллионов проданных комиксов. Приключения Астерикса переведены на 40 иностранных языков, в том числе и на латынь. Вся информация - с сайта www.lemonde.fr. Этот сайт является электронной версией французской газеты Le Monde. На нем вы можете найти наиболее полную информацию о событиях во Франции.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Ольга Кабанова, Нежная Одри Хепберн - идеал женщины ХХ века /04.11/
Снежная королева Грето Гарбо и сексапильная простушка Мэрилин Монро получили почти равное количество голосов. Зато богатая содержанием матрешка вырвала победу у заморской пустышки Барби.
Михаил Визель, "А" как "Алиса" /04.11/
Гастроли римского театра Vascello в очередной раз доказали: география в театре важнее хронологии, а традиция - моды.
Московская афиша, 3 - 11 ноября /03.11/
Фестиваль к 10-летию падения Берлинской стены: фотовыставка и неделя кино Восточной Европы. Театральный фестиваль NET. Фестиваль музыки Арнольда Шенберга. "Божественная поэма" с Михаилом Плетневым. "Нотинг Хилл" с Джулией Робертс.
Ольга Кабанова, Ле Корбюзье - исключение /28.10/
Наши читатели не любят современной архитектуры и голосовать за нее не хотят.
Ольга Божко, Американский призрак в суперзвучании /27.10/
Фильм политкорректен: слабая женщина побеждает белого мужчину. Фильм туп - финал ясен с самого начала. Фильм безупречен - тупость выдерживается до самого конца. Зато кинотеатр хороший.


предыдущая в начало следующая
Екатерина Ливергант
Екатерина
ЛИВЕРГАНТ
kat@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: