Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Новости французского кино
Дата публикации:  15 Ноября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

От Хичкока к Хэллоуину

Американский праздник Всех святых еще больше подогрел интерес к фильмам ужасов, который и так не утихал. Французы как могли долго сопротивлялись проникновению американской культуры в нерушимые французские традиции, но аудио- и видеопродукция так полюбилась зрителям, что сопротивление оказалось бесполезным. Киноиндустрия тоже быстро подхватила эту идею и, осознав свою выгоду, сделала из фильмов ужасов хорошо продаваемый аттракцион.

Четко под праздник стали появляться новые фильмы. За последние два года это были "Крик-1" и "Крик-2" и "Я знаю, что вы сделали прошлым летом", тоже две серии. В кинотеатрах стали показывать ретроспективы классиков жанра - Джое Данте и Джона Карпентера. В общем, голливудская машина заработала с удвоенной силой, но на этот раз не для того, чтобы насмешить или растрогать зрителя, а для того, чтобы напугать его.

Начиная с фильма "Halloween" 1977 года, фильмы ужасов стали любимым жанром американских тинэйджеров. Они же чаще всего являются их героями. Сюжет минимальный: некто в маске гоняется за группой подростков и вырезает всех по очереди. В конце всегда следует разоблачение: некто страшный оказывается одноклассником пострадавших. Варианты: директором их школы, классным руководителем, случайно встретившимся на дороге прохожим и тому подобное.

Известно, что эволюция ужастиков связана с развитием спецэффектов, направленных на увеличение ужаса у зрителя. Чем картинка страшнее, тем лучше. Но это не всегда так. Если сравнить "Дом дьявола" Роберта Висе 1964 года с римейком этого года "Hantise" Жана де Бонта, то в первом варианте некоторые моменты даже лучше выстроены, а во втором - мощные эффекты порой дают обратный результат, появляется ощущение сказки, причем совсем не страшной.

Из ретроспектив, которые проходят сейчас во французских кинотеатрах, прежде всего стоит отметить актуальные во все времена фильмы Альфреда Хичкока. Режиссер снимал "ужасное" кино, которое очень страшно смотреть, но от которого невозможно оторваться, настолько завораживает происходящее на экране. Никаких эффектов не нужно. Свой знаменитый фильм "Птицы" Хичкок делал, конечно, без помощи компьютера, и зрителю остается только догадываться, как ему удалось передать ощущение реальности стихийного бедствия. Понятно только, что никаких способов, кроме наложения и монтажа, тогда не знали, даже цвета не было. В "Психозе", в основу которого положена детективная история, убийства каждый раз непредсказуемы. Но даже появление ножа в кадре повергает зрителя в такой ужас, что он ждет этого убийства каждую минуту. Таким образом режиссер держит зрителя в постоянном напряжении. Беда современных режиссеров, снимающих фильмы ужасов, в том, что они не научились у мастера главному - в их фильмах провисает сюжет, а кровь и жестокость играют главную роль. В результате получается обычный триллер. А на самом деле все просто: магнетизм кино Хичкока - в самой атмосфере фильма, в эффектах неожиданности и постепенного, незаметного для зрителя нагнетания ледяного ужаса.

Дэвид Линч доехал до рая со скоростью 7 км в час

Простая история / Straight story. Режиссер Дэвид Линч. В ролях: Ричард Фарнсворф, Сисси Спейсек, Харри Дин Стентон.

Про что фильм? Про хромого человека Стивена Стрэйта, который едет через всю Америку, чтобы навестить своего умирающего брата. Путешествует он на тракторе со скоростью 7 км в час.

Работа любого художника предполагает некоторое раскрытие его внутреннего мира посредством творчества. Кинорежиссер здесь не исключение. Исключение - Дэвид Линч, который от фильма к фильму становится все загадочнее и загадочнее и не перестает ставить зрителя в тупик. Кто-то называет его фильмы оригинальными, кто-то - мистическими. Большая же часть зрителей, выходя из зала, недоуменно пожимает плечами - странное кино.

После Канн "Простую историю" назвали лучшим и - несмотря на его внешнюю простоту - самым загадочным фильмом Дэвида Линча. Удивительно спокойное, ностальгическое кино, этакий фильм-сон. Много кадров-картин из более ранних линчевских фильмов: пожарная машина из "Голубого бархата", близнецы из "Твин-Пикса". Но все персонажи, сцены, детали, так или иначе, остаются на обочине дороги, по которой неспешно движется герой.

Многие увидели в этом фильме нового Линча, но на самом деле "Простая история" - это не новый, а скорее наоборот - очень старый Линч, времен фильма "Человек-слон". Спокойный город (напоминает пародию на город в "Синем бархате"), идиллическое общество, благовоспитанные семьи. Главный герой - крепкий старичок в шортах и майке. Его общение с душевнобольной дочерью, отношения со всеми жителями города, умилительные сведения о народной медицине и сельскохозяйственной технике, которыми он в совершенстве владеет, - все вызывает чувство гармонии. Временами даже кажется, что смотришь не Линча, а Спилберга. И тем не менее.

