Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/19991228_2.html

Это не кино
Ширли МакМырли

Дата публикации:  28 Декабря 1999

Главными событиями уходящего года стали самый дорогой и самый дешевый фильмы американского производства. Джордж Лукас потратил на новую серию "Звездных войн" 115 млн. зеленых. Авторы "Ведьмы Блэра" обошлись сорока тысячами баксов, заработанных в трудах праведных по перевозке мебели, расклейке объявлений и склейке рекламных роликов. Поразительно, но маньяк спецэффектов, превративший киноэкран в монитор компьютера, и фанаты бедного видео добились примерно одинакового результата. "Это не кино", - говорят об их лентах.

И правда, что это за кино, в котором нет ни одного метра, не обработанного на компьютере, где взгляду тесно от чешуйчатых кольчуг, извивающихся конечностей и психоделических физиономий действующих лиц. Где гоняются на сверхскоростных мини-ракетах так, что твоя рука невольно нашаривает джойстик на подлокотнике кресла. Где нет ничего, кроме череды громокипящих аттракционов, подбрасывающих, как американские горки.

Или другой вариант - молодых неизвестных актеров забрасывают в лесную чащу и оставляют там на произвол судьбы. Они передвигаются по карте, снимая ручной кинокамерой все, что с ними происходит. Съемочная группа крадется за ними по пятам и пугает их по ночам. Дни идут, начинается дождь, сухой паек подходит к концу. Измотанным актерам уже не приходится изображать страх и усталость - эмоции сами проступают на исхудавших лицах. Кое-как смонтированную хронику происходящего нам и показывают.

И "Войны", и "Ведьма Блэра" доказали, что главные открытия в кино совершаются или на пределе технических возможностей или при полном отсутствии таковых. Беда русских киношников, что им не хватает смелости, чтобы экспериментировать за копейки, и не хватает денег, чтобы освоить новые технологии. Наше кино обречено томиться в скучном закутке под названием "художественное кино": премьеры уходящего года доказывают это, так и не став настоящими событиями.