Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19991227.html

На французских экранах с по 20 декабря
Екатерина Ливергант

Дата публикации:  27 Декабря 1999
Вся информация с сайтов: www.lemonde.fr; www.cinefil.fr

На этот раз на французские экраны вышло не так много американских фильмов - основной "выброс" произошел на прошлой неделе. Поэтому сейчас к просмотру предлагается лишь относительно новый фантастический боевик "Конец Света" с Арнольдом Шварценнегером в главной роли. Не понятно, почему этот фильм так запоздал с выходом во Франции - во всем мире его уже посмотрели, в том числе и у нас. Но этот факт стоит объяснить скорее проворностью наших прокатчиков, нежели безалаберностью их французских коллег.

-

В силу того, что обзор все-таки французской прессы, рецензии на некоторые французские фильмы безусловно будут присутствовать в настоящем выпуске. Но основной акцент мы сделаем на картинах других стран, которые показали товар лицом на этой неделе. В частности, достойное место займут фильмы производства Швейцарии, Англии и даже Индии.

-

Чтобы совсем не оставлять США за бортом шоу-бизнесса вниманию читателей будет представлена рецензия на фильм "Mistery men" режиссера Кинка Юшера.

Небольшое нововведение: в связи с открытием еще одного электронного источника французской прессы www.lexpress.fr, на котором помимо анонсов присутствуют еще и оценки местных критиков, вид настоящих заметок тоже немного изменится. В начале каждой статьи будет стоять соответствующий значок, который отражает мнение французских экспертов. С мнением же автора касательно фильма, а также касательно оценки критиков читатель сможет ознакомится, прочитав статью.

**** - очень хорошо

*** - хорошо

** - нормально

* - плохо

Отсутствие значка - полный провал

Autour de la maison rose / Розовый квартал **

Франция

1999 год

Драматическая комедия

Режиссер: Джоанна Харджитомас, Калил Джорджее

В ролях: Жозеф Ассар, Мирей Сафа, Морис Маалуф

Город перестраивается после войны. Полуразрушенные здания исчезают, на их месте вырастают новые дома . Розовый квартал - один из самых старых и красивых в городе, пострадал меньше остальных. Розовым его называют потому, что там находится потрясающий особняк XIX века из розового кирпича. Сразу после войны там поселились две семьи Нофаль и Одеми.

План реконструкции включает полную перестройку всех частей города, в частности строительство на месте особняка торгового центра.

Соответственно, предполагается, что жители дома переедут. Но семьи съезжать не собираются.
Все остальные жители квартала против перестройки не возражают. Поэтому вокруг розового дома разворачивается борьба.

Фильм французский и для Франции типичный. Им ли не знать, как неприятно, вместо приятного теплого, пусть даже не очень удобного старого, получать что-то неопределенное новое. Здесь идет речь о консервативности как потаенной черте характера французов.

Также, здесь можно углядеть и реально существующий уже много лет конфликт. В Париже помимо древней архитектуры есть новые районы. Один такой монстр из стекла и бетона находится в непосредственной близости от Елисейских полей. Постройки нового района в точности повторяют известные памятники Парижа, но исполнены они с учетом современных тенденций, и жители города опасаются (не без оснований), что "новый" Париж рано или поздно заменит "старый".

Непонятно, как парижане справятся с этой проблемой, но очевидно одно - в случае победы современных дизайнеров - туристов в их городе заметно поубавится.

Mystery men / Странные люди (комедия)**

США

1999 год

Режиссер: Кинка Юшер

В ролях: Ханк Азариа, Клер Фолрани, Грег Кинеар

Как выглядят супер-герои знают все. Красивые мужчины с накаченными телами и обворожительной улыбкой. Кроме внешнего великолепия, они отличаются тем, что всегда преуспевают в борьбе со злом.

В городе Чемпионов трое начинающих супер-героев томятся в ожидании славы.

Рой, саркастически настроенный молодой человек вынужден прозябать на службе у своенравного мистера Фурье.

Очаровательный Джефри живет со своей матерью и не теряет времени даром, усердно разрабатывая удар и упражняясь в метании тарелок и стаканов. Он одет в ужасный костюм из английского твида. Себя называет Синим факиром.

Эдди - шикарный брюнет, занят в основном баскетболом и воспитанием сына. Его любимое оружие - лопата, поэтому друзья так и зовут его - Эдди Лопата.

Каждую ночь эти трое ходят по городу и пытаются найти хоть какое-нибудь зло и его победить. И заслужить таким образом внимание СМИ и уважение своих семей. Но единственное чем заканчиваются их похождения , это их же поражения и проблемы с полицией.

Приятное американское кино. Ни намека на интеллектуальность, ни претензии на оригинальный жанр.

Просто нагромождение веселых действий и приключений. Глаз отдыхает, мозг расслабляется. По качеству съемки и уровню эффектов абсолютно соответствует голливудским стандартам.

При этом гэги и нелепые ситуации, в каждом кадре раздражения не вызывают - слишком уж хорошо играют актеры. В этом отношении Голливуд сделал большой скачок. До недавнего момента актеры в б-фильмах мягко сказать не блистали.

Французская критика поставила этому фильму самую плохую оценку. Но очевидно что массовому зрителю фильм понравится.
Для французской же критики, похоже, важнее, чтобы фильмы нравились им самим. Такой вот герметизм.

Beresina ou les dernieres jours de la Suisse / "Березина" или последние дни Швейцарии ***

1999 год

Швейцария

Комедия

Режиссер: Даниэль Шмид

В ролях: Елена Панова, Джеральдин Чаплин, Мартин Бенраф, Ульрих Неэтен

Девушка Ирина приезжает в Швейцарию работать моделью, у дизайнера Шарлотты. Проработав с ней какое-то время она делает дизайнеру имя. Постепенно Ирина становится популярнне своей хозяйки и вращается уже не в богемной среде модельеров и художников, а проводит время с политиками и банкирами.