На самом деле это действительно простая история. И здесь никого не интересует, что творится за закрытыми дверями, - важнее то, что происходит по эту сторону.

Корпорация Дисней снимает фильм "Unabombler" с бюджетом в 70 миллионов долларов

Отшельник-математик Дэвид приговорен к пожизненному заключению за серию покушений. "Дэвид - американский герой, - говорят создатели фильма. - Он стоит перед ужасной дилеммой: пожертвовать своей семьей и быть свободным, либо забыть о себе, но спасти семью. Для нас это история с элементами греческой трагедии".

Фильм должен быть закончен в 2000 году и выйдет в начале 2001.

Фильм Режиса Вагджинера "Восток-Запад" представит Францию в конкурсе на премию "Оскар"

Фильм выбран организаторами церемонии в числе пяти финалистов, а победитель будет объявлен в марте 2000 года. Фильм "Индокитай" этого режиссера получил "Оскар" в номинации "лучший зарубежный фильм" в 1992 году.

Джек Николсон сыграет главную роль в фильме "The Pledge", режиссером которого будет Шон Пенн

Это уже не первая режиссерская работа Шона Пенна, в 1995 году он снял фильм "Crossing Guard".

Время действия его нового фильма - 50-е годы. Это криминальная драма по роману шведского писателя-драматурга Фридриха Дюрренматта. Сценарий уже написан, а съемки начнутся в феврале 2000 года.

Ирландский комитет по цензуре запретил показ фильма датского режиссера Ларса фон Триера "Идиоты"

В свое время с этим фильмом были проблемы в Англии; и несмотря на снятие этого запрета не только в Англии, но и во всем мире, ирландские цензоры назвали фильм антигуманным и не сочли возможным запустить его в прокат.

Дисней хочет продолжить дело Сальвадора Дали.

Студия Дисней решила закончить мультфильм Сальвадора Дали, над которым испанский художник начал работать в 1946 году. Тогда были сняты только 15 секунд фильма.

Рой Дисней, вице-президент "Уолт Дисней компани", заверил корреспондента английской газеты "Sunday Times", что его студия закончит проект Дали, на что он уже получил согласие наследника его авторских прав.

Самые кассовые фильмы Франции с 27 октября по 1 ноября

Фильм Кол-во недель в прокате Кол-во купленных билетов Число кинотеатров Общее число зрителей
Звездные войны. Эпизод 1 3 158 720 60 946 703
Жанна Д'Арк 1 143 249 56 143 249
Остин Пауэрс 1 93 920 48 93 920
Hantise 1 64 843 38 64 843
Инспектор Гедджет 2 28 227 44 87 553
Mafia Blues 5 25 278 23 356 720
Pas de scandale 2 23 747 29 81 223
Призрак собаки. Путь самурая 4 15 426 16 154 211
Mauvaises frequentations 2 14 918 25 50 189
Лето Кикуджиро 2 14 706 18 485 72

Как и ожидалось, новый блокбастер Люка Бессона оправдал надежды - 143 тысячи зрителей за 5 дней показа в 56 кинотеатрах. Но, несмотря на то, что критика прочит этому фильму великое будущее, на этой неделе ему не удалось обогнать "Звездные войны", которые вновь занимают верхние строчки чартов всего мира. Зрители валом валят на этот фильм - 158 тысяч проданных билетов за третью неделю показа. "Остин Пауэрс. Шпион, который меня соблазнил" поднимается все выше и выше и доказывает, что талант Майка Маерса первой серией не ограничился, за эти четыре дня билеты купили 93 тысячи зрителей. Но самым ярким дебютом этой недели стал новый фильм Бруно Дюпона "Человечность" - 8 тысяч зрителей в 11 залах за первые три часа показа. Вполне возможно, что именно с него и начнется долгожданное возрождение французского кинематографа.

Невероятные приключения героев, с которыми по ходу действия может случиться все что угодно

"Mifune" - Догма-3. Датский режиссер Сорен Краг-Якобсен. В ролях: Андрес Бертелсен, Ибен Йежиле, Жеспер Ашольт.

Фильм носит название Догма-3, и это значит, что снят он по законам, установленным в 1995 году двумя датскими режиссерами - Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом. Именно они были авторами двух первых фильмов, снятых по законам Догмы, - "Идиоты" и "Торжество". Догма - это заранее установленные правила съемки. Как технические, так и идеологические. С этими правилами может ознакомиться каждый пришедший посмотреть датское кино - они всегда написаны мелом на деревянной доске при входе в зал.

