Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Новые "Идиоты": смотреть можно, увидеть - нет.
Дата публикации:  2 Декабря 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В кинотеатре "Стрела" показывают новых "Идиотов" Ларса фон Триера. Нет, это не "Идиоты-2", это тот же самый культовый фильм, который вы уже имели шанс видеть и в кино, и на видео. Прошел слух, что на этот раз мы увидим "Идиотов", не оскопленных цензурой. Вспомнив сцену группового секса, невольно предполагаешь, что чего-то мы там недосмотрели и вот появился шанс увидеть все в деталях. Тем более у Триера были нешуточные споры с цензурой в католических странах, и главная проблема, помнится, заключалась в нескольких секундах полового акта, показанного с излишним приближением к натуре. В этих секундах, по мнению многих, и заключается весь интерес "Идиотов", поэтому новую версию ждали с нетерпением. Однако вот странность: хронометраж фильма - что в Канне, что в "Стреле" - совпадает безукоризненно. Смотрим, сравниваем: 117 минут - и там, и там. В Испании - 116. Понятно, там нравы строгие. А у нас эти 117 минут уже показывали не раз. Оказывается, вся новизна этих "Идиотов" - в качестве пленки.

Претензии Триера к мировому прокату заключались в том, что в кинотеатрах - начиная с Канна и заканчивая Сочи - демонстрировалась "оцифрованная" версия "Идиотов". Проще говоря, пленку обработали на компьютере, чтобы происходящее на экране можно было разглядеть. Триер, как и положено патентованному революционеру, тут же раздул из этого незначительного обстоятельства мировой пожар. Заявил, что "оцифровка" в корне противоречит правилам "Догмы": догматики изо всех сил добиваются размытого, якобы естественного изображения. Уничтожил - или объявил, что уничтожил - все копии "Идиотов". Напечатал новые. Каждую заклеймил персональным клеймом: "Ларс фон Триер с подлинным верно". Стал их демонстрировать, не забывая гнать волну скандала. Сумел выжать дополнительную прибыль из на глазах устаревающей "Догмы". В общем, лишний раз доказал, что он не только великий режиссер, но и гениальный продюсер.

Не знаю, может, действительно "Идиоты" в аутентичном исполнении обретут небывалую глубину. Посмотреть их - если вы не видели культовый фильм до этого - будет, наверное, любопытно. Но вряд ли их можно будет увидеть. Даже к оцифрованным "Идиотам" привыкаешь не сразу: изображение дрожит, дергается, все смазано, в самый неподходящий момент героиня ускользает из объектива, да и саму героиню начинаешь различать среди действующих лиц разве что к концу фильма. Как выглядят настоящие "Идиоты", лучше не догадываться. Я, например, на них не пойду. Потому что иначе захочется написать о них в газету: Триер настолько классный ньюсмейкер, что вызывает у критиков постоянный зуд в кончиках пальцев. Вроде смотришь один и тот же фильм, а мысли возникают разные, и хочется быстрее выплеснуть их на клавиатуру компьютера. Но в газете тут же начнутся скандалы. Сначала редактор потребует "картинок", и ты будешь, чертыхаясь, выискивать среди слайдов какой-нибудь поприличнее. Потом фотоотдел будет кричать, выпучив глаза: здесь ничего не видно! что ты принесла?! А что я принесла? Ну, ноги какие-то торчат не в фокусе и что-то зелененькое вокруг чернеется. Нормальный кадр такой, типичная "Догма".

Вообще, это все уже начинает раздражать. Новая волна датского кино с невозможной, неприличной скоростью вливается в мейнстрим. Весь мир снимает с рук, профессиональные киношники забывают основы ремесла и упорно притворяются любителями, и даже большой Голливуд включается в гонку за сверхмалым бюджетом. Этот сногсшибательный успех заставляет подозревать некую творческую неполноценность. Мы так сроднились с образом непонятого гения, что нам нелегко признать талант в успешных бизнесменах. Тем более что догматики сколотили свой капитал, рекламируя собственную независимость. И вот уже спонсоры стоят к ним в очередь, государство отводит под их эксперименты отдельную статью бюджета, а бедные зрители, только избавившись от монополии Голливуда, переходят в распоряжение новых монополистов - молодых датских режиссеров.

