Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19991209_ilsch.html

"Митьки" в Русском музее
Кирилл Ильющенко

Дата публикации:  9 Декабря 1999

Самый прогрессивный в стране отдел современного искусства Русского музея показывает в Мраморном дворце выставку Александра и Ольги Флоренских, лидеров самой популярной в народе художественной группы "митьки". То, что показывают на третьем этаже дворца, выдержано в духе программных устремлений движения создавать искусство трогательное, без всякой насмешки , "а если и с усмешкой, то доброй".

Для персональной выставке в престижном музее художники выбрали свой недавний проект для Летнего сада "Передвижной бестиарий", состоящий из серии самодвижущихся деревянных объектов-мобилей. Основное население просторных залов - аккуратные деревянные и тряпичные животные с какой-нибудь движущейся на электрическом ходу частью. Крокодил разевает шарнирную пасть, питон высовывает металлическое жало, в когтях птицы трепещет тряпичная рыбеха. По стенам развешаны разноцветные эскизы-коллажи, показывающие работы в предполагаемом месте экспонирования в Летнем саду.

По ним чувствуется, что на свежем воздухе деревянное поголовье смотрелось поживее. Художникам так и не удалось покорить строгое мраморное музейное пространство, требующее для освоения более острых экспозиционных ходов. Зверюшки напоминают одновременно и русский лубок, и мобили знаменитого парижского скульптора Жана Тэнгли. Это сходство в случае Флоренских, людей с несомненной пластической культурой, работает, скорее, против них. Для лубка здесь маловато преувеличений и смачных подробностей.

Не совсем соответствуют работы и критериям современной скульптуры, среди которых - безусловное владение материалом и внимание к формальным тонкостям. Слишком уж все аккуратно и при этом простовато.

Зато на полную катушку художники отыгрываются на своем позитивном, чисто "митьковском" юморе без насмешки. Все работы столь забавны и трогательны, что любимы без разбора обычно строгими к современному искусству тетеньками-смотрительницами. Они с готовностью показывают посетителям, куда надо нажать, чтобы закрутился очередной дурацкий пропеллер или открылась крокодилья пасть. Для детей это просто рай - шестилетняя дочка моего московского приятеля целый час как угорелая носилась по залам, с восторгом нажимая на все кнопки и дергая за все рычаги.