Съемки производятся ручной камерой при натуральном освещении, без использования каких-либо технических эффектов. В действии всегда соблюдается классическое триединство. Все происходящее на экране снимается вживую, будь то драка или оргия, - как в "Идиотах", например. Такое натуральное, экологически чистое кино.

Фильм "Mufine" - Догма-3 интересен и представляет собой неожиданное переплетение странных и местами забавных ситуаций. На их фоне кажется неудивительным, что в основу датского фильма положена биография великого японского актера Тоширо Мифуна.

О чем он, рассказать довольно трудно. Наверное, о чем угодно - зритель может увидеть в нем все, что захочет. Такое впечатление, что у фильма вообще нет сценария, и режиссер вместе с актерами придумывали сюжет по ходу съемок.

Скандальное кино о нелегкой женской доле

"Романс". Режиссер Катрин Брейя. В ролях: Каролин Дюсей, Рокко Сиффреди

Бесспорно скандальный фильм Катрин Брейя уже вызывал всплески негодования на разных западноевропейских кинофестивалях, не стал исключением, кстати, и Московский международный кинофестиваль. Но настоящий скандал разразился в преддверии кинофестиваля в Стокгольме, который пройдет в середине ноября. Шведские "зеленые", объединившись с партией феминисток, обратились к администрации фестиваля с просьбой запретить фильм к показу, назвав его порнографическим. Фильм действительно откровенный и отчасти феминистский, но это никакое не порно, а лишь очередной вызов сильной половине человечества, для которой женщина - лишь объект желания. Даже не очень сведущим в кино людям понятно, что порнофильмы - это особый жанр, где сюжет играет второстепенную роль, а все действие держится на постельных сценах. В "Романсе" же сюжет есть, причем довольно конкретный - в течение почти двух часов зрителю доказывают, что сильной половине человечества на этой земле жить значительно проще, чем слабой.

Учитывая все это, устроители фестиваля отклонили просьбу "зеленых". Свой отказ они мотивировали тем, что искусство далеко от политики и им бы не хотелось, чтобы политические партии вмешивались в кинопроцесс.

На фестивале фильм показан будет, но во многих городах Швеции зрители его так и не увидят.

Самые кассовые фильмы Франции с 3 по 9 ноября.

Школьные каникулы пошли на пользу рейтингу популярности фильмов, которые до этого затмевали "Звездные Войны" и "Жанна Д'Арк". Они по-прежнему занимают лидирующие позиции, но отрыв от других фильмов уже не так очевиден.

Английское кино на этой неделе имело неожиданный для Франции успех - на пять премьерных показов не очень известных в мире фильмов в течение пяти дней пришло 300 тысяч зрителей.

Из новинок популярна "Простая история" Дэвида Линча. Фильм, несмотря на медитативность, вызывает интерес у молодых киноманов.

Неплохое положение у французского фильма "Haut les coeurs" - в день премьеры 42 тысячи зрителей посетили 74 зала. Вполне возможно, что этот фильм ждет успех знаменитой "Розетты", общее число зрителей которой - более полумиллиона человек.

Два интересных фильма вышли на французские экраны - "Kirikou" и "Venus Beaute". Парижская пресса даже назвала их "два маленьких французских чуда". Они совсем новые, современные и, как говорят, модные. Скорее всего, зрителям кино понравится, - французы прессе доверяют. Вопрос в том, будет ли ими также умиляться мировая общественность, для которой, как известно, никакая пресса не авторитет.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Московская афиша, 11-18 ноября /12.11/
"Новая Европа: что мы приобрели и что мы потеряли" с падением берлинской стены. Ответ дает фестиваль. Выставка легкого современного искусства. Неделя музыки Шнитке.
Екатерина Ливергант, Новости кино /12.11/
Люк Бессон снял фильм о Жанне д'Арк. Восьмой книжный салон в Париже. Самые кассовые фильмы Франции. Французские кинодеятели обижены на прессу.
Всеволод Некрасов, Бом брам Церетели /11.11/
Публикуя нижеследующую статью, мы напоминаем о том, что мнение редакции может не совпадать со мнением автора: на наш взгляд, церетелиевский Петр ужасен. Но хулы на него вылито много, а комплимент - редкость. Да и может, свыклись люди с уродом.
От 7 ноября - к проблеме 2000 года /11.11/
Итоги века. Среди наших читателей нет фанатов революции. Большинство из них считает, что события 25 октября 1917 года стали началом величайшего преступления ХХ века.
Михаил Визель, Кошачий глаз /09.11/
Фильм "Romance" Катрин Брейя полностью посвящен "половой стихии": здесь мы впервые видим секс глазами женщины. Страшный и неожиданный конец фильма - высокий образец женской логики, делающий эту логику чуточку понятнее.


предыдущая в начало следующая
Екатерина Ливергант
Екатерина
ЛИВЕРГАНТ
kat@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: