Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19991208_kaban.html

Никакой ахимсы
Ольга Кабанова

Дата публикации:  8 Декабря 1999

Любимым киногероем ХХ века был назван Штирлиц (мы решили не отделять его от Джеймса Бонда) - 50 голосов. За героя Чаплина проголосовали 34 человека. То есть тому, кто сносит удары судьбы, большинство читателей предпочло тех, кто их наносит.

Прокомментировать итоги опроса можно письмом отзывчивого на наши голосовалки Макса Григоренко: Остин Пауэрс. Не правда ли, достойное продолжение дела Штирлица и Бонда? Чаплин, "маленький человек", принадлежит "эпохе джаза", и каким бы красивым ни казалось нам сегодняшним (пожалуй, это относится весьма не ко многим) время Хемингуэя, Джойса, Фицджеральда, Ишервуда etc, оно закончилось благодаря социальным (и культурным, ибо социальное и культурное всегда есть части одной системы) экспериментам Гитлера, Рузвельта и др. Мир второй половины века другой, и его герой уж никак не маленький человек - жертва эпохи (системы, общества и проч.). Его герой деятелен и предприимчив. Он всегда побеждает. С таким героем идентифицирует себя зритель XX века, второй его половины. Но Штирлиц слишком интеллектуален, а Бонд - уперто-прямолинеен, и оба они слишком уж серьезны, да и, пожалуй, слегка надоели. Однако воспитать себе смену смогли. Что выросло, то выросло, как говорится. С уважением, Макс. Григоренко

Еще были названы:

Китон

Ну, ясный перец, Глеб Жеглов и Володя Шарапов. В крайнем случае, Юрий Деточкин

Терминатор

Уильям Блейк из "Мертвеца" и индеец Никто - два варианта свободы

То есть читатель предпочел героя на службе (Ее Величества или Родины) и вруна. Не были названы ни альтруисты (кроме Деточкина мог бы быть Штирлиц или Ганди), ни интеллектуалы (какой-нибудь Гусев из "Девяти дней одного года", или Броснан в "Газонокосильщике", или персонаж из "Матрицы"), ни романтические авантюристы (мне до сих пор очень нравятся Вентура и Делон из французского фильма начала 70-х "Искатели приключений"), ни многочисленные герои-любовники (был такой фильм "9 с половиной недель") ни рефлектирующие неврастеники (был такой фильм "8 1/2"), ни вендерсовские ангелы, ни демонические злодеи, ни благородные отцы семейств (Дон Корлеоне).

Добро с кулаками прижилось на киноэкране и нашло отклик в сердцах зрителя. Но не потому, что зритель отождествляет себя с киногероем. А именно потому, что он с ним отождествлять себя как раз и не собирается. Любимый киногерой никакого отношения к самому зрителю не имеет. Он просто отличное изображение, пародия на человека. И чем менее этот герой человекоподобен - тем лучше.

"The Beatles" - лучшая группа ХХ века?
Да
Нет