Шарлотта с таким положением дел не согласна. Вместе со своим другом адвокатом они решают подождать и посмотреть, насколько долго Ирне удасться продержаться в высоких кругах.

Ждать им предстоит недолго. Очень скоро Ирина стаонвится жертвой жантажа и грязных политических игр. Выгодные знакомства оборачиваются фактической потерей гражданства, как местного так и отечественного.

Тут-то в игру вступают Шарлотта и адвокат.

Они предлагают продолжить Ирне общение в высокопоставленными чинами, но несколько в ином ключе. А именно, превратить их из друзей в клиентов.

Не пожалев денег, они снимают квартиру, куда и приезжают клиенты.

За бокалом дорогого вина Ирина должна выведывать у них государственные секреты и передавать хозяевам, под страхом возвращения на историческую родину.

Понятно, что после нескольких лет в благополучной Швейцарии, в Россию, пусть даже демократическую возвращаться не хочется.

Un mari ideal / Идеальный муж

Англия

1999 год

комедия *

Режиссер: Оливер Паркер

В ролях: Кейт Бланчетт Минни Драйвер Руперт Эверет Джулиан Мур Джереми Нортан

Cэр Роберт Чилтерн (Джереми Нортам) - человек, у которого есть абсолютно все. Блестящий политик и джентельмен в полном смысле этого слова, он является идеальным мужем для не менее прекрасной леди Чилтерн (Кэйт Бланчетт).

Они предмет всеобщего восхищения - идеальная пара, одним словом.

Но мир, как известно, не без добрых людей. На безоблачном небосклоне четы Чилтернов появляется подлая интриганка мадам Шевелей (Джулиан Мур) , которая открыв некоторые подробности прошлой жизни Роберта, наносит сокрушительной удар, как его карьере, так и личной жизни.

Раздавленный, он обращается к своему старом другу лорду Артуру Корингу (Руперт Эверет).

Известный всему городу как человек большого ума и разумного поведения, Коринг распутывает клубок лжи и придуманных обстоятельств, и рассеивает миф о тайных связях и отношениях своего друга. Но, если в решении чужих проблем он на высоте, то этого же нельзя сказать о его личной жизни.

Очарование Мабель Чилтерн, сестры Роберта, угрожает его репутации.

Что касается первой части фильма, то здесь Руперт Эверет явно на высоте. Роль рассудительного друга ему знакома. ("Свадьба моего лучшего друга").

Если же говорить о его романтическом увлечении сестрой главного героя, то тут от него потребовалось недюжинное актерское мастерство.

Конечно, светские хроники не самый надежный источник информации, но уж больно настаивают они на нетрадиционной сексуальной ориентации актера.

Sex: the Annabel Chong story / Секс: история Аннабель Шонг

1999 год

США

Документальное кино

Режиссер: Гуф Левис

В ролях: Грейс Куик

Это реальная история Грейс Куик. Уроженки Сингапура, выросшей в Лондоне и учившейся в Лос-Анджелесе. Известной в порно бизнессе как Анабель Шонг. В 1995 году она побила мировой рекорд обслужив за десять часов 250 мужчин. Сделала она это, как следует из ее интервью " чтобы развеять миф о пассивной роли женщин в сексе".

Режиссер Гуф Левис, узнавший о ней из телевизионного шоу в 1994 году, немало заинтересовался ее персоной. Он уже тогда решил снять этот фильм и для этого многие годы снимал звезду на фотокамеру, познакомился с ее семьей друзьями, учителями. Все эти материалы и легли в основу фильма.

Как говорит сам режиссер, он все это делал, чтобы понять феномен порнокино вообще и его звезд в частности.

Кусок из итнтевью с Анабель Шонг:

Как вы сами отнеслись к идее съемок фильма о вас?

С восторгом! Когда речь заходит о звездах порно, обычно они рассматриваются только под одним углом зрения. Женщина, чтобы она не говорила и не делала, воспринимается либо как жертва, либо как идиотка. Мы с Гуфом долго обсуждали этот вопрос, и поняли, что он хочет разрушить этот стереотип, я же дала на это свое согласие. Под этим девизом все съемки и проходили. Он делал свою работу. Я - свою, стараясь со своей стороны сделать все, чтобы происходящее на экране было максимально приближено к реальности.

Tron de la mort / Трон смерти**

Индия

Комедия

1998

Режиссер: Мурали Наир

В ролях: Лакшими Раман, Вишас Ниаракал, Суас Тайат, Живан Митва

Сельский труженик простой индийской деревни, Кришнан, попытался улучшить благосостояние своей семьи. Но путь он избрал не самый легкий.

За кражу двух кокосовых орехов, он был схвачен и посажен в тюрьму. Все бы хорошо, просидел бы он год, одумался. Но несчастный пал невинной жертвой индийских судебных крючкотворцев.

В общем, украл он орехи , а сел за преднамеренное убийство.

Жители деревни больше верят закону, чем соседу, поэтому с решением суда согласились. А суд постановил преступника казнить. Поскольку в Индии, электрических стульев нет, Кришнан был отправлен в США, где в силу благополучного экономического положения с орудиями казни все в порядке.

Вот такая комедия.

Несмотря на невысокую оценку французской критики, фильм получил золотую камеру на Каннском феситивале.

Такой яркий пример авторского кино, яркая иллюстрация непростой индийской действительности, с вкраплениями явно не индийского, а европейского юмора.

Даже при не самом высоком техническом уровне съемок, сценарий к фильму нельзя не похвалить.