Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19991208_kryukov.html

Без страха и упрека
Денис Крюков

Дата публикации:  8 Декабря 1999

Кинокомпания "Партнер-фильм" выпускает новый фильм Михаила Козакова "Ужин в четыре руки". Фильм является телеверсией спектакля "Возможная встреча", поставленного им же в театре "Русская Антреприза Михаила Козакова". В основе спектакля лежит пьеса Пауля Барца "Невозможная встреча". Фильм повествует о несостоявшейся в действительности встрече величайших композиторов эпохи Георга Фридриха Генделя и Иогана Себастьяна Баха и об их гипотетическом разговоре. В постановке занято четыре актера: Михаил Козаков в роли Генделя, Евгений Стеблов в роли Баха, Анатолий Грачев во второстепенной роли прислуги и Михаил Козаков (младший) в эпизодической роли Генделя в детстве. Действие не выходит за рамки помещения и жанра.

Вопрос целевой аудитории - вещь тонкая и не до конца понятная. Запросы публики иногда бывают необъяснимыми и даже пугающими. Найти правильный ответ - для производителя полдела. Однако не надо сомневаться - фильмы, которые изначально кажутся абсолютными аутсайдерами, найдут своего зрителя и коммерчески окупятся.

В данном случае мы имеем дело с малобюджетной картиной. Фильм и не пытается вырваться за рамки этого статуса - он малобюджетен по своей природе. Если к этому добавить еще его телевизионность, то мы получим ортодокса жанра телепостановки. Его целевая аудитория - слегка подуздоватая интеллигенция, которая ждет подобные фильмы и с радостью и упоением будет покупать "Ужин в четыре руки" на видеокассетах и смотреть на телеэкране.

Ценителям же высокого искусства этот телефильм трудно рекомендовать для просмотра. Его шутки так и не выйдут на уровень "более чем занимательных". Актерская игра не обсуждается. Не потому что плоха, а потому что не ясно, чего ради и какой собственно посыл. Весь фильм на экране два завистливых старика, одного из которых почему-то называют пятым евангелистом, а другого королем музыки. Композиторы "вылеплены" для какой-то цели крайне неаппетитно; Е.Стеблов мог бы даже получить где-нибудь приз за самый непривлекательный образ. Не спасают и цитаты из Пазолини. Фильм Козакова нельзя отнести и к тем картинам категории "В", которые делает, например Альберт Пьюн, не выходя за рамки дешевого кинопродукта и достигая тем не менее высочайшего уровня изобразительности.

Из интервью, которое дал М.Козаков прессе после показа фильма, стало ясно, что жанр им выбран неслучайно. Он нисколько не обольщается своим вкладом в мировой кинематограф, точно понимает, что он сделал и для кого. И вместе с тем никоим образом не сожалеет о "содеянном" - дважды повторил, что не ищет к себе снисхождения.

Михаил Козаков выбрал жанр и будет верен ему до конца. Он ничем не выдаст себя. Вылезающий сверху экрана микрофон ставит точку. Он рыцарь телеэкрана.