Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19991125_itogi.html

Итоги века.

Дата публикации:  25 Ноября 1999
Результаты голосования о самом выдающемя театральном деятеле.

Станиславский - 46

Брехт - 15

Также были названы Арто (3), Мейерхольд (2), Чехов, Дягилев, Вячеслав Иванов, Товстоногов, Брежнев и Ленин (понятно, если весь мир театр, то они были определенно на первых ролях одной из самых крупных сцен мира). Некто Франц и некто Ковальчук. Не указавший себя читатель написал: "Не знаю, почему после изобретения кинематографа еще существует театр". Другой: "Не знаю таких и вообще в театр не хожу". А третий выругался.

Зато Макс Григоренко написал умно и толково:

"Здравствуйте, на мой взгляд, выделять более важную для XX века театральную школу не совсем корректно, ибо и без Станиславского, и без Брехта современный театр представить просто невозможно. Вообще теоретизировать на тему современного театра можно долго, однако все мы - зрители - приходим в зал со своими предпочтениями, ожиданиями и своим - не только театральным - опытом. Следовательно, более интересен в данном случае субъективный взгляд зрителя. Для меня театр Брехта - это прежде всего театр, в котором актер - это актер, а не его герой, а рассказываемая история - условность. Социальный пафос Брехта настолько недвусмысленнен и изначально первичен в рамках пьесы, что со временем он начинает восприниматься отстраненно, такой же условностью, как и костюм актера, например. Видимо, Брехт положил начало театру как игре в театр, и именно такой театр мне интересен. Поэтому я голосую за Брехта. Еще хотелось бы отметить Романа Виктюка с его "Служанками" и "Философией в будуаре". Это, пожалуй, самые яркие мои театральные впечатления последних нескольких лет. С уважением, Макс Григоренко".


Кто главный киногерой ХХ века?
Чаплин
Штирлиц (он же Джеймс Бонд)