|
||
/ |
Простодушный Дата публикации: 18 Ноября 1999 Единственный представитель популярнейшего англосаксонского жанра stand-by? Это когда профессиональный комик выступает с монологами и скетчами собственного сочинения, обычно по клубам, иногда - по фестивалям. У нас лучше всего знают Профессиональный драматург? Он пытался писать для Актер, звезда поколения, выбравшего пепси и пелевина? Но я не вижу его ни в одном из московских театров. Хотя так здорово было бы сказать однажды сердечному другу: "А что ж мы никак на Гришковца не сходим?", и отправиться не в Калининград, а, скажем, на Арбат. Живи он где-нибудь в Портленде, штат Мэн, и карьера его была бы обеспечена. Он гастролировал бы по клубам, подбираясь все ближе к "Большому Яблоку". Но здесь ему нравится сочинять грустные монологи. Он сам удивляется, когда публика смеется. В его спектаклях есть дивные сценки, которые при эстрадном исполнении смогли бы довести до истерики любой зал. Играя, например, "Одновременно", он рассказывает, как с детства мечтал спеть "как Элвис". Потом вооружается микрофоном и, беззвучно шевеля губами и поводя ручкой, изображает песню "Луч солнца золотого" из "Бременских музыкантов" в бессмертном исполнении Олега Анофриева. В эти минуты зал ведет себя просто неприлично - хрюкает, повизгивает, сползает со стульев. Но вырывать этот эпизод из цельного спектакля и показывать его по клубам и концертам было бы глупо. Непонятно, что делать с его талантами - их, пожалуй, слишком много. Это даже раздражает. Больше всего Гришковец изумляет меня тем, как ловко манипулирует моими эмоциями. Вот, пестуешь в себе годами профессиональную злость, гордишься репутацией ядовитого (или ядовитой?) писаки, а приходишь на Гришковца - и куда все подевалось? У него грация опытного взломщика. Гришковец моментально подбирает отмычки к нашим душам, отключает сигнализацию скепсиса, забирается в потайные комнаты подсознания, роется в кладовках памяти и вытаскивает на божий свет наши глубоко запрятанные мечты и страхи. Перебирая их, нежно и насмешливо, он держит наше внимание на протяжении полутора часов, нечувствительно переключая регистры от истерического веселья до неумолимой тоски. Получается это у него с невозможной легкостью: только что ты захлебывался смехом, наблюдая за его очередным этюдом, и вот уже грустишь, вспоминая с ним какой-нибудь военный фильм. Осознав, насколько ты зависишь от этого неуклюжего человечка, испытываешь неловкость. Он настолько сильный артист, что с ним неуютно. Его театр одного актера больше всего похож на кино. Он так умеет рассказывать свои истории, что зритель видит происходящее чуть ли не воочию. Вон мальчишка маленький плетется в школу, темно, холодно, и окна школы светятся нехорошим светом. Вон летчик ведет самолет, где-то в тысячах километров отсюда, и музыка звучит какая-то космическая. Вон матросик открывает кингстоны на крейсере "Варяг". Мир, огромный и непонятный, непонятным образом втискивается в спектакли Гришковца. И это здорово, и печально, и очень странно. Живешь себе в полном убеждении, что театр - это скучно, а придешь на Гришковца, оказывается наоборот. Короче, непонятно, что это за Гришковец такой. И что ему делать - играть, пьесы писать или и то и другое. И как к нему относиться: примешь всерьез - засмеют, а иронизировать просто не получается. Ясно одно: узнаете, что он приезжает в Москву, хватайте всех друзей и домашних и бегите на спектакль.
|
|
|
||