Успехи Триера и Ко просто пугают. Они так раскрутили "Догму", что она вот-вот станет главной стратегией современного кино - как соцреализм в СССР. К новой волне массового зрителя приучают, как к картошке. Например, весь Новый год датчане вместо разудалой попсы и старых комедий будут смотреть опусы Триера со товарищи. В самый прайм-тайм 31 декабря четыре главных телеканала будут крутить документальные фильмы, сделанные Ларсом фон Триером, Томасом Винтенбергом, Сереном Краг-Якобсеном и Кристиан Левринг. Каждый из догматиков выберет в качестве героя рядового датчанина и снимет про него фильм в режиме реального времени - такой госзаказ дан им страной. Вместо новогоднего веселья публика будет наслаждаться всеми прелестями любительского кино, а телеканалы избавятся от обычной конкуренции.

В то время как рабам "Догмы" поручают торжественную встречу третьего тысячелетия, их лидер торопится отмежеваться от им же созданного направления. Триер, ставший фон бароном в пику истеблишменту и сумевший раскрутить свою кличку не хуже Мадонны, гораздо лучше коллег чувствует, куда дует ветер эстетических перемен. Сегодня в мире моды ему просто нет равных - конъюнктуру в искусстве он ощущает всем существом. Из классиков self-promotion его можно сравнить разве что с Уорхолом. И тот и другой осознали важную заповедь современного творца: главное в этой профессии - уметь вовремя сматываться. Покидать освоенные области, пока их не застолбили прожорливые эпигоны. Ускользать от ответственности, сбегать, пока на тебя не наклеили ярлык - "догматик", например, - не узнали твоих приемчиков, не поняли, откуда позаимствованы твои штампы, не вычислили твой почерк. Только мы успели переварить эстетику любительской съемки, как Триер уже сделал нам ручкой. Сейчас он заканчивает съемки мюзикла "Танцующая во тьме", перепевающего мотивы "Танцующих под дождем", с Бьорк в главной роли.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Циликин, Качество свободы /01.12/
Мальчики и девочки смотрели другое кино и читали другие книжки, учили языки, ездили по миру и лазали по Сети... Все это меняет их сценическое существование. Это трудно доказать, но это явственно ощущается. Радость безмерная - есть надежда, что театр не вымрет, и даже появляется желание, чтобы этого не случилось.
Екатерина Ливергант, На французских экранах с 24 ноября по 1 декабря /30.11/
"Неудачный ход", "Чистый рок-н-ролл", "Полено", "Вулкан", "Holy smoke", "Меня принес аист", "Тарзан", "Наблюдатель".
Московская афиша, 26 ноября - 2 декабря /26.11/
"Декабрьские вечера" в Пушкинском. Мистические натюрморты в фотографии и живописи. "Мой многоуважаемый шкаф" в "Петровиче".
Александр Ивлев, Наш "Культ дохлых коров" /25.11/
Мероприятие "Культурные герои XXI века", проводимое в рамках акции СПС "Ты прав", - очень своевременное и нужное для Новосибирска мероприятие. Выставка авангардного (?) искусства была скучна, нелепа и наспех сляпана; ее следовало воспринимать как психиатрический тест. Если вас ничего не тронуло и не задело - у вас трезвый взгляд на жизнь.
Итоги века. /25.11/
Результаты голосования о самом выдающемя театральном деятеле. Брехт побежден Станиславским, но пылких театралов среди читателей РЖ оказалось немного.


предыдущая в начало следующая
Ширли МакМырли
Ширли
МАКМЫРЛИ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: