|
||
/ |
Новые "Идиоты": смотреть можно, увидеть - нет. Дата публикации: 2 Декабря 1999 В кинотеатре "Стрела" показывают новых Претензии Триера к мировому прокату заключались в том, что в кинотеатрах - начиная с Канна и заканчивая Сочи - демонстрировалась "оцифрованная" версия "Идиотов". Проще говоря, пленку обработали на компьютере, чтобы происходящее на экране можно было разглядеть. Триер, как и положено патентованному революционеру, тут же раздул из этого незначительного обстоятельства мировой пожар. Заявил, что "оцифровка" в корне противоречит правилам "Догмы": догматики изо всех сил добиваются размытого, якобы естественного изображения. Уничтожил - или объявил, что уничтожил - все копии "Идиотов". Напечатал новые. Каждую заклеймил персональным клеймом: "Ларс фон Триер с подлинным верно". Стал их демонстрировать, не забывая гнать волну скандала. Сумел выжать дополнительную прибыль из на глазах устаревающей "Догмы". В общем, лишний раз доказал, что он не только великий режиссер, но и гениальный продюсер. Не знаю, может, действительно "Идиоты" в аутентичном исполнении обретут небывалую глубину. Посмотреть их - если вы не видели культовый фильм до этого - будет, наверное, любопытно. Но вряд ли их можно будет увидеть. Даже к оцифрованным "Идиотам" привыкаешь не сразу: изображение дрожит, дергается, все смазано, в самый неподходящий момент героиня ускользает из объектива, да и саму героиню начинаешь различать среди действующих лиц разве что к концу фильма. Как выглядят настоящие "Идиоты", лучше не догадываться. Я, например, на них не пойду. Потому что иначе захочется написать о них в газету: Триер настолько классный ньюсмейкер, что вызывает у критиков постоянный зуд в кончиках пальцев. Вроде смотришь один и тот же фильм, а мысли возникают разные, и хочется быстрее выплеснуть их на клавиатуру компьютера. Но в газете тут же начнутся скандалы. Сначала редактор потребует "картинок", и ты будешь, чертыхаясь, выискивать среди слайдов какой-нибудь поприличнее. Потом фотоотдел будет кричать, выпучив глаза: здесь ничего не видно! что ты принесла?! А что я принесла? Ну, ноги какие-то торчат не в фокусе и что-то зелененькое вокруг чернеется. Нормальный кадр такой, типичная "Догма". Вообще, это все уже начинает раздражать. Новая волна датского кино с невозможной, неприличной скоростью вливается в мейнстрим. Весь мир снимает с рук, профессиональные киношники забывают основы ремесла и упорно притворяются любителями, и даже большой Голливуд включается в гонку за сверхмалым бюджетом. Этот сногсшибательный успех заставляет подозревать некую творческую неполноценность. Мы так сроднились с образом непонятого гения, что нам нелегко признать талант в успешных бизнесменах. Тем более что догматики сколотили свой капитал, рекламируя собственную независимость. И вот уже спонсоры стоят к ним в очередь, государство отводит под их эксперименты отдельную статью бюджета, а бедные зрители, только избавившись от монополии Голливуда, переходят в распоряжение новых монополистов - молодых датских режиссеров. Успехи Триера и Ко просто пугают. Они так раскрутили "Догму", что она вот-вот станет главной стратегией современного кино - как соцреализм в СССР. К новой волне массового зрителя приучают, как к картошке. Например, весь Новый год датчане вместо разудалой попсы и старых комедий будут смотреть опусы Триера со товарищи. В самый прайм-тайм 31 декабря четыре главных телеканала будут крутить документальные фильмы, сделанные Ларсом фон Триером, Томасом Винтенбергом, Сереном Краг-Якобсеном и Кристиан Левринг. Каждый из догматиков выберет в качестве героя рядового датчанина и снимет про него фильм в режиме реального времени - такой госзаказ дан им страной. Вместо новогоднего веселья публика будет наслаждаться всеми прелестями любительского кино, а телеканалы избавятся от обычной конкуренции. В то время как рабам "Догмы" поручают торжественную встречу третьего тысячелетия, их лидер торопится отмежеваться от им же созданного направления. Триер, ставший фон бароном в пику истеблишменту и сумевший раскрутить свою кличку не хуже Мадонны, гораздо лучше коллег чувствует, куда дует ветер эстетических перемен. Сегодня в мире моды ему просто нет равных - конъюнктуру в искусстве он ощущает всем существом. Из классиков self-promotion его можно сравнить разве что с Уорхолом. И тот и другой осознали важную заповедь современного творца: главное в этой профессии - уметь вовремя сматываться. Покидать освоенные области, пока их не застолбили прожорливые эпигоны. Ускользать от ответственности, сбегать, пока на тебя не наклеили ярлык - "догматик", например, - не узнали твоих приемчиков, не поняли, откуда позаимствованы твои штампы, не вычислили твой почерк. Только мы успели переварить эстетику любительской съемки, как Триер уже сделал нам ручкой. Сейчас он заканчивает съемки мюзикла
|
|
